Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Этнопсихология: вопросы теории и практики

Сборник научных трудов

ISBN: 978-5-94051-046-8

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Взаимосвязь этнической идентичности культурной дистанции и этнической дискриминации (на примере этнических групп азербайджанцев и армян) 1063

Мусаева А.Э., выпускница кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ (2009 г.), Москва, Россия
Полный текст

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящий момент, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется этнокультурной «мозаичностью». Это обусловливает усиление межэтнической напряженности и возрастание роли этнических факторов в поведении человека, как на социальном, так и на личностном уровнях. В трансформирующемся поликультурном обществе одним из самых важных предикторов межэтнических отношений является этническая идентичность. В связи с этим актуальным является изучение формирования этнической идентичности, т.к. ее несформированность может являться фактором риска возникновения напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов.

Этническая идентичность «встроена» в систему отношений личности, а формирование этой идентичности способствует формированию важнейших личностных качеств.

Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни этнических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняющемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.

Как признает ряд исследователей, механизмы социальной идентификации наиболее ярко и полно раскрываются в проблемных ситуациях. Исходя из этого, в качестве объекта исследования нами избраны представители этнических общностей, находящихся в сложных условиях социально-экономических и культурных изменений: представители этнических меньшинств, азербайджанцы и армяне, учащиеся московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы (учащиеся 9, 10, 11 классов). Всего в исследовании приняло участие 100 школьников

Исследование проводилось на базе московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы. Нами был проведен социально�психоло� гический опрос с использованием следующих методов исследования:

  1. Опросник Дж. Финни1 (исследует выраженность этнической идентичности).
  2. Шкала воспринимаемой этнической дискриминации Дж. Финни2 (исследует воспринимаемую этническую дискриминацию)
  3. Шкала культурной идентичности Д. Бирман3 (исследует культурную идентичность)
  4. Шкала воспринимаемой культурной дистанции И. Суанет-Галченко4 (модификация автора) (исследует воспринимаемую культурную дистанцию).

Прежде чем перейти к основополагающим компонентам, связанным с понятием этническая идентичность, необходимо рассмотреть аспекты идентичности, разработанные Эриком Эриксоном5. С его точки зрения понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность — это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой скрыты и не достаточно изучены.

Также идентичность помимо личной тождественности (неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т.д.).

В свою очерель этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Как совершенно справедливо отмечает Г.У. Солдатова, «достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида»6.

С точки зрения современных исследователей этническая (культурная) идентичность находится в тесной связи с переживнаием дискриминации по этническому признаку а также с представлением о культурных различиях с группами с которыми ингруппа находится в тесном взаимодействии. Опираясь на эти соображения мы построили описанный выше план экспериментального исследования.

Перейдем к представлению и анализу результатов. В целом они представлены в таблицах 1 и 2.

В целом у армянских школьников воспринимаемая культурная дистанция знаичимо связана с когнитивным компонентом этнической идентичности, а этническая дискриминация — с когнитивным и аффективным компонентами этнической идентичности, а также с культурной идентичностью.

По нашему мнению выраженная взаимосвязь между культурной дистанцией и когнитивным компонентмо этническои идентичности аспектах свидетельствует о том, что армянские подростки определяют «близость» или «отдаленность» другой культуры на основе этнической осведомленности, включающей знания об этнических группах — своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры.

Высоко значимая взаимосвязь между воспринимаемой этнической дискриминацией и этнической идентичностью (во всех ее проявлениях) позволяет нам предположить, что дискриминация по этническому признаку у наших респондентов тесно связанна с тем, насколько сильно они индентифицируют свою принадлежность к армянской культуре.

У азербайжанских школьников культурная дистанция оказалась связана как с когнитивным компонентом так и с аффективным компонентом этнической идентичности. Также была обнаружена взаимосвязь между этнической дискриминацией и культурной идентичностью.

На основе полученных данных о взаимосвязи культурной дистанции и этнической идентичности можно сделать вывод о том, что школьники-азербайджанцы определяют свое субъективное восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры с одной стороны на основе «этнической осведомленности», включающей знания об этнических группах — своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры. С другой стороны для восприятия «близости» или «отдаленности» другой культуры оказывается также важно отношение к собственной этнической общности, проявляющееся в этнических аттитюдах.

Взаимосвязь между этнической дискриминацией и культурной идентичностью в представлениях азербайджанских подростков скорее всего говорит о том, чтопо их мнению проявления дискриминации по признаку этнической принадлежности взаимосвязаны с принадлежность человека к той или иной культуре, т.е. с ценностнями и поведенческими маркерами а не с самим фактом принадлежности (как у армянских школьников).

Далее сравним полученные данные. Главные различия заключаются в том, что у азербайджанских респондентов выявлена взаимосвязь культурной дистанции, как с когнитивным компонентом этнической идентичности, так и с ее аффективным компонентом. У армянских подростков такая взаимосвязь только с когнитивным компонентом.

Но мы видим обратную ситуацию с этнической дискриминацией и ее взаимосвязью со всеми компонентами этнической идентичности (когнитивный, аффективный и культурный) у армянских подростков. При этом у азербайджанских школьников выявлена взаимосвязь этнической дискриминации только с культурной идентичностью.

В целом, на основе полученных результатов, мы можем говорить о том, что:

  1. Оба феномена: воспринимаемая культурная дистанция и этническая дискриминация у московских подростков — представителей этнических меньшинств связаны с этнической идентичностью.
  2. У азербайджанских подростков в развитии этнической идентичности большую роль играет воспринимаемая культурная дистанция, а у армян — этническая дискриминация.
  3. Можно предположить, что восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры у азербайджанцев, происходит как через знания, мысли, так и через чувства, эмоции (когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности). А у армянских подростков нашей выборки восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры происходит через знания, мысли (когнитивный компонент этнической идентичности).

1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.Практикум — М., 2008.
2 Phinney J. S., Madden T., & Santos L. J. (1998). Psychological variables as predictors of perceived ethnic discrimination among minority and immigrant adolescents. Journal of Applied Social Psychology, 28 (11), 937—953.
3 Birman D., & Trickett E.J. (2001). The process of acculturation in first generation Immigrants: A study of Soviet Jewish Refugee Adolescents and Parents. Journal of Cross-Cultural Psychology, 32 (4), 456—477.
4 Galchenko I. Acculturation of russian immigrants end emigrants. Netherland, Veenendal, 2006.
5 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
6 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998. c. 62.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика