Строганова Т.А. доктор биологических наук, профессор, руководитель Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центр), ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: stroganova56@mail.ru
Орехова Е.В. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: orekhova.elena.v@gmail.com
Галюта И.А. Научный сотрудник, Лаборатория междисциплинарных исследований аутизма, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: iliagaluta@gmail.com
Расстройства аутистического спектра (РАС) традиционно рассматривают как нарушение взаимодействия с другими людьми. Расстройства внимания у людей с РАС, если и отмечались, то до последнего времени не входили в число основных критериев диагностики аутизма. Сейчас все больше исследователей приходят к выводу о том, что затруднения с переключением внимания, которые испытывают многие люди с РАС, могут быть узловым дефицитом, определяющим многие характерные для аутизма паттерны поведения. Проблема крайнего монотропизма внимания у детей с РАС представляет собой важнейшую точку пересечения между исследованиями формирования «низкоуровневых» механизмов мозга и исследованиями когнитивного развития ребенка. Данный обзор литературы посвящен лишь одному аспекту этой проблемы – ориентировке внимания на новое событие. Мы рассмотрим данные о нарушениях ориентировки внимания на неожиданный стимул и покажем, что игнорирование новых событий входит в единый симптомокомплекс с симптомами аномальной регуляции уровня возбуждения (эраузал) и необычной сенсорной чувствительностью у детей с РАС.
* Работа поддержана грантом Российского научного фонда 14-35-00060.
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
1. Введение
Одно из наиболее известных определений внимания принадлежит
английскому философу Вильяму Джеймсу: «Каждый знает, что такое внимание. Это
состояние сознания, когда оно в ясной и четкой форме обладает лишь одним из
нескольких, как кажется, одновременно представленных ему внешних объектов или
потоков размышлений. Фокусировка, концентрация сознания — его суть. Это
предполагает отказ от одного во имя занятия другим и прямо противостоит тому
спутанному, сумеречному и пустоголовому состоянию, которое по-французски
называют distraction, а по-немецки Zerstreutheit» (James, 1950, pp. 403–404).
Данное определение внимания во многом перекликается с пушкинским высказыванием
о том, что «две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной
природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же
место». Оба великих провидца выделили во внимании его ограниченность,
подчиненность принципу «немного или ничего».
Удивительно, что современная нейрофизиология почти полностью
вторит этой мысли. По словам Р. Десимона, обработка информации в нейронных
сетях коры не может не быть конкурентной. В каждый момент времени в мозг
поступает множеством параллельных информационных потоков, возникающих как
извне, так и внутри мозга. Какой из них будет подвергнут обработке, зависит от
механизмов отбора/селекции, которые определят победителя в борьбе за
обрабатывающие информацию ресурсы. Суть процесса внимания – отрицательная и
положительная селекция, отбор и фильтрация поступающей информации (Desimone,
Duncan, 1995).
Устройство этих механизмов – предмет многих исследований,
результаты которых ставят больше вопросов, чем дают ответов. Один из таких
вопросов – монотропизм внимания, его свойство, отраженное в распространенной
метафоре, сравнивающей внимание с лучом прожектора, направленным во внешний или
внутренний мир. Парадоксально, но монотропизм, являясь сутью внимания,
становится его «ахиллесовой пятой». Внешняя среда может меняться
непредсказуемо, и новое событие, возникающее вне текущего фокуса внимания,
может нести в себе угрозу для выживания субъекта. Чем глубже сосредоточение
внимания, чем уже «луч прожектора», тем больше вероятность, что
неожиданная, но значимая информация, проиграв конкуренцию, останется
незамеченной. Устройство внимания по принципу «все или ничего» противоречило бы
адаптации к существованию в постоянно меняющейся среде с непредсказуемым
будущим. В типичном случае повседневное внимание скорее сходно с карманным
фонариком, который, концентрируя освещенность в центре луча, все же дает
возможность что-то различить и на периферии освещаемой территории. Именно такая
организация «луча внимания» выгодна для выживания в изменчивой внешней среде,
где события, важные для выживания или для осуществления внутренних целей,
происходят зачастую неожиданно, без всякой связи с планами и намерениями
субъекта. Поэтому оба полюса состояний внимания – как предельно сосредоточенное
«монотропное» внимание, так и расфокусированное, сумеречное состояние, – редко
занимают центральное место в каждодневной активности субъекта. Скорее, внимание
представлено континуумом или спектром состояний, располагающимся между двумя
крайними полюсами. Представьте, например, что вы ведете машину в плотном
дорожном потоке. Вероятнее всего, вы смотрите прямо перед собой и,
одновременно, боковым зрением отслеживаете встречный поток слева от вас.
Неожиданно, справа на дорогу выскакивает человек и вам, к счастью, удается
вовремя затормозить. Каким образом мозгу удалось так быстро обработать
сенсорную информацию, которая была крайне важна, но возникла в той части
пространства, на которую вы до этого не обращали внимания? Очевидно, что хотя
правая часть поля зрения и находилась вне фокуса внимания, поступившая оттуда
неожиданная, но значимая информация все же нашла доступ к соответствующим
нейронным сетям. Тот факт, что мы способны на такие действия, означает, что в
мозге существуют нейронные механизмы, которые создают условия для обработки
ранее игнорируемой (или отсутствовавшей), но важной информации, а затем
переключают к ней ваше внимание.
Литература
Allen G., Courchesne E. Attention function and dysfunction in autism
// Frontiers in Bioscience. 2001. Vol. 6. P. D105-119.
Ames C., Fletcher-Watson S. A review of
methods in the study of attention in autism // Developmental Review. 2010. Vol.
30. № 1. P. 52-73.
Bahrick L.E., Todd J.T. Relations among speed
of attention shifting, background noise, and symptom severity in children with
autism spectrum disorders. Paper presented at the IMFAR 2013, San Sebastián,
Spain. 2013.
Baranek G.T., David F.J., Poe M.D., Stone W.L.,
Watson L.R. Sensory Experiences Questionnaire: discriminating sensory
features in young children with autism, developmental delays, and typical
development // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47. № 6.
P. 591-601. doi: 10.1111/j.1469-7610.2005.01546.x
Baranek G.T., Watson L.R., Boyd B.A., Poe M.D., David
F.J., McGuire L. Hyporesponsiveness to social and nonsocial sensory
stimuli in children with autism, children with developmental delays, and
typically developing children // Development and Psychopathology. 2013. Vol.
25. № 2. P. 307-320. doi: 10.1017/s0954579412001071
Casey B.J., Gordon C.T., Mannheim G.B., Rumsey
J.M. Dysfunctional attention in autistic savants // Journal of Clinical
and Experimental Neuropsychology. 1993. Vol. 15. № 6. P. 933-946. doi:
10.1080/01688639308402609
Cohen D.J., Caparulo B., Shaywitz B. Primary
childhood aphasia and childhood autism: clinical, biological, and conceptual
observations // Journal of the American Academy of Child and Adolescent
Psychiatry. 1976. Vol. 15. № 4. P. 604-645.
Corbetta M., Patel G., Shulman G.L. The
reorienting system of the human brain: from environment to theory of mind //
Neuron. 2008. Vol. 58. № 3. P. 306-324. doi: 10.1016/j.neuron.2008.04.017
Corbetta M., Shulman G.L. Spatial neglect
and attention networks // Annual Review of Neuroscience. 2011. Vol. 34. P.
569-599. doi: 10.1146/annurev-neuro-061010-113731
Crane L., Goddard L., Pring L. Sensory
processing in adults with autism spectrum disorders // Autism. 2009. Vol. 13. №
3. P. 215-228. doi: 10.1177/1362361309103794
Dahlgren S.O., Gillberg C. Symptoms in the
first two years of life. A preliminary population study of infantile autism //
European Archives of Psychiatry and Clinical Neurosciences. 1989. Vol. 238. №
3. P. 169-174.
Desimone R., Duncan J. Neural mechanisms of
selective visual attention // Annual Review of Neuroscience. 1995. Vol. 18. P.
193-222. doi: 10.1146/annurev.ne.18.030195.001205
Harrison J., Hare D.J. Brief report:
assessment of sensory abnormalities in people with autistic spectrum disorders
// Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34. № 6. P.
727-730.
Hermelin B., O'Connor N. Psychological
experiments with autistic children. N.Y.: Pergamon Press. 1970. P. 142.
Hirstein W., Iversen P., Ramachandran V.S.
Autonomic responses of autistic children to people and objects // Proceedings
of the Royal Society B: Biological Sciences. 2001. Vol. 268. № 1479. P.
1883-1888. doi: 10.1098/rspb.2001.1724
Hutt S.J., Hutt C., Lee D., Ounsted C. A
behavioural and electroencephalographic study of autistic children // Journal
of Psychiatric Research. 1965. Vol. 3. № 3. P. 181-197.
Itti L., Koch C. Computational modelling of
visual attention // Nature Reviews Neuroscience. 2001. Vol. 2. № 3. P. 194-203.
doi: 10.1038/35058500
James W. The Principles of Psychology. N.Y.:
Dover Publications. 1950. Vol. 1, P. 696.
Kanner L. Autistic disturbances of affective
contact // Acta Paedopsychiatrica. 1968. Vol. 35. № 4. P. 100-136.
Kawakubo Y., Maekawa H., Itoh K., Hashimoto O.,
Iwanami A. Spatial attention in individuals with pervasive
developmental disorders using the gap overlap task // Psychiatry Research.
2004. Vol. 125. № 3. P. 269-275. doi: 10.1016/j.psychres.2003.12.012
Keehn B., Lincoln A.J., Muller R.A., Townsend
J. Attentional networks in children and adolescents with autism
spectrum disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 51.
№ 11. P. 1251-1259. doi: 10.1111/j.1469-7610.2010.02257.x
Keehn B., Muller R.A., Townsend J. Atypical
attentional networks and the emergence of autism // Neuroscience &
Biobehavioral Reviews. 2013. Vol. 37. № 2. P. 164-183. doi:
10.1016/j.neubiorev.2012.11.014
Kinsbourne M. Cerebral-brainstem relations
in Infantile autism // Neurobiological issues in autism / In eds. Schopler E.,
Mesibov G.B. N.Y.: Plenum Press. 1987. P. 107-125.
Kinsbourne M. Overfocusing: an apparent
subtype of attention deficit hyperactivity disorder // Pediatric neurology:
behavior and cognition of the child with brain dysfunction / Eds. N. Amir, I.
Rapin, D. Branski. N.Y.: Karger. 1991. P. 186.
Landry R., Bryson S.E. Impaired
disengagement of attention in young children with autism // Journal of Child
Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45. № 6. P. 1115-1122. doi:
10.1111/j.1469-7610.2004.00304.x
Lincoln A., Lai Z., Jones W. Shifting
attention and joint attention dissociation in Williams syndrome: implications
for the cerebellum and social deficits in autism // Neurocase. 2002. Vol. 8. №
3. P. 226-232. doi: 10.1093/neucas/8.3.226
Liss M., Saulnier C., Fein D., Kinsbourne M.
Sensory and attention abnormalities in autistic spectrum disorders // Autism.
2006. Vol. 10. № 2. P. 155-172. doi: 10.1177/1362361306062021
Marshall D.R. Impaired visual disengagement
in autism: Can this be due to stimulus effects and inherent interest? Paper
presented at the Durham theses, Durham University. 2011.
Mesulam M.M. A cortical network for directed
attention and unilateral neglect // Annals of Neurology. 1981. Vol. 10. № 4. P.
309-325. doi: 10.1002/ana.410100402
Mundy P., Jarrold W. Infant joint attention,
neural networks and social cognition // Neural Networks. 2010. Vol. 23. № 8-9.
P. 985-997. doi: 10.1016/j.neunet.2010.08.009
Mundy P., Neal A.R. Neural plasticity, joint
attention, and a transactional social-orienting model of autism //
International Review of Research in Mental Retardation. 2001. Vol. 23. P.
139-168.
Murray D., Lesser M., Lawson W. Attention,
monotropism and the diagnostic criteria for autism // Autism. 2005. Vol. 9. №
2. P. 139-156. doi: 10.1177/1362361305051398
O'Neill M., Jones R.S. Sensory-perceptual
abnormalities in autism: a case for more research? // Journal of Autism and
Developmental Disorders. 1997. Vol. 27. № 3. P. 283-293.
Ornitz E.M. Autism at the interface between
sensory and information processing. // Autism: nature, diagnosis, and treatment
/ In ed. Dawson G. N.Y.: Guilford Press. 1989. P. 417.
Ornitz E.M., Ritvo E.R. Perceptual
inconstancy in early infantile autism. The syndrome of early infant autism and
its variants including certain cases of childhood schizophrenia // Archives of
General Psychiatry. 1968. Vol. 18. № 1. P. 76-98.
Posner M.I., Dehaene S. Attentional networks
// Trends in Neurosciences. 1994. Vol. 17. № 2. P. 75-79.
Tomasello M. Joint attention as social
cognition // Joint Attention: Its Origin and Role in Development / In eds.
Moore C., Dunham P.J. N.J.: Lawrence Erlbaum. 1995. P. 103-130.
Townsend J., Courchesne E., Egaas B. Slowed
orienting of covert visual-spatial attention in autism: Specific deficits
associated with cerebellar and parietal abnormality // Development and
Psychopathology. 1996. Vol. 8. № 3. P. 563-584.
Tudor M.E., Hoffman C.D., Sweeney D.P.
Children with autism: sleep problems and symptom severity // Focus on Autism
and Other Developmental Disabilities. 2013. Vol. 27. № 4. P. 254-262.
van Engeland H. The electrodermal orienting
response to auditive stimuli in autistic children, normal children, mentally
retarded children, and child psychiatric patients // Journal of Autism and
Developmental Disorders. 1984. Vol. 14. № 3. P. 261-279.
Wainwright-Sharp J.A., Bryson S.E. Visual
orienting deficits in high-functioning people with autism // Journal of Autism
and Developmental Disorders. 1993. Vol. 23. № 1. P. 1-13.
Watson L.R., Patten E., Baranek G.T., Poe M., Boyd
B.A., Freuler A., Lorenzi J. Differential associations between sensory
response patterns and language, social, and communication measures in children
with autism or other developmental disabilities // Journal of Speech Language
and Hearing Research. 2011. Vol. 54. № 6. P. 1562-1576. doi:
10.1044/1092-4388(2011/10-0029)
Wiggins L.D., Robins D.L., Bakeman R., Adamson
L.B. Brief report: sensory abnormalities as distinguishing symptoms of
autism spectrum disorders in young children // Journal of Autism and
Developmental Disorders. 2009. Vol. 39. № 7. P. 1087-1091. doi:
10.1007/s10803-009-0711-x
63">Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T., Roberts W.,
Brian J., Szatmari P. Behavioral manifestations of autism in the first
year of life // International Journal of Developmental Neuroscience. 2005. Vol.
23. № 2-3. P. 143-152. doi: 10.1016/j.ijdevneu.2004.05.001