Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности * 3014Петраш М.Д. АннотацияВ статье рассматриваются особенности профессионального развития в период ранней взрослости на основе анализа результатов эмпирического исследования психологического содержания кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности. В процессе изучения основных характеристик субъекта профессиональной деятельности в зависимости от ситуации профессионального развития («кризисной» и «конструктивной») выделяются факторы, способствующие позитивному направлению профессионального развития в период ранней взрослости. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-06-00490 а Ключевые слова: период ранней взрослости, профессиональное развитие, профессиональный кризис, факторы кризисов профессионального развития Рубрика: Психология труда Тип: научная статья Фрагмент статьи
Решающую роль в развитии, формировании, становлении личности играет деятельность, именно в деятельности совершается формирование личности, складывается ее индивидуальность, вырабатывается система отношений к миру, к обществу, к себе. В процессе освоения дея тельности формируются соответствующие мотивы; чело век находит в осваиваемой деятельности все больше сторон, способных удовлетворить его разнообразные потреб ности (Фонарев, 1998). Самым значительным по времени отрезком жизни человека является период взрослости, особая значимость которого заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения и окружающий мир (Ананьев, 1968). Наше исследование охватывает период ранней взрослости, который характеризуется выраженным стремлением к самостоятельной, независимой жизни: происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Данный период связан с трудностями взросления и вхождения в самостоятельную жизнь: строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей. Ранняя взрослость охватывает два важных периода в профессиональном развитии человека: это период послевузовской профессиональной адаптации, связанный с непосредственным «вхождением» в профессию, и период «вхождения» в профессиональное сообщество в качестве полноценного его члена. Согласно периодизации развития человека как субъекта труда, предложенной Е. А. Климовым (Климов, 1996), данные периоды соответствуют стадиям «адаптанта» (возраст профессионала от 20 до 23 лет, профессионал со стажем до трех лет) и «интернала» (возраст 24–25 лет, стаж – более пяти лет). Включенность в профессиональный социум происходит на стадии «адаптанта», когда молодому специалисту необходимо адаптироваться к новой социальной роли, разновозрастному коллективу, социальнопрофессиональным ценностям и т. д. Наступает время выполнения профессиональных функций, «старт» в развитии субъекта деятельности (Ананьев, 1968). На стадии «интернала» работник становится довольно опытным, устойчиво любит свое дело, может работать самостоятельно, более надежно и успешно справляется с основными профессиональными функциями. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология личности | Горбатова Е.А. Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Смольный Я.Н., Маринова М.М. Влияние эмоционального выражения лица незнакомого человека на представление о его личности Алтыникова Н.В., Дорофеев А.В., Музаев А.А., Сагитов С.Т. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|