Лочехина Л.И. медицинский психолог клинико-экспертного наркологического отделения Архангельского областного психоневрологического диспансера, соискатель ученой степени кандидата психологических наук при Лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН, Россия e-mail: lochehina@mail.ru
Падун М.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9876-4791 e-mail: maria_padun@inbox.ru
Настоящая работа посвящена вопросам изучения интеллекта как одного из копинг-ресурсов преодоления последствий травматического стресса, возникшего вследствие участия в боевых действиях. Результаты исследования свидетельствуют о том, что общий интеллект отрицательно взаимосвязан с выраженностью признаков посттравматического стресса. При этом уровень интеллекта является опосредующим звеном между уровнем выраженности посттравматического стресса и показателями нейротизма.
Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999.
Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.
Алексапольский А. А. Интеллектуальный ресурс и проблема продуктивности копинг-стратегий // Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 72–73.
Бодров В. А. Психологический стресс: процессы, ресурсы, стратегии и стили преодоления // Психотерапия. 2005. № 11. С. 28–33.
Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006 a. Т. 27. № 2. С. 113–123.
Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2006 б.
Вигура Е. А. Методический подход к формированию позитивной активности личности в негативных условиях деятельности // Проблемы психологии и эргономики / Под ред. Е. А. Вигура, В. М. Львова. 2003. № 3. С. 47.
Виноградова Л. В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 21–28.
Виноградова Л. В. Теоретические и методические проблемы исследования метакогнитивных аспектов ментального опыта // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы науч. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2010. С. 207–214.
Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 51–64.
Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы когнитивного ресурса и продуктивность решения тестовых задач и задач-головоломок // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 21–29.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2007.
Лочехина Л.И. Интеллект и личностные характеристики как предикторы выраженности посттравматического стресса у ветеранов боевых действий // Психология – наука будущего: Материалы II Международ. конф. молодых ученых, 30–31 октября 2008 года, Москва / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, А. С. Обухова. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2008. С. 247–249.
Лочехина Л.И. Связь посттравматического стресса с интеллектом и смысло-ценностными ориентациями [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 5(13). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.03.2012).
Практикум по психологии посттравматического стресса / Под ред. Н. В. Тарабриной. СПб.: Питер, 2001.
Равен Дж. К. Стандартные Прогрессивные Матрицы. М.: «Когито-Центр», 2001.
Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства: Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 1997.
Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные и Плюс версии): Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002.
Тарабрина Н. В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 5–18.
Хазова С. А. Креативность: ресурс или фактор риска? // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы науч. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2010. С. 267–277.
Холодная М. А. Интеллект как ресурс совладающего поведения [Электронный ресурс]: видеозапись доклада на Ежегодной итоговой научной сессии ИП РАН (2008) [12.02.2009]. URL: http://www.univertv. ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/intellekt_kak_resurs_sovladayuwego_ povedeniya/ (data obrashhenija: 10.10.2010).
Brewin C. R., Dalgleich T., Joseph S. A dual representation theory of posttraumatic stress disorder // Psychological Review. 1996. V. 103. № 4. P. 670–686.
Ehlers A., Clark D.M. A cognitive model of posttraumatic stress disorder // Behaviour Research and Therapy. 2000. V. 38. P. 319–345.
Ehring T., Ehlers A., Glucksman E. Do cognitive models help in predicting the severity of posttraumatic stress disorder, phobia, and depression after motor vehicle accidents? A prospective longitudinal study // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. V. 76. № 2. P. 219–230.
Gilbertson M. W., Paulus L. A., Williston S. K., Gurvits T. V., Lasko N. B., Pitman R. K., Orr S. P. Neurocognitive function in monozygotic twins discordant for combat exposure: Relationship to posttraumatic stress disorder // Journal of Abnormal Psychology. 2006. № 115. P. 484–495.
Halligan S. L., Clark D. M., Ehlers A. Cognitive processing, memory, and the development of PTSD symptoms: Two experimental analogue studies // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychology. 2002. V. 33. P. 73–89.
Halligan S. L., Michael T., Clark D. M., Ehlers A. Posttraumatic stress disorder following assault: The role of cognitive processing, trauma memory, and appraisals // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2003. V. 71. № 3. P. 419–431.
Hart J. Jr., Kimbrell T., Fauver P., Cherry B. J., Pitcock J., Booe L. Q., Tillman G., Freeman T. W. Cognitive dysfunctions associated with PTSD: evidence from World War II Prisoners of War // The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences. 2008. № 20. P. 309–316.
Horner M. D., Hamner M. B. Neurocognitive functioning in posttraumatic stress disorder // Neuropsychology Review. 2002. № 12. Р. 15–30.
Horowitz M. J. Stress response syndromes. New York: Jason Aronson, 1976.
Macklin M. L., Metzger L. J., Litz B. T., McNally R. J., Lasko N. B., Orr S. P., Pitman R. K. Lower precombat intelligence is a risk factor for posttraumatic stress disorder // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1998. V. 66. № 2. P. 323–326.
McNally R. J. Cognitive abnormalities in post-traumatic stress disorder // Trends in Cognitive Sciences. 2006. V. 10. № 6. P. 271–277.
McNally R. J., Shin L. M. Association of intelligence with severity of posttraumatic stress disorder symptoms in Vietnam combat veterans // American Journal of Psychiatry. 1995. № 152. Р. 936–938.
Murray J., Ehlers A., Mayou R. A. Dissociation and posttraumatic stress disorder: Two prospective studies of road traffic accident survivors // British Journal of Psychiatry. 2002. V. 180. P. 363–368.
Pitman R. K., Shalev A. Y., Orr S. P. Posttraumatic Stress Disorder: Emotion, Conditioning & Memory // The Cognitive Neurosciences. 2 nd. ed. Mass, MIT Press. 1999. P. 1133–1147.
Van der Kolk B. A., Fisler R. Dissociation and the fragmentary nature of traumatic memories: Overview and exploratory study // Journal of Traumatic Stress. 1995. V. 8. P. 505–525.
Vasterling J. J., Brailey K., Constans J. I., Sutker P. B. Attention and memory dysfunction in posttraumatic stress disorder // Neuropsychology. 1998. № 12. Р. 125–133.
Vasterling J. J., Duke L. M., Brailey K., Constans J. I., Allain A. N. Jr., Sutker P. B. Attention, Learning, and Memory Performances and Intellectual Resources in Vietnam Veterans: PTSD and No Disorder Comparisons // Neuropsychology. 2002. V. 16. № 1. P. 5–14.
Wong P. T. Effective management of life stress: The resource-congruence model // Stress Medicine. 1993. V. 9. № 3. P. 51–60.
Yehuda R., Golier J. A., Halligan S. L., Harvey P. D. Learning and memory in Holocaust survivors with posttraumatic stress disorder // Society of Biological Psychiatry. 2004. № 55. Р. 291–295.