Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9352Новости 1845Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик человека и выраженности у него целей сравнения себя с другими людьми 1252

|

Самойленко Е.С.
доктор психологических наук, Заведующая лабораторией познавательных процессов и математической психологии, ФУБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия
e-mail: elena.samoylenko@ipras.ru

Васанов А.Ю.
Институт психологии РАН, Центр экспериментальной психологии МГППУ
e-mail: a_vasanov@mail.ru

Корбут А.В.
преподаватель 18-ой кафедры (психологии), Военный университет МО, Россия
e-mail: psy45@mail.ru

Полный текст

1. Современные представления о мотивах и целях личностно-ориентированного сравнения

Социальное, или личностно-ориентированное, сравнение представляет собой процесс так называемого «обдумывания» человеком информации, касающейся одного или нескольких людей, при соотнесении с собственным Я (Wood, 1996). Такое сравнение часто характеризуется как «стратегический процесс, осуществляемый для удовлетворения специфических мотивов или целей» (Mussweiler et al., 2006, р. 35.– Курсив авт.), – понятий, как правило, отождествляемых современными зарубежными исследователями.

История развития исследований в области социального, или личностноориентированного, сравнения началась с выделения самооценивания в качестве его ведущего мотива или цели. Согласно Л. Фестингеру (Festinger, 1954), люди испытывают потребность в оценивании собственных способностей и мнений; точное представление о себе необходимо человеку для оптимального функционирования. Люди обращаются к сравнению себя с другими людьми при отсутствии в объективной реальности некоторого средства для оценки собственных характеристик.

Уже в самых первых исследованиях социального сравнения показано, что сравнение себя с другими людьми осуществляется также с целью улучшения представления о себе или повышения самооценки (Thornton, Arrowood, 1966). Одной из основных теоретических концепций, используемых для объяснения роли социального сравнения как средства улучшения представления о себе, является так называемая теория нисходящего сравнения (Wills, 1981). Согласно этой теории, люди, переживая неприятности и, соответственно, стремясь повысить субъективное представление о собственном положении, сравнивают себя с теми, кто находится в худшей позиции.

Показано, что сравнение себя с другими людьми осуществляется и с целью самосовершенствования. В этом случае в качестве референтов сравнения выбираются такие люди, которые обладают наилучшими показателями по определенному параметру (Wood, Taylor, 1991). Согласно исследованиям, подобное восходящее сравнение, называемое Л. Фестингером «однонаправленным стремлением вверх» (Festinger, 1954), свойственно людям, имеющим высокую мотивацию достижения цели (Wheeler, 1966) и обладающим ярко выраженным стремлением к соперничеству (Gastorf et al., 1980).

Ряд авторов выделяют достаточно специфические цели социального сравнения. Среди них установление и поддержание социальных отношений, саморазрушение, альтруизм и обеспечение предсказуемости (Helgeson, Mickelson, 1995), валидизация собственных мнений, т. е. получение доказательств того, что они действительно верные (Goethals, Darley, 1977; Kruglyansky, Mayseless, 1987), формирование когнитивной структуры, т. е. получение определенного знания по конкретному вопросу (Kruglyansky, Mayseless, 1987) или поиск информации (Nosanchuk, Erickson, 1985).

Необходимо отметить, что современные эмпирические исследования мотивов и целей социального сравнения опираются прежде всего на качественные данные, полученные в результате проведения интервью. Получаемые в рамках структурированного и полуструктурированного интервью вербальные самоотчеты, несмотря на ограничения, связанные с их валидностью, содержат информацию, позволяющую выявить разнообразие целей, преследуемых человеком при сравнении себя с другими людьми. Однако такая методология в определенной степени ограничивает возможность выявления количественных тенденций в преобладании у людей определенных целей личностно-ориентированного сравнения. В этом смысле наиболее перспективной представляется методология, в которой сочетаются интервью и опросники. Одним из немногих примеров реализации такой методологии является исследование (Helgeson, Mickelson, 1995), в котором на его первом этапе группе участников предлагалось представить, что с ними произошла одна из неприятностей: рак, сердечное заболевание или провал на экзамене. Испытуемые должны были рассказать, с какой целью они или какой-нибудь другой человек будут: 1) сравнивать себя с кем-то, кто находится в лучшей, худшей или примерно такой же, как и они, ситуации; 2) пытаться получить о таких людях информацию; 3) взаимодействовать с ними. Сходные ответы были объединены в семь категорий, отражающих основные мотивы или цели сравнения человеком себя с другими людьми: самооценка, поддержание собственного Я, самосовершенствование, саморазрушение, альтруизм, связь с людьми и обеспечение предсказуемости. На основе полученных ответов был сконструирован опросник, который был использован на втором этапе исследования. В результате факторного анализа авторы подтвердили существование вышеописанных целей личностно-ориентированного сравнения. Кроме того, в исследовании изучалась связь выраженности целей сравнения с самооценкой, однако была выявлена только одна закономерность: субъекты с низкой самооценкой осуществляли значимо чаще, чем люди с высокой самооценкой, сравнение себя с другими людьми с целью саморазрушения.

Подобная методология, также опирающаяся на сочетание качественных и количественных процедур, была реализована нами в ряде эмпирических исследований, в которых выявлен целый ряд связей между выраженностью целей сравнения человеком себя с другими людьми и его индивидуально-психологическими характеристиками (Самойленко, 2010; Самойленко, Какубери, 2010; Самойленко, Корбут, 2011). В настоящей статье дана подробная характеристика методической процедуры исследования целей личностноориентированного сравнения, предложен более детальный анализ полученных ранее данных о связи выраженности этих целей с личностными характеристиками, диагностируемыми с помощью теста «Большая пятерка», а также представлены новые результаты, полученные в рамках цикла работ, осуществленных в данном направлении.

2. Исследование выраженности целей сравнения человеком себя с другими людьми

Для исследования частоты встречаемости категорий целей сравнения человеком себя с другими людьми был разработан опросник, исходным материалом для составления которого послужили свободные вербализации, полученные в результате проведения эмпирического исследования с использованием процедуры незаконченного предложения.

2.1. Разработка опросника

Для получения максимально разнообразной качественной информации о целях, которые преследует человек при сравнении себя с другими людьми, мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие субъекты трех возрастных групп: 124 ученика 3–4-х классов начальной школы (70 девочек и 54 мальчика; средний возраст 10 лет), 96 учеников 8–9-х классов средней школы (52 девочки и 44 мальчика; средний возраст 15 лет) и 128 студентов (65 девушек и 63 юноши; средний возраст 22 года) Москвы. Респондентам предлагалось продолжить в развернутой письменной форме незаконченное предложение: «Я сравниваю себя с другими людьми для того, чтобы…»

В результате анализа вербализаций, реализованного двумя экспертами, было выделено 363 вербальные единицы, характеризующие цели сравнения человеком себя с другими людьми. Вербальные единицы были распределены на категории, часть которых была обнаружена у представителей всех возрастных групп, а часть – только у некоторых (например, только у младших школьников или старшеклассников). Были выделены следующие категории целей личностно-ориентированного сравнения:

-Категория 1. Поддержание социальных отношений и связей (налаживание общения) (напр.: «Мне хочется найти с окружающими общий язык», «Так я становлюсь ближе к друзьям»).

-Категория 2. Поддержание собственного Я: повышение самооценки, уверенности в себе и эмоциональной стабильности (напр.: «Хочу доказать себе, что я тоже что-то умею», «Это дает мне уверенность»).

-Категория 3. Положительная самопрезентация перед другими людьми (напр.: «Показать маме, что у других бывает и хуже»).

-Категория 4. Научение: овладение знаниями и опытом, в частности, способами решения проблемных ситуаций (напр.: «Учиться на чужих ошибках и достижениях», «Выработать наилучшую модель поведения», «Так легче выходить из ситуации»).

-Категория 5. Самопознание и самооценивание (напр.: «Я хочу узнать свой характер», «Хочу найти объяснение своим поступкам»).

-Категория 6. Самосовершенствование (напр.: «Хочу себя усовершенствовать», «Я пытаюсь быть лучше»).

-Категория 7. Достижение социальной идентичности и стремление иметь сходство с другими людьми (напр.: «Я хочу быть на них похожей», «Стать таким же»).

-Категория 8. Познание других людей (напр.: «Хочу понять, какие они по характеру, узнать их»).

-Категория 9. Субъективное позиционирование себя среди других людей, т.е. оценка степени сходства с другими людьми или анализ своих и чужих преимуществ (напр.: «Хочу понять, кто лучше, а кто хуже, понять, похож я на них или нет»).

-Категория 10. Без определенной цели (напр.: «Просто так»). Следующие категории целей были выявлены только у подростков и студентов.

-Категория 11. Повышение мотивации к деятельности и целеполагание (напр.: «Понять, что мне делать в жизни», «Понять, к чему мне надо стремиться»).

-Категория 12. Самореализация (напр.: «Реализовать свой потенциал»).

-Категория 13. Стремление иметь индивидуальность, быть непохожим на других (напр.: «Быть непохожими на них», «Не быть такими, как они»).

Процедура формирования пунктов опросника

Из наиболее часто встречающихся высказываний, отнесенных к той или иной категории целей, были составлены 58 пунктов опросника. Каждый пункт представлял собой утверждение, по поводу которого нужно было указать степень согласия с ним, используя 5-балльную шкалу (0 – точно не согласен; 1 – скорее не согласен; 2 – 50 на 50; 3 – скорее согласен; 4 – точно согласен).

Таким образом, с помощью опросника можно получить от участников исследования ответы относительно того, насколько каждый из них склонен осуществлять сравнение себя с другими людьми с той или иной конкретной целью. В этом заключался главный смысл использования опросника в отличие от процедуры свободных вербализаций, которая позволяла выявить только те цели личностно-ориентированного сравнения, которые были наиболее явно представлены в сознании субъектов и, соответственно, выражены во внешней речи.

Определение надежности опросника

Надежность опросника проверялась в исследовании, проведенном с участием 169 студентов (102 девушки и 67 юношей; средний возраст 22 года). Для определения надежности теста использовался коэффициент альфа-Кронбаха, считающийся маркером внутренней согласованности оценки достоверности результатов тестов (использовался пакет программ SPSS: model Alpha Cronbach- statistics). С помощью коэффициента альфа-Кронбаха подсчитывались парные корреляции между пунктами, входящими в каждую из 13 категорий, а также анализировался вклад каждого пункта в значение категории, ее дисперсию и надежность.

При проверке надежности теста мы исходили из того, что входящие в каждую из 13 категорий пункты не обязательно должны высоко коррелировать между собой, но, тем не менее, давать достаточно высокую общую внутреннюю согласованность в целом по каждой из категорий. В соответствии с принятой точкой зрения, мы считали входящие в ту или иную категорию пункты хорошо согласующимися, если значение показателя альфаКронбаха было около 0,7 (Coolican, 1999).

Для нескольких категорий значения показателя внутренней согласованности входящих в них пунктов были ниже общепринятого уровня надежности, равного 0,7, или незначительно превышали его. В связи с этим был проведен дополнительный статистический анализ, позволивший сравнить значения показателя альфа-Кронбаха для каждой категории со значениями этого же показателя после удаления определенного пункта из той или иной категории и таким образом оценить влияние этого пункта на ее общую надежность. Удаление по одному пункту из категорий 1, 2, 5–10 привело к значительному увеличению показателя альфа-Кронбаха. Удаленные пункты рассматривались как не соответствующие тем категориям, к которым они были отнесены первоначально. В результате удалось обеспечить хорошую внутреннюю согласованность пунктов для большинства категорий.

Окончательные значения показателя надежности альфа-Кронбаха для каждой из 13 категорий целей личностно-ориентированного сравнения отражены в табл. 1. Эти показатели достаточно велики для 10 категорий целей: значения показателя внутренней согласованности входящих в эти категории пунктов равны или превышают 0,7, что соответствует принятому уровню надежности. Для трех категорий показатель альфа-Кронбаха равен 0,6.

Таблица 1. Показатели надежности альфа-Кронбаха для категорий целей личностноориентированного сравнения

№ категории

Cronbach's Alpha

Категория 1. Поддержание социальных отношений и связей

0,8

Категория 2. Поддержание собственного Я

0,7

Категория 3. Положительная самопрезентация перед другими людьми

0,6

Категория 4. Научение: овладение знаниями и опытом

0,7

Категория 5. Самопознание и самооценивание

0,7

Категория 6. Самосовершенствование

0,8

Категория 7. Достижение социальной идентичности

0,7

Категория 8. Познание других людей

0,6

Категория 9. Субъективное позиционирование себя среди других людей

0,6

Категория 10. Без определенной цели

0,9

Категория 11. Повышение мотивации к деятельности

0,8

Категория 12. Самореализация

0,8

Категория 13. Стремление иметь индивидуальность

0,8

Таким образом, достаточно высокие показатели альфа-Кронбаха по большинству категорий позволяют считать, что созданный инструмент обладает хорошим уровнем надежности, а также, что категории, выделенные нами на первом этапе исследования при анализе свободных вербализаций, являются адекватными. Окончательный вариант опросника состоял из 50 утверждений, составивших 13 категорий целей сравнения человеком себя с другими людьми.

2.2. Исследование частоты встречаемости целей сравнения человеком себя с другими людьми

В исследовании с использованием опросника приняли участие 324 человека (221 девушка и 103 юноши; средний возраст 25 лет).

 

Рис. 1. Частота встречаемости категорий целей сравнения человеком себя с другими людьми

Как показано на рис. 1, наиболее часто сравнение себя с другими людьми преследует такие цели, как познание других людей, научение, самосовершенствование и повышение мотивации к деятельности. Достаточно часто такое сравнение осуществляется с целью: самопознания, самореализации, поддержания социальных отношений и субъективного позиционирования себя среди других людей. Относительно редко человек сравнивает себя с другими людьми для того, чтобы определить, в чем он похож на них, чтобы формировать у них положительное представление о себе, или же просто так, без особой цели.

2.3. Факторный анализ шкал опросника

В результате проведенного факторного анализа было получено два возможных решения: 2- и 4-факторное (полученных методом главных компонент). 2-факторное решение объясняет 51,6 % общей дисперсии данных по всем шкалам, что является недостаточно хорошим показателем. Поэтому мы остановились на 4-факторном решении, которое объясняет 67,6 % общей дисперсии. Для последующей содержательной интерпретации факторов мы применили Varimax вращение. Нагрузки переменных на факторы приведены в табл. 2 (выделенные звездочкой нагрузки > ,500).

Таблица 2. Нагрузки переменных на факторы

Таким образом, согласно табл. 2 и рис. 2, анализируемые цели сравнения человеком себя с другим людьми можно объединить в четыре фактора: а) первый фактор объединяет цели: № 4– научение (овладение знаниями и опытом); № 5 – самопознание и самооценивание; № 6 – самосовершенствование; № 11 – повышение мотивации к деятельности; № 12 – самореализация; № 13 – стремление иметь индивидуальность, и может быть обозначен как «самосовершенствование»; б) второй фактор объединяет цели: № 2 – поддержание собственного Я; № 3 – положительная самопрезентация перед другими людьми; № 7 – достижение социальной идентичности; № 9 – субъективное позиционирование себя среди других людей, и может быть обозначен как «поддержание социальной идентичности»; в) третий фактор, объединяющий цели: № 1 – поддержание социальных отношений и связей; № 8 – познание других людей, может быть обозначен как «межличностное общение», и, наконец, г) последний, четвертый фактор, включивший цель № 10, мы обозначили как «без определенной цели».

Рис. 2. Нагрузки на факторы 1 и 2

Таким образом, в результате проведенного исследования оказалось возможным выделить наиболее и наименее часто встречающиеся цели, которые преследуют люди, сравнивая себя с окружающими, и объединить эти цели в несколько основных категорий. Следующий этап анализа касался выявления связей выраженности у человека данных целей и некоторых его индивидуально-психологических характеристик.

3. Анализ соотношения индивидуально-психологических характеристик, диагностируемых с помощью теста «Большая пятерка», и выраженности целей личностноориентированного сравнения

Цель исследования заключалась в анализе выраженности индивидуально-психологических характеристик, диагностируемых с помощью опросника «Большая пятерка», у людей, относящихся к контрастным группам по степени выраженности у них целей сравнения себя с другими людьми.

В исследовании приняли участие 125 студентов Москвы (100 женщин и 25 мужчин; средний возраст 22 года).

3.1. Методический аппарат

Методическую основу исследования составили: опросник по выявлению выраженности целей сравнения себя с другими людьми и 5-факторный опросник «Большая пятерка», разработанный Р. МакКрае и П. Коста (Батаршев, 2006).

3.2. Анализируемые показатели и обработка данных

Выборка испытуемых по 13 шкалам опросника была разбита на контрастные группы. Состав групп варьировался в зависимости от выбранной шкалы. В группы входило от 27 до 32 % испытуемых. Из дальнейшего анализа испытуемые, показавшие средние результаты по той или иной шкале, исключались. Сравнение между группами с высокими и низкими показателями по каждой из шкал производилось с помощью критерия Манна-Уитни. Контрастные группы респондентов сопоставлялись по выраженности у них первичных и вторичных факторов «Большой пятерки».

3.3. Результаты исследования

Значимые различия по выраженности первичных факторов обнаружены для контрастных групп, построенных на основании шкал 3, 6, 11 и 12.

При относительно высоко выраженной цели положительной самопрезентации перед другими людьми (шкала 3) выявлен значимо более низкий уровень самоконтроля (М1 = 46,86) по сравнению со слабовыраженной целью самопрезентации (М2 = 53,78) (p<0,03) (первичный фактор № 3 «импульсивность – самоконтроль»).

При наличии относительно более выраженной цели самосовершенствования (шкала 6) выявлен значимо более высокий самоконтроль (М1 = 51,68) по сравнению со слабовыраженной целью самосовершенствования (М2 = 46,65) (p<0,04) (первичный фактор № 3 «импульсивность – самоконтроль»).

При наличии относительно более выраженной цели повышения мотивации к деятельности (шкала 11) отмечена значимо большая склонность к экстраверсии (М1 = 50,58) по сравнению со слабовыраженной целью повышения мотивации (М2 = 46,37) (p<0,05) (первичный фактор № 1 «интроверсия – экстраверсия»).

При наличии относительно более выраженной цели реализовать свой потенциал (шкала 12) отмечена значимо более высокая привязанность к людям (М1 = 53,91) по сравнению со слабовыраженной целью реализации собственного потенциала (М2 = 45,14) (p<0,003) (первичный фактор № 2 «обособленность – привязанность»).

Были также обнаружены значимые различия по выраженности вторичных факторов для контрастных групп, построенных на основании шкал, соответствующих целям сравнения человеком себя с другими людьми (табл. 3).

Таблица 3. Выраженность вторичных факторов в контрастных группах, выделенных по степени выраженности в них целей сравнения человеком себя с другими людьми

Примеч.: * – первый полюс – 11–15 баллов по вторичному фактору; ** – второй полюс – 3–7 баллов по вторичному фактору.

Дальнейшее исследование связи выраженности индивидуально-психологических характеристик и целей личностно-ориентированного сравнения осуществлялось с помощью методик диагностики таких свойств личности, как уверенность в себе, эмпатия, самооценка и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

4. Анализ уверенности в себе, эмпатии, самооценки и стратегий поведения в конфликтных ситуациях при разной выраженности целей личностно-ориентированного сравнения

Цель исследования заключалась в анализе выраженности таких индивидуальнопсихологических характеристик, как уверенность в себе, эмпатия, самооценка и стратегии поведения в конфликтных ситуациях у людей, относящихся к контрастным группам по степени выраженности у них целей сравнения себя с другими людьми.

В исследовании приняли участие 156 человек (36 мужчин, 120 женщин; средний возраст 24 года).

4.1. Методический аппарат

Методическую основу исследования составили: опросник выраженности целей личностно-ориентированного сравнения;

тест уверенности в себе, разработанный В.Г. Ромеком (Ромек, 1998), – позволяет получить представление о таком свойстве личности, как уверенность в себе (понимаемой как позитивное отношение индивида к самому себе); оценка производится по трем критериям (или шкалам): общая уверенность/неуверенность в себе; социальная смелость/робость, застенчивость; инициативность/пассивность в социальных контактах;

тест-опросник «Шкала самоуважения М. Розенберга» (Rosenberg, 1972) –предназначен для оценки степени самоуважения;

опросник по определению степени выраженности эмпатических способностей, разработанный В. В. Бойко (Диагностика уровня…, 2001), – позволяет выявить общий уровень эмпатии, включающей в себя такие компоненты, как рациональный, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии;

опросник по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) (Лучшие тесты..., 2009) – позволяет выявить наиболее предпочитаемые стратегии поведения в конфликтных ситуациях (сотрудничество, приспособление; соперничество, компромисс и избегание).

4.2. Анализируемые показатели и обработка данных

Вся выборка испытуемых была разбита (по данным эмпирического распределения) на контрастные группы в соответствии с показателями по 13 шкалам опросника (аналогично предыдущему исследованию). В группы вошло от 27 до 32 % испытуемых. Из дальнейшего анализа испытуемые, показавшие средние результаты по той или иной шкале, исключались. Сравнение между группами с высокими и низкими показателями по шкале производилось с помощью критерия Манна-Уитни. Контрастные группы респондентов сопоставлялись по выраженности у них индивидуально-психологических характеристик, диагностированных с помощью указанных выше опросников.

4.3. Результаты исследования

Значимые различия по степени выраженности тех или иных личностных свойств обнаружены для контрастных групп, построенных на основании 1–3, 7–9, 12 и 13 шкал.

Субъекты с относительно сильно выраженной тенденцией сравнивать себя с другими людьми с целью поддержания социальных отношений и связей (шкала 1) характеризовались по сравнению с теми, у кого направленность на достижение данной цели существенно ниже, значимо более низкой уверенностью в себе (p<0,019) и меньшим самоуважением (p<0,02). Люди с более сильно выраженной тенденцией сравнивать себя с другими людьми с целью поддержания собственного Я и самооценки (шкала 2) обладали значимо меньшей социальной смелостью (p<0,04) и меньшим самоуважением (p<0,02). При наличии относительно более выраженной цели положительной самопрезентации перед другими людьми (шкала 3) выявлены значимо более низкие показатели уверенности в себе (p<0,033) и самоуважения (p<0,018). При наличии относительно более выраженной цели достижения социальной идентичности (стремления иметь сходство с другими людьми) (шкала 7) выявлена значимо более низкая социальная смелость (p<0,002). При наличии относительно более выраженной цели познания других людей (шкала 8) выявлена на уровне тенденции более высокая эмпатия (p<0,1). При наличии относительно более выраженной цели субъективного позиционирования себя среди других людей (шкала 9) выявлена значимо более низкая социальная смелость (p<0,004568). При наличии относительно более выраженной цели реализовать свой потенциал (шкала 12) отмечены значимо более высокая эмпатия (p<0,037) и более высокое стремление к соперничеству (p<0,017). При наличии относительно более выраженной цели иметь индивидуальность (быть непохожим на других) (шкала 13) отмечены значимо более низкое стремление к сотрудничеству (p<0,038) и более высокое на уровне тенденции стремление к соперничеству (p<0,07). По степени выраженности личностных свойств значимые различия не обнаружены для контрастных групп, построенных на основании шкал, соответствующих таким целям сравнения, как научение, самопознание, самосовершенствование, повышение мотивации к деятельности, и отсутствию определенной цели.

Заключение

Таким образом, в результате проведения цикла исследований оказалось возможным выделить ряд тенденций и значимых закономерностей, касающихся целей сравнения человеком себя с другими людьми и связи индивидуально-психологических характеристик с выраженностью тех или иных целей.

Обнаружено, что если при сравнении себя с другими людьми человек относительно часто преследует цель поддержания социальных отношений и связей, то он характеризуется, по сравнении с теми, для которых эта цель существенно менее свойственна, значимо более низкими показателями уверенности в себе и самоуважения, а также значимо более выраженными: привязанностью к людям, их пониманием и уважением, стремлением к сотрудничеству с ними. Люди с более выраженной целью поддержания собственного Я и самооценки отличаются значительно меньшей социальной смелостью и самоуважением, но большей доверчивостью к другим людям. При наличии относительно более выраженной цели положительной самопрезентации перед другими людьми отмечаются значимо более низкие: уверенность в себе, самоуважение, самоконтроль, теплота к людям и ответственность. При относительно более выраженной цели научения выявлен более высокий уровень вины и артистичности. При наличии относительно более выраженной цели самосовершенствования выявлен значимо более высокий уровень самоконтроля и предусмотрительности. При наличии относительно более выраженной цели достижения социальной идентичности выявлены: значимо более низкая социальная смелость, а также более высокие – общительность, понимание других людей, эмоциональная лабильность и артистичность. При наличии относительно более выраженной цели познания других людей выявлена на уровне тенденции более высокая эмпатия. При наличии относительно более выраженной цели субъективного позиционирования себя среди других людей выявлены: значимо более низкий уровень социальной смелости, но большая предусмотрительность. При относительно более выраженном отсутствии конкретной цели сравнения себя с другими людьми выявлены значимо более низкие: привязанность к людям, самоконтроль и экспрессивность. При наличии относительно более выраженной цели повышения мотивации к деятельности отмечена значимо большая склонность к экстраверсии, поиску впечатлений и проявлению чувства вины. При наличии относительно более выраженной цели реализовать свой потенциал отмечены значимо более высокие: эмпатия, привязанность и теплота к людям, их понимание и уважение, стремление к соперничеству, чувство вины, предусмотрительность. При наличии относительно более выраженной цели иметь индивидуальность (быть непохожим на других) отмечены: значимо более низкий уровень самоконтроля и стремления к сотрудничеству, но более высокое на уровне тенденции стремление к соперничеству и значимо более выраженное чувство вины.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Батаршев А. В. Диагностика черт личности и акцентуаций. М.: Психотерапия. 2006.
  2. Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара: 2001. С. 486–490.
  3. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум. СПб.: Наука и техника, 2009. С. 277–282.
  4. Ромек В. Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Ирбис. 1998. С.87–108.
  5. Самойленко Е. С. О некоторых возрастных и личностных параметрах выраженности целей социального сравнения // Мир образования – Образование в мире. 2010. Т. 4. № 40. С. 169–178.
  6. Самойленко Е. С., Какубери М. Г. Соотношение выраженности целей социального сравнения и некоторых личностных характеристик // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2010. № 4. С. 29–34.
  7. Самойленко Е. С., Корбут А. В. Взаимосвязь направленности субъектно-ориентированного сравнения и некоторых личностных характеристик // Экспериментальная психология. 2011. Т .4. № 4. С. 52–61.
  8. Coolican H. Research methods and statistics in Psychology. London: Hodder & Stroughton, 1999.
  9. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. № 7. P. 117–140.
  10. Gastorf J. W., Suls J., Sanrers G. S. Type A coronary-prone behavior pattern and social facilitation // Journal of Persomilily and Social Psychology. 1980. V. 38. № 5. P. 773–780.
  11. Goethals G. R., Darley J. Social comparison theory: an attributional approach // Social comparison processes: theoretical and empirical perspectives / Eds. J. Suls and R. L. Miller. Washington: DC, Hemisphere, 1977. P. 86–109.
  12. Helgeson V. S., Mickelson K. D. Motives for social comparison // Personality and Social Psychology Bulletin. 1995. V. 21. № 11. P. 1200–1209.
  13. Kruglyanski A. W., Mayseless O. Motivation effects in the social comparison of opinions // Journal of Persomilily and Social Psychology. 1987. V. 53. № 5. P. 834–853.
  14. Mussweiler T., Ruter K., Epstude K. The why, who, and how of social comparison: a social-cognition perspective // Social Comparison and Social Psychology: Understanding cognition, intergroup relations and culture / Ed. S. Guimond. Cambridge, MA, Cambridge University Press, 2006. P. 33–54.
  15. Nosanchuk T. A., Erickson B. H. How High Is Up? Calibrating Social Comparison in the Real World // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. V. 48. № 3. P. 624–634.
  16. Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Eds. J. P. Robinson, P. R. Shaver. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. P. 98–101.
  17. Thornton D. A., Arrowood A. J. Self-evaluation, self-enhancement, and the locus of social comparison // Journal of Experimental Social Psychology. 1966. 1 (Supplement 1). P. 40–48.
  18. Wheeler L. Motivation as a determinant of upward comparison // Journal of Experimental Social Psychology. 1966. 1 (Supplement 1). P. 27–31.
  19. Wills A. Downward comparison principles in social psychology // Psychological Bulletin. 1981. V. 90. № 2. P. 245–271.
  20. Wood J. V. What is social comparison and how should we study it? // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. V. 22 № 5. P. 520–537.
  21. Wood J. V., Taylor K. L. Serving self-relevant goals through social comparison. Social comparison // Contemporary theory and research / Eds. J. Suls and A. Wills. N.Y.: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 23–49.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика