Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Методика диагностики дискурсивных способностей на материале повседневной лексики * 2139Воронин А.Н. АннотацияСтатья посвящена описанию разработки методики диагностики дискурсивных способностей как операционализированной части коммуникативной компетенции, позволяющей человеку инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс общения, используя при этом соответствующие ситуации языковые средства. Стимульный материал методики базируется на повседневном дискурсе современного города, при этом дискурс, характерный для деловых ситуаций, является диагностически наиболее значимым. В статье приведены основные психометрические характеристики разработанного теста дискурсивных способностей – ТДС17. Разработанная методика может быть использована для оценки эффективности в различных сферах, требующих вербального взаимодействия: эффективное установление контактов между людьми, быстрые взаимодействия с представителями различных социальных групп, ведение переговоров, улаживание конфликтов, адекватное понимание устных и письменных обращений. Ключевые слова: познавательные способности, интеллект, креативность, дискурс, дискурсивные способности Рубрика: Психодиагностика Тип: научная статья * Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №13-06-00543. Фрагмент статьи
В настоящее время дискурс является предметом исследований в разных отраслях
гуманитарной науки. В наиболее общем понимании дискурс представляет собой
различные виды разговорной практики и трактуется как «коммуникативное событие в
прагматическом контексте» (Ван Дейк, 1989). Дискурс одновременно обращен и к
ситуации (социокультурный контекст задает правила ведения разговора и
соответствующие формы выражения), и к человеку (собеседники взаимодействуют
друг с другом, оказывают влияние, выражают свои мнения, интенции, представления
об окружающем мире). Дискурс раскрывается как форма целенаправленного,
соотнесенного с партнером и обстановкой вербального поведения, обеспеченного
сложной системой знаний – коммуникативной компетенцией говорящих (Павлова,
2002). Дискурс, безусловно, зависит от разнообразных когнитивных факторов, при
этом языковые способности являются наиболее значимыми: они определяют легкость
и быстроту приобретения лингвистических знаний и освоения правил анализа и
синтеза единиц языка, позволяют строить и анализировать предложения,
пользоваться системой языка для коммуникативно-речевых целей. В общих языковых
способностях обычно выделяют две составляющих: лингвистическую, определяющую
усвоение основ языка, и коммуникативную, определяющую успешное проведение
коммуникации. Первая носит более обязательный характер – знание моделей
языковых единиц, правил изменения и сочетания слов, общеупотребительной
лексики; вторая, связанная с такими «околоязыковыми» явлениями, как варианты
произношения, словоизменения и сочетания слов, выбор синонимов и т. п., носит
не столь обязательный характер, допуская индивидуальные отклонения (Смирницкий,
1981). Такие же факторы, как эмоциональная окрашенность, мотивация, интенции
говорящих, часто вовсе не принимаются во внимание. А между тем именно эти
параметры определяют индивидуальный стиль и коммуникативные аспекты речи и,
следовательно, должны быть включены в проблематику дискурса, имеющую дело с
текстом, «погруженным в коммуникацию» (Арутюнова, 1998). Собственно
дискурсивные способности можно определить как способности к освоению и
реализации дискурсивных практик, реализующихся на двух уровнях: как ментальная
репрезентация данной социальной ситуации и как ментальная репрезентация
коллективного субъекта, присвоенная в процессе овладения культурно-историческим
опытом (Воронин, Кочкина, 2008). Наличие этого вида способностей позволяет
повысить эффективность взаимодействия и адекватного взаимопонимания между
людьми в процессе общения, ускоряет процесс выработки стратегии взаимодействия.
Литература
Статьи по теме
Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология личности, Психология развития | Митина Л.М., Митин Г.В. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: современное состояние проблемы в психологии Психология развития, Способности, одаренность, талант | Доний Е.И., Шумакова Н.Б. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|