Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Подход к решению задачи определения психологических характеристик личности по почерку 2501Кулик С.Д. Гунько Н.Е. Полный текст
Введение Исследованием почерка и его признаков активно занимаются в таких областях, как криминалистика, медицина, психология, археология, а также информационная безопасность. В криминалистике письмо изучено достаточно хорошо и уже получен ряд результатов, связанных с исследованием почерка в целом и его признаков. Благодаря индивидуальности и относительной устойчивости почерка можно установить исполнителя рукописи, подписи, его пол и возраст, физическое состояние (например, была ли подпись сделана тяжелобольным человеком), а также условия, в которых рукописный текст был создан (например, в обычной или необычной позе). Связь между признаками почерка и психологическими особенностями личности изучается в графологии и отчасти в психологии. В обширном кругу научных знаний графология занимает на сегодняшний день одно из видных мест. Достаточно давно начали предприниматься попытки изучения зависимости между почерком и психологическими особенностями личности исполнителя рукописного текста. Современная психологическая наука подтверждает зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности исполнителя текста. Отдельные приемы графологического анализа применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии (Алесковский, Комиссарова, 2008). Применение знаний по графологии осуществляется на современном этапе в самых разных областях профессиональной деятельности, таких, как подбор персонала, профориентация, исторические изыскания (Зуев-Инсаров, 1992), и, кроме того, достижения графологии могут быть использованы в следственно-судебной практике и решении гражданскоправовых вопросов. Несмотря на хорошую изученность почерка в целом и его отдельных признаков в криминалистике, до сих пор практически отсутствуют апробированные методики по составлению психологического портрета в соответствии с особенностями почерка человека, а проводимые в данном направлении прикладные исследования носят отрывочный, фрагментарный характер (Алесковский, Комиссарова, 2008). Для разработки такого рода методик и программных средств необходимо оценить возможности графологии и криминалистического почерковедения по составлению психологического портрета на основе признаков почерка (с помощью анализа предыдущих исследований в данной области, анализа данных, вероятностных оценок и т. п.). Проведение подобных научных исследований откроет новые возможности распознавания личности и определения ее психологических характеристик при использовании автоматизированных методов анализа почерка и методов экспертного принятия решения. Разработанные методы позволят снизить влияние субъективных факторов, а также существенно уменьшить вероятность ошибок при принятии решения специалистами, например, в криминалистике. Криминалистика и графология Исследованием признаков почерка и особенностей письма занимаются в отрасли криминалистики – судебном почерковедении, представляющей собой область знаний по изучению почерка и разработке методов его исследования с целью раскрытия преступлений или установления конкретных обстоятельств по гражданским делам (Тихомирова, Тихомиров, 2008). Суть исследования почерка в криминалистике заключается в определении принадлежности авторства документа тому или иному человеку, в установлении подлинности рукописного документа или определении факта искажения почерка или копирования почерка другого лица. Наряду с исследовательскими работами в области криминалистики осуществляются также исследования в других смежных областях, например, в области изучения биологических нейронных сетей, математической статистики и моделирования (Кулик и др., 1990 а; Кулик и др., 1990 б; Кулик, Никонец, 2009), а также в прикладных социальнопсихологических исследованиях (Черенков, 1995; Сидельникова, Герасимов, 2005). Графология – область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. В настоящей работе мы придерживаемся трактовки графологии как «учения об определении характера человека по почерку» (Белкин, 2000) или «учения о распознавании по почерку характера человека» (Рубцова и др., 2008). Согласно мнению Р. С. Белкина, «отечественные почерковеды используют некоторые признаки почерка и письма, описанные графологами, для решения таких задач, как установление пола и состояния пишущего и др.» (Белкин, 2000). Таким образом, графология в нашем исследовании рассматривается как возможное средство для решения некоторых задач криминалистического почерковедения (судебного почерковедения), а также как проективная психологическая методика. В соответствии с проведенным обзором литературы, а также на основании работы С. Ю. Алесковского и Я. В. Комиссаровой (2008) нами была составлена таблица, содержащая сводную информацию об основной тематике и результатах широкого круга исследований рукописного материала и особенностей почерка (табл. 1).
Таблица 1
Отдельные примеры (Орлова и др., 2006) исследований, относящихся к изучению почерка и его особенностей, представлены в табл. 2. Таблица 2 Психологические тесты, используемые для решения задач почерковедения Психологический портрет личности представляет собой совокупность характерологических, темпераментологических особенностей, индивидуальных личностных свойств и характеристик, которые выявляет психодиагностика в контексте современной теории личности. Многофакторные методики – MMPI, опросник 16 PF Р. Кеттелла, портретный тест Л.Сонди, цветовой тест М. Люшера и другие – предназначены для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей и позволяют получить общий, целостный и достаточно полный психологический портрет. Специально ориентированные методики предназначены для диагностики отдельных компонентов личности или ее психологических качеств: это типологический опросник Дж. Голланда, ориентировочная анкета-тест Л. Йовайши, конфликтологический опросник К. Томаса и т. д. Методика MMPI – это базисная психодиагностическая методика, выявляющая полный спектр структурных компонентов личности: характерологические особенности, мотивационную составляющую, самооценку, формы межличностного поведения, сексуальную ориентацию, адаптивность, суицидальность, предрасположенность к алкоголизму и многое другое. Методика Кеттелла (форма С, 105 вопросов) предназначена для диагностики 16 фундаментально независимых и психологически содержательных факторов, каждый из которых имеет устойчивую связь с определенными чертами личности. Методики Айзенка EPQ и EPI позволяют исследовать личность по нескольким компонентам: уровень лабильности, экстраверсии и психотизма, эмоционально-волевой стабильности и отнесение темперамента к классическим типам. Опросник FPI (114 вопросов) – это личностный опросник, который создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широкоизвестных опросников, как 16 PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые играют первостепенную роль в социальной, профессиональной адаптации человека и регуляции его поведения (MMPI.ru, Психологометодический центр Москвы). Анализ различных источников позволил определить практический инструментарий (тесты, опросники, шкалы и т.п.), используемый при изучении почерка и кратко представленный в табл. 3. Таблица 3
Как видно из табл. 3, наиболее часто используемыми в диагностической практике являются следующие тесты (опросники): тест Кеттелла, тест MMPI, тест Айзенка и опросник Стреляу. Признаки почерка и психологические характеристики личности Формирование почерка, как правило, заканчивается к 20–25 годам. Несмотря на то, что обучение происходит по единой методике и стандартным прописям, почерк каждого человека индивидуален, так как на него влияют анатомические, психофизиологические особенности и тип нервной системы. Почерк характеризуется целым набором признаков, позволяющих отличить почерк конкретного человека от почерков всех остальных людей. Детальное изучение почерка основывается на целой системе информативных признаков, например, следующих: форма и размер, положение букв, направление, наклон почерка, промежутки между элементами, буквами и словами, величина оставляемых полей, определение повторяемости выделяющихся признаков, подпись как самостоятельный признак и др. Признаки почерка в криминалистике традиционно делят на общие и частные. К общим признакам относятся: степень выработанности, конструктивная сложность, общее направление движения, а также размер букв, их разгон, наклон, связность и темп выполнения. Общие признаки почерка (не считая степени выработанности) достаточно легко поддаются изменению по воле пишущего, а поэтому при идентификации исполнителя рукописи следует отдавать предпочтение частным признакам. Частный признак – это особенности движений руки, проявляю щиеся при выполнении букв либо их отдельных частей. Частные признаки могут одинаково проявляться у различных лиц, однако их сочетания отличаются индивидуальной специфичностью и представляют собой неповторимую совокупность признаков (Криминалистика, 1994). Пример интерпретации признаков почерка в криминалистике: · нажим сильный (ширина основного штриха более 1 мм); · нажим слабый (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0,5 мм); · нажим средний (ширина этого штриха меньше 1 мм, но больше соединительного). Пример разбиения на элементы (криминалистические признаки почерка) прописной буквы Ж представлен на рис. 1 (см.: Кулик и др., 1990 а, 1990 б). Пример интерпретации признаков почерка в графологии: · легкий нажим – человек является тонкой и чувствительной натурой, в большей степени интроверт; обладает критическим умом и высоким самоконтролем, которые позволяют справляться с задачами большой важности, что в то же время приводит к затратам дополнительной энергии и возрастанию напряжения; · слабый нажим – неуверенность в себе, склонность к постоянным колебаниям, боязнь принимать какие-либо решения. Рис.1. Пример разбиения на элементы прописной буквы Ж. Фрагмент I (все элементы): 1 – первый элемент; 2 – второй элемент; 3 – третий элемент; 4 – четвертый элемент; 5 – пятый элемент; фрагмент II (1-й и 5-й элементы): 1 – точка начала; 2 – начальная часть; 3 – верхняя часть; 4 – основная (средняя) часть; 5 – нижняя часть; 6 – заключительная часть; фрагмент III (2-й и 4-й элементы): 1 – начальная (нижняя) часть; 2 – основная (средняя) часть; 3 – заключительная (верхняя) часть; фрагмент IV (3-й элемент): 1 – начальная (верхняя) часть; 2 – основная (средняя) часть; 3 – заключительная (нижняя) часть. Как видно из примеров, интерпретации признаков почерка в криминалистике и графологии расходятся. Если в криминалистическом почерковедении признаки почерка в основном имеют количественную оценку и предназначены для идентификации писавшего или для установления авторства, то в графологии признаки почерка имеют скорее описательный характер и представляют психологические характеристики автора рукописи. Для исследования был составлен исходный набор из 107 признаков почерка, включающий в себя признаки почерка как из графологии, так и из криминалистического почерковедения и основанный на обзоре работ И. В. Щеголева, Ю. Г. Чернова, С. Д. Кулика, М. М. Челышева, Е. В. Судиловской, Л. О. Сорокиной, В. В. Серегина и др. Исследование наиболее информативных признаков почерка невозможно без изучения индивидуально-психологических особенностей личности, поскольку каждый графологический признак содержит ценную информацию о тех или иных свойствах характера пишущего, особенностях темперамента, о способности к креативному мышлению и т. д. Важность разработки подходов к изучению личности, развития такого направления психологии, как психология индивидуальности, особо подчеркивал в своих работах академик Б. Г. Ананьев – создатель ленинградской школы психологии, убедительно доказывая, что именно через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. По мнению Б. Г. Ананьева, на основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий такие компоненты, как: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, умение общаться, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию, которые и были использованы в наших исследованиях (Гунько, 2010). Основные этапы работы 1. Предварительный анализ признаков почерка рукописного текста (из криминалистического почерковедения и графологии); составление исходного набора признаков для дальнейшего более подробного анализа. Анализ психологических тестов по составлению психологического портрета личности с точки зрения соответствия целям и задачам исследования. Разработка специального бланка для сбора образцов почерка. 2. Составление выборки образцов почерка (кратких рукописных текстов по специально составленному бланку) и выборки испытуемых (проводится путем психологического тестирования). Обработка полученной выборки; формирование показателей и критериев эффективности. Количественный анализ отобранных признаков почерка с точки зрения их валидности и надежности; сокращение набора признаков и проведение его модификации. 3. Разработка решающего правила и порядка построения психологического портрета человека по выбранным признакам почерка. Для решения этой задачи предполагается использование возможностей искусственных нейронных сетей. 4. Разработка алгоритмов анализа на основе решающего правила и программного обеспечения. Выполняются отладка программного обеспечения и опытная эксплуатация, а затем внедрение полученных результатов на практике. В соответствии с этапами исследования определены цели и задачи исследования. Цель: разработка правил принятия экспертного решения для составления психологического портрета на основе признаков почерка. Задачи: · выделение основных признаков почерка на основании уже известных; · анализ и отбор психологических тестов, необходимых для исследования; · сбор, подготовка и обработка данных выборки, полученных из образцов почерка; оценка валидности выделенных признаков почерка; · разработка правила принятия решения и его алгоритма с целью создания эффективного программного обеспечения. Для решения поставленных задач определены следующие группы методов: · методы системного анализа; · методы криминалистического почерковедения и графологии; · методы искусственных нейронных сетей; · методы программирования. Состояние исследования на данный момент Авторами был проведен подробный анализ уже существующих в данной области научных работ, а также анализ и отбор исходных признаков почерка, необходимых для дальнейшего исследования. Для проведения исследования формируется выборка из образцов почерка 100–200 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Для получения образцов разработан так называемый бланк почерка, в основе которого лежит специально сформированный в рамках исследования связный текст, состоящий из 20 строк, 228 слов, 89 из которых – разнобуквицы. Текст содержит все буквы алфавита – строчные и прописные, а также цифры. Каждый испытуемый должен пройти психологическое тестирование, но поскольку в рамках данного исследования невозможно отразить все компоненты психологического портрета личности, предложенные Б. Г. Ананьевым, нами (на основании разработок специалистов ИП РАН) были отобраны следующие психологические тесты (опросники): · тест Бэм (определение типа характера: маскулинного, фемининного, андрогинного); · тест Равена (тест на определение уровня интеллекта); · пятифакторный опросник личности Big 5 (состоящий из пяти шкал: экстраверсия, привязанность, контролирование, повышенная эмоциональность, игривость). Для наиболее комфортного прохождения процедуры психологического тестирования и получения образцов рукописного текста испытуемым была предоставлена возможность пройти тестирование в спокойной домашней обстановке посредством сети интернет на базе разработанного инструментальныого программного комплекса, удовлетворяющего целям данного исследования. Начат сбор экспериментальных данных. Заключение Проведенная работа позволила составить подробный обзор тематической научной литературы, обобщить обширный опыт уже проведенных исследований, а также проанализировать полученные результаты. Наряду с теоретической разработкой данного направления прикладной психологии, авторами настоящей работы предлагается к рассмотрению алгоритм эмпирического исследования, важными составляющими которого являются: подготовленный исходный набор признаков для сбора обучающей и контрольной выборок; разработанный бланк для анализа почерка; набор опросников для тестирования испытуемых. Кроме того, определена область разработки эффективного алгоритма распознавания почерка и правил принятия экспертного решения, и наиболее перспективными в данном случае представляются нейросетевые алгоритмы. Результаты данной работы могут быть в дальнейшем использованы:
Разработка эффективных правил принятия решения и программного обеспечения в области построения психологического портрета на основе признаков почерка представляется актуальной задачей в условиях развития современной научной графологии, психологии и криминалистического почерковедения. Литература
Статьи по теме
Дворянчиков Н.В., Журавлева Е.Р. Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология личности, Психология развития | Митина Л.М., Митин Г.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|