Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1761Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития

Сборник материалов конференции

ISBN: 978-5-94051-058-1

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Русская народная сказка как матрица утверждения негегемонной мужественности», актуальная для современников 675

Радина Н.К.
доктор политических наук, профессор департамента социальных наук, НИУ "Высшая школа экономики", Нижний Новгород, Россия
e-mail: rasv@yandex.ru

Никитина А.А.
НГПУ, аспирант, Нижний Новгород, Россия
e-mail: aleksa-nik08@mail.ru

Полный текст

Воздействие словом, рассказывание и чтение сказок для воспитательно­го воздействия на протяжении многих веков используется в человеческой культуре. При помощи чтения человек «входит в культуру», понимает, ка­кие события могут с ним произойти, как придется решать те или иные зада­чи. В работах Н. Л. Пушкаревой, анализируется нестандартная, «немуже­ственная» мужественность русских народных сказок. «Немужественные» герои (Емеля, Иванушка - дурачок, Иван-царевич и др.), добиваются успе­ха, становятся победителями не в силу «мужских достоинств», а, напро­тив, благодаря мягкости, добросердечию, заботе, терпению, состраданию, то есть качествам, традиционно расцениваемым как «женские».

Представляя в данной статье анализ российской «немужественной му­жественности», ответим на вопрос, насколько герои сказок созвучны на­шим современникам, для этого обратимся к результатам исследования, выполненного на подростковой выборке (81 старшеклассник; методи­ки - опросник ИРМИ (Радина Н. К., Никитина А. А.) и СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд, адаптация А. К. Осницкого)).

Гегемонный вариант развития мужской идентичности, мировой эталон «идеальной мужественности», среди российских старшеклассников не яв­ляется самым разделяемым (около 10 %). Половина всех старшеклассни­ков являются обладателями двух вариантов развития мужской идентично­сти - это «мягкий» патриархатный (23,5 %) и эгалитарный (22,5 %) вари­анты. Следует отметить, что «мягкий» патриархатный вариант является са­мым демократичным и «мягким» из патриархатных типов, а эгалитарный -проявлением самого высокого уровня неподверженности стереотипным гендерным ролям и моделям поведения.

При анализе показателей социально-психологической адаптированно-сти старшеклассников с разными вариантами развития мужской идентич­ности, было обнаружено следующее. Мягко-патриархатный вариант раз­вития мужской идентичности можно охарактеризовать как недостаточно адаптированный, однако «неприспособленность» данного подтипа уравновешивается конструктивными личностными характеристиками (более вы­сокие показатели эмоционального комфорта, самая низкая склонность к до­минированию и самый низкий балл по уходу от проблем). Именно этот ва­риант мужской идентичности среди всех остальных наиболее узнаваем в контексте образа «Иванушки-дурака». Это не очень приспособленные юно­ши недоминантного склада, ведомые и не очень удовлетворенные собой, готовые к компромиссу и сотрудничеству.

«Мягкая патриархатность» российских мужчин становится основой «гендерного баланса», неконфликтного взаимодействия с сильными и на­ходчивыми российскими женщинами. Таким образом, «немужественные герои» русских народных сказок представляют инвариант российской не-гегемонной (мягко-патриархатной) мужественности, реально отраженной в идентичностях современных мужчин.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика