Дмитриева Е.С. Старший научный сотрудник, ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук (ИЭФБ РАН), Санкт-Петербург, Россия e-mail: dmit49@mail.ru
Андерсон М.Н. кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики и педагогических технологий, ЛГУ имени А. С. Пушкина e-mail: maria.anderson@yandex.ru
Гельман В.Я. доктор философских наук, профессор кафедры медицинской информатики и физики , Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия e-mail: gelm@sg2104.spb.edu
В работе исследовались характеристики восприятия невербальной эмоциональной информации при двух модальностях предъявления - зрительной и слуховой у 32-х школьников 8-9 лет. Изучалось распознавание детьми четырех базовых эмоций: «радость», «печаль», «гнев», «страх» по лицевой экспрессии и в интонации речи. Результаты исследования указывают на большую эффективность распознавания эмоций при визуальном восприятии. Отсутствие корреляционной связи между результатами оценки эмоций в тестах различной модальности указывает на независимость процессов формирования механизмов распознавания эмоций в зрительной и слуховой сфере. Обнаруженная неравномерность формирования механизмов восприятия различных эмоций в обеих модальностях, по-видимому, в значительной мере определяется внешними факторами.
Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до И
лет: автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб. 2013. 24 с.
Андерсон М.Н. Экспериментальное исследование успешности распознавания
эмоций детьми от 6 до 11 лет // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. 2010. № 121
С. 17-24.
Барабанщиков В. А., Малкова ТН. Зависимость точности идентификации
экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии.
1986. № 5. С. 131-140.
Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л.: Наука,
1978.142 с.
Дмитриева Е. С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М. Влияние
индивидуальных особенностей человека на акустические корреляты эмоциональной
интонации речи // Журнал высшей нервной деятельности. 2009. Т. 59. № 5. С.
538-546.
Дмитриева Е. С., Гельман В.Я., Зайцева К. А., Орлов А. М. Зависимость
восприятия эмоциональной информации речи от акустических параметров стимула у
детей разного возраста // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 4. С.
149-153.
Дмитриева Е. С., Гельман В. Я. Связь восприятия эмоциональной интонации
речи в условиях помех с акустическими параметрами речевого сигнала у взрослых
разного пола и возраста // Журнал высшей нервной деятельности. 2011. Т. 61. №
3. С. 306-316.
Дмитриева Е.С., Зайцева К. А., Гельман В. Я. Возрастно-половые особенности
восприятия эмоциональных характеристик речи под воздействием шума //
Физиология человека. 1999. Т. 25. № 3. С. 57-64.
Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. А. Татлыбаева, В. Мисник. СПб.:
Питер. 2007.327 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 171-180.
Мачинская P.M. Функциональное созревание мозга и формирование
нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей
младшего школьного возраста // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1. С.
26.
Морозов В. П. и др. Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии
мозга / Ред. В. П. Морозов Л., Наука, 1988.135 с.
Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Формирование мозговой организации рабочей
памяти в младшем школьном возрасте // Физиология человека. 2011. Т. 37. № 1. С.
5-15.
Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга
ребенка. М.: Педагогика, 1991.
Banse R., Scherer К. R. Acoustic profiles in vocal emotion expression
//Journal of personality and social psychology. 1996. T. 70. № 3. C. 614.
Banziger Т., Grandjean D., Scherer K. R. Emotion Recognition From
Expressions in Face, Voice, and Body:The Multimodal Emotion Recognition Test
(MERT) 2009. Emotion. 2009. Vol. 9. №. 5. P. 691-704.
Castro S. L., Lima C. F. Recognizing emotions in spoken language: A
validated set of Portuguese sentences and pseudosentences for research on
emotional prosody // Behavior Research Methods. 2010. T. 42. № 1. C.
74-81.
Demenescu L. R., Mathiak K.A., Mathiak K. Age-and gender-related variations
of emotion recognition in pseudowords and faces // Experimented aging research.
2014. T. 40. № 2. C. 187-207.
Ekman P. Facial expressions // Handbook of cognition and emotion. 1999. T.
16. C. 301-320.
Harrigan J. A. The effect of task order on children’s identification of
facial expressions // Motivation and Emotion, 1984. № 8. P. 157-169.
Hawk S. Т., Van Kleef G.A., Fischer A.H., Van Der Schalk J. “Worth a
thousand words”: Absolute and relative decoding of nonlinguistic affect
vocalizations // Emotion. 2009. T. 9. № 3. C. 293.
Hess U., Kappas A., Scherer K.R. Multichannel communication of emotion:
Synthetic signal production. 1988.
Justin P.N., Scherer K.R. Vocal expression of affect // The new handbook of
methods in nonverbal behavior research. 2005. C. 65-135.
Lambrecht L., Rreifelts B., Wildgruber D. Gender differences in emotion
recognition: Impact of sensory modality and emotional category // Cognition
& emotion. 2014. T. 28. № 3. P. 452-469.
Leppanen J.M., Hietanen J.K Emotion recognition and social adjustment in
school-aged girls and boys Scandinavian //Journal of Psychology, 2001. T. 42.
P. 429-435.
Matsumoto D., Ekman P. Japanese and Caucasian facial expressions of emotion
and neutral faces (JACFEE and JACNeuF) // Human Interaction Laboratory,
University of California, San Francisco. 1988. T. 401.
Montague B. et al. Sex differences in the perception of affective facial
expressions: Do men really lack emotional sensitivity? // Cognitive Processing.
2005. T. 6. № 2. P. 136-141.
Most Т., Aviner C. Auditory, visual, and auditory-visual perception of
emotions by individuals with cochlear implants, hearing aids, and normal
hearing //Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2009. T. 14. № 4. P.
449-464.
Most Т., Bachar D., Dmrni E. Auditory, visual, and auditory-visual
identification of emotions by nursery school children //Journal of
Speech-Language Pathology and Applied Behavior Analysis. 2012. T. 5. P.
25-34.
Most Т., Weisel A., Zaychik A. Auditory, visual and auditory-visual
identification of emotions by hearing and hearing-impaired adolescents //
British journal of audiology. 1993. T. 27. № 4. C. 247-253.
Rosenberg E.L., Ekman P. Conceptual and methodological issues in the
judgment of facial expressions of emotion // Motivation and Emotion. 1995. T.
19. № 2. P. 111-138.
RussellJ.A., Bachorowski J.A., Femandez-Dols J.M. Facial and vocal
expressions of emotion //Annual review of psychology. 2003. T. 54. № 1. C.
329-349.
Saxby L, Bryden M. P. Left-ear superiority in children for processing
auditory emotional material // Dev. Psychol. 1984. Vol. 20. P. 72-80.
Scherer К. R., Banse R., WallbottH. G. Emotion inferences from vocal
expression correlate across languages and cultures //Journal of Cross-cultural
psychology. 2001. T. 32. № 1. P. 76-92.
Scherer K.R., EUgring, H. Multimodal expression of emotion: Affect programs
or componential appraisal patterns // Emotion. 2007. Vol. 7. P. 158-171.
Scherer K.R. Universality of emotional expression // Encyclopedia of human
emotions. 1999. T. 2. P. 669-674.
Shackman J. E., Poliak S. D. Experiential influences on multimodal
perception of emotion // Child development. 2005. T. 76. № 5. P.
1116-1126.
Wellman H.M. et al. Early understanding of emotion: Evidence from natural
language // Cognition & Emotion. 1995. T. 9. № 2-3. P. 117-149.