Каталог изданий 118Рубрики 53Авторы 9258Новости 1826Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития Сборник материалов конференции ISBN: 978-5-94051-058-1 Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Год издания: 2011 |
Исследование ориентации на социальные нормы у младших школьников в разных образовательных средах 638Счастная Т.Н. Уланова Н.С. Полный текст
Необходимость изучения особенностей усвоения ребенком социальной нормативности на одном геополитическом пространстве в контексте интеграции разных культур приобретает в последнее время особое звучание. Изучение особенностей ориентаций на социальные нормы у младших школьников, проживающих в одном мегаполисе, но обучающихся в образовательных учреждениях с различной религиозной и светской направленностью (арабская, общеобразовательная школы, православная гимназия) стало целью исследования, проведенного в Москве в период с 2005 по 2008 год. Задачами исследования стали изучение представлений детей о структуре социальных отношений в семье, в классе, о нормах поведения в обществе сверстников, в отношениях с родителями и педагогами, определение уровня нравственных суждений и ориентации на мотивацию одобрения исследованных школьников. Результаты исследования показали, что социальные нормы у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах и учреждениях с разной религиозной направленностью содержательно сравнимы. Общность в содержании социальных норм отмечается в представлениях о семейных отношениях, эстетических, литературных предпочтениях, моральных ценностях, профессиональных выборах и желательных жизненных перспективах. В содержании социальных норм, касающихся отношений внутри семьи и выбора авторитета, у респондентов всех групп занимают родители и старшие родственники. При этом отмечаются некоторые различия в выборе предметов для подражания. Так учащиеся религиозных школ избирают в качестве примера религиозных деятелей, в то время как у их сверстников из светских школ такие ориентиры встречаются достаточно редко, в основном, дети выбирают родителей и литературных героев. Интерес представляет также и ориентации на соблюдение социальных норм у младших школьников из учреждений с разной религиозной направленностью: ориентации детей из школ с религиозной направленностью отличаются большей консервативностью и жесткостью, в тоже время мотив одобрения одинаково важен для всех детей, независимо от образовательной среды. У детей, обучающихся в школах с религиозной направленностью, тенденция к большей консервативности в ориентации на построение внутрисемейной иерархии выражена значительнее. Проявились различия и в гибкости нравственных суждений. Для младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях с религиозным компонентом, характерна более жесткая ориентация на выполнение норм поведения, обусловленная стремлением избежать наказания. Тогда как большинство учеников образовательной школы придают значение выполнению норм, одобряемых другими людьми или правилами общества, ориентируясь на межличностные отношения. Эти и другие полученные данные позволяют лучше понять сходные черты и особенности представлений младших школьников, воспитывающихся в разных религиозных культурах, и могут быть использованы при организации единой поликультурной образовательной среды. Статьи по теме
Математические методы в психологии и смежных науках, Теория и методология | Ефимова Н.Н. Лучшие практики работы с детством: опыт психологов системы образования Чувашской Республики Психологическая диагностика, Психология личности | Гаранян Н.Г., Захарова Ю.В., Сорокова М.Г. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|