Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации * 1950Славутская Е.В. Славутский Л.А. АннотацияВ работе приводятся результаты исследования психологических особенностей школьников 11– 12 лет. При комплексном тестировании пятиклассников были учтены различные характеристики личности – эмоционально-волевые, интеллектуальные, мотивационные, моторные. Результаты факторного анализа данных диагностики группы учащихся пятых классов позволили выявить устойчивые связи между личностными, индивидуально-психологическими особенностями и уровнем школьной дезадаптации. Ключевые слова: личностные характеристики, младшие подростки, факторный анализ, свойства нервной системы по психомоторным показателям, мотивация, школьная дезадаптация Рубрика: Психология личности Тип: научная статья * Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-06-22606а/В. Фрагмент статьи
Введение Возрастной период 11–12 лет является началом перехода от детства к взрослости, а потому отличается исключительной сложностью и психологической насыщенностью. Данный возраст относится к предкритической фазе, когда возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (Поливанова, 2000). Таким образом, мы можем констатировать не только начала значительных изменений в возрастном развитии организма, но и начало возрастного кризиса, связанного с перестройкой взаимоотношений с другими людьми. Тем не менее, еще Д. Б. Эльконин в своих работах отмечал, что «переходы от одного периода к другому... изучены в психологии очень слабо» (Эльконин, 1995). Одной из существенных особенностей, характерных для развития ребенка данного возраста, является связанное с переходом из начальной школы в основную полное изменение распорядка школьной жизни, что переживается детьми как кризисное явление, названное «проблема пятого класса» (Краковский, 1966). Таким образом, на данном возрастном этапе возникает синхронизация двух кризисов, что может привести к тяжелым и подчас разрушительным последствиям для развития психики и адаптационных способностей (Цукерман, 2001). Разрешение подобной ситуации зарубежные исследователи видят в том, чтобы учителя средней школы выстраивали взаимоотношения с детьми 11–12-летнего возраста по модели взаимодействия с учениками начальных классов (Simmons, Blyth, 1987). Однако, с нашей точки зрения, такая организация взаимодействия с ребенком предполагает лишь выстраивание его взаимоотношений с внешней средой. И тогда остается открытым вопрос, что происходит внутри возраста с точки зрения формирования и развития личности ребенка 10–12 лет и его адаптивных качеств?П. П. Блонский назвал этот возраст «предпубертатным детством», имеющим свою специфику психогенеза. Важной его составляющей является преддверие пубертатного кризиса с началом характерных для него психофизиологических изменений. Влияние этого фактора отражается на поведении, самоощущении и самовосприятии ребенка, переживании им эмоционального комфорта или дискомфорта. Однако само понятие «пубертат» в большей степени определяет биологические изменения, которые происходят в период полового созревания, но не социальные или психологические аспекты взросления. Для рассмотрения и тщательного анализа социальных аспектов взросления необходимо обратиться к периодизации психического развития с точки зрения ведущей деятельности. Возрастной период 11–12 лет является периодом смены ведущей деятельности с учебной на общение, следовательно, встает вопрос о необходимости анализа условий прохождения данного критического периода, специфики познания ребенком социума и его требований, развития социальных навыков, способностей к адаптации, т. е. тех существенных особенностей взросления, которые определяют не только развитие основных адаптивных навыков, но также дальнейшее развитие индивидуальности, личности. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология личности, Психология развития | Митина Л.М., Митин Г.В. Психология развития | Нечаев Н.Н. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|