Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности * 5860Шадриков В.Д. Кургинян С.С. АннотацияВ настоящей статье приводятся результаты исследования рефлексии как процесса, включенного в деятельность. Предложен метод психологической диагностики рефлексии деятельности на основе системогенетической концепции деятельности, согласно основным положениям которой эффективность выполнения субъектом своей деятельности выражается в развитости его рефлексии по отношению к отдельным конструктам этой деятельности. Исследование проводилось на выборке, общий объем которой составил 585 человек. Обсуждаются результаты разработки и апробации трех форм стандартизированного теста диагностики рефлексии деятельности: формы «У» для учащихся общеобразовательной школы, формы «С» для студентов образовательных учреждений (уровень бакалавра) и формы «Р» для лиц, занятых профессиональной деятельностью. Проведенное исследование показало продуктивность выдвинутого в концепции системогенеза деятельности положения о том, что рефлексия присутствует в процессе формирования каждого компонента системы деятельности, позволяя представить их друг для друга и для деятельности в целом. * В данной научной работе использованы результаты проекта «Разработка стандартизированного теста рефлексии деятельности», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 году. Авторы выражают благодарность исследовательскому коллективу научно-учебной лаборатории психологии способностей НИУ ВШЭ за помощь в сборе эмпирического материала и подготовке настоящей публикации: Кузнецовой М.Д., Борисовой О.В., Грицай А.П., Казыхановой Л.И., Кузнецова А.Е., Кияткиной А.Д. Ключевые слова: деятельность , конструкты деятельности, концепция системогенеза деятельности, психологическая функциональная система деятельности, рефлексия, рефлексивность Рубрика: Инструментарий Тип: научная статья Фрагмент статьи
Деятельностная парадигма явилась тем направлением отечественной психологии, в
рамках которого получили свое развитие идеи о сущности, строении, функциях и
закономерностях функционирования человека как ее носителя (субъекта) в
совместной и индивидуальной деятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова,
А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков, А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, Д.А.
Ошанин, О.А. Коношин, К.К. Платон, В.Д. Шадриков и др.). Наметившаяся в
современной психологической науке тенденция ухода от изучения деятельности
человека приводит к тому, что исследователи из различных областей психологии
при изучении отдельных психических свойств, состояний и процессов,
ограничиваются их фиксацией в своих экспериментальных исследованиях вне той
деятельности, в которой они «опредмечиваются» (С.Л. Рубинштейн). В пользу
данного тезиса могут служить исследования в области психологии профессиональной
деятельности и организационной психологии, когда на примере конкретной
профессиональной деятельности констатируются наличные возможности субъектов
(индивидные свойства, индивидуально-личностные качества, закономерности
протекания тех или иных психических процессов), занятых данной деятельностью в
той или иной организации. Вместе с тем вопрос о том, что же служит условием для
разворачивания этих возможностей в связи содержанием и условиями реализации
осуществляемой деятельности, остается вне внимания исследователей. Подобное
наблюдается и в области психологии образования, когда учащийся (ученик, студент
или слушатель образовательных курсов) как непосредственный участник
психологического исследования включается в него вне учета содержания и условий
той деятельности, в которой происходит его развитие. Немаловажным аспектом
обозначенной проблемы является и факт того, что в ряде исследований, в которых
все же психические проявления индивидуума, так или иначе, фиксируются в
конкретной деятельности, тем не менее, остается без внимания ситуация, в
которой эта деятельность осуществляется. В то время как включение и подробное
рассмотрение ситуации деятельности представляется значимым фактором с точки
зрения прогнозирования деятельности конкретного человека в определенной
ситуации.
Литература
Статьи по теме
Психология образования | Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Смольный Я.Н., Маринова М.М. Влияние эмоционального выражения лица незнакомого человека на представление о его личности Аникина В.Г., Лагутин А.В. Рефлексивный аспект восприятия друг друга субъектами конфликта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|