Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9339Новости 1845Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Модель мультимедийной сенсорной среды «INFANT.MAVS» для изучения психофизиологического состояния детей первого года жизни * 1127Ляксо Е.Е. Бедная Е.Д. Григорьев А.С. Куражова А.В. Огородникова Е.А. Ситдиков В.М. АннотацияВ статье представлена авторская модель мультимедийной сенсорной среды «INFANT.MAVS», включающая две базы стимулов разной перцептивной сложности – простых (визуальных, звуковых, тактильных и графических) и комплексных, синтезированных на основе сочетания простых. Модель содержит динамическую систему сенсорной стимуляции, соответствующую меняющимся в зависимости от возраста компетенциям ребенка, и дополнительный раздел для взрослых пользователей, предназначенный для релаксации, снятия усталости и формирования положительного настроя у взрослого персонала, работающего с детьми. Результаты тестирования модели показали, что у детей предъявляемые стимулы вызывают ответные реакции типа сосредоточения внимания, ответной вокализации, имитационной активности; у взрослых – ощущение отдыха, релаксации, развитие положительных эмоций. Прогнозируемый отсроченный эффект практического использования модели состоит в создании условий для нормального созревания мозговых структур, обеспечивающих становление сенсорно-моторных координаций, необходимых для формирования ранних речевых и двигательных навыков ребенка, возможности прогресса в его когнитивном развитии. Рубрика: Инструментарий Тип: научная статья * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 11-06-12019в, № 13-06-00041а). Фрагмент статьи
Первый год жизни – критический период для развития человека (Timmons et al.,
2012), которое реализуется через взаимодействие ребенка с заботящимся о нем
взрослым. «...Наивысшего своего развития забота о потомстве достигает у
культурного человека, обреченного со времени своего рождения на продолжительную
беспомощность и требующего продолжительного подготовления к социальным условиям
жизни...» (Бехтерев, 1991 (1925), с. 180). Общение матери и ребенка
осуществляется при участии всех сенсорных систем (Mogi, Nagasawa, Kikusui,
2011). Это приводит к созданию комфортного психоэмоционального состояния
партнеров (Bigelow, Power, 2012), формированию привязанности (Botbol, 2010;
Schaffer, Emerson, 1964), установлению взаимного внимания (Atkinson, Braddick,
2012), оптимальных условий для взаимной имитации жестов, мимики, артикуляторных
движений, звуков (Лепская, 1992; Ляксо, 2003; Цейтлин, 2000; Ушакова, 2008 и
др.). На вокально-речевое развитие ребенка большое влияние оказывает
«материнская речь», характеризующаяся упрощением грамматических конструкций,
повторами слов и звуков, выделением голосом отдельных слов, растягиванием
гласных и их четкой артикуляцией в выделенных голосом словах, варьированием
интонацией. «Материнская речь» обладает положительным эмоциональным
воздействием, привлекает ребенка к общению (Ляксо, 2002; Ляксо, Челибанова,
Галунов, 2003; Fernald, 1989). Материнская депривация, то есть выраженный
дефицит общения ребенка с матерью, приводит к нарушению развития
интеллектуальной и речевой сфер ребенка, к несформированности навыков
коммуникации (Ляксо и др., 2006; Мухамедрахимов, 1999; Шпиц, Коблинер, 2006).
Однако в ситуациях адресации «материнской речи» к ребенку и подкрепления любой
его вокализации имитацией даже дети с тяжелым отставанием в развитии производят
больше вокализаций по сравнению с количеством вокализаций в период отсутствия
подобного воздействия (Mahabir et al., 2000).
Литература
Статьи по теме
Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|