Сравнительное исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми младшего школьного возраста

1838

Аннотация

В работе исследовались характеристики восприятия невербальной эмоциональной информации при двух модальностях предъявления - зрительной и слуховой у 32-х школьников 8-9 лет. Изучалось распознавание детьми четырех базовых эмоций: «радость», «печаль», «гнев», «страх» по лицевой экспрессии и в интонации речи. Результаты исследования указывают на большую эффективность распознавания эмоций при визуальном восприятии. Отсутствие корреляционной связи между результатами оценки эмоций в тестах различной модальности указывает на независимость процессов формирования механизмов распознавания эмоций в зрительной и слуховой сфере. Обнаруженная неравномерность формирования механизмов восприятия различных эмоций в обеих модальностях, по-видимому, в значительной мере определяется внешними факторами.

Общая информация

Ключевые слова: распознавание эмоций, зрительное восприятие, слуховое восприятие, младшие школьники

Рубрика издания: Психология восприятия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090104

Для цитаты: Дмитриева Е.С., Андерсон М., Гельман В.Я. Сравнительное исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми младшего школьного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 1. С. 38–52. DOI: 10.17759/exppsy.2016090104

Литература

  1. Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до И лет: автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб. 2013. 24 с.
  2. Андерсон М.Н. Экспериментальное исследование успешности распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. 2010. № 121 С. 17-24.
  3. Барабанщиков В. А., Малкова ТН. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от лока­лизации мимических проявлений // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 131-140.
  4. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л.: Наука, 1978.142 с.
  5. Дмитриева Е. С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М. Влияние индивидуальных особенностей человека на акустические корреляты эмоциональной интонации речи // Журнал высшей нервной де­ятельности. 2009. Т. 59. № 5. С. 538-546.
  6. Дмитриева Е. С., Гельман В.Я., Зайцева К. А., Орлов А. М. Зависимость восприятия эмоциональной информации речи от акустических параметров стимула у детей разного возраста // Физиология че­ловека. 2008. Т. 34. № 4. С. 149-153.
  7. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я. Связь восприятия эмоциональной интонации речи в условиях помех с акустическими параметрами речевого сигнала у взрослых разного пола и возраста // Журнал выс­шей нервной деятельности. 2011. Т. 61. № 3. С. 306-316.
  8. Дмитриева Е.С., Зайцева К. А., Гельман В. Я. Возрастно-половые особенности восприятия эмоци­ональных характеристик речи под воздействием шума // Физиология человека. 1999. Т. 25. № 3. С. 57-64.
  9. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. А. Татлыбаева, В. Мисник. СПб.: Питер. 2007.327 с.
  10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 171-180.
  11. Мачинская P.M. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1. С. 26.
  12. Морозов В. П. и др. Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / Ред. В. П. Мо­розов Л., Наука, 1988.135 с.
  13. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Формирование мозговой организации рабочей памяти в младшем школьном возрасте // Физиология человека. 2011. Т. 37. № 1. С. 5-15.
  14. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991.
  15. Banse R., Scherer К. R. Acoustic profiles in vocal emotion expression //Journal of personality and social psychology. 1996. T. 70. № 3. C. 614.
  16. Banziger Т., Grandjean D., Scherer K. R. Emotion Recognition From Expressions in Face, Voice, and Body:The Multimodal Emotion Recognition Test (MERT) 2009. Emotion. 2009. Vol. 9. №. 5. P. 691-704.
  17. Castro S. L., Lima C. F. Recognizing emotions in spoken language: A validated set of Portuguese sentences and pseudosentences for research on emotional prosody // Behavior Research Methods. 2010. T. 42. № 1. C. 74-81.
  18. Demenescu L. R., Mathiak K.A., Mathiak K. Age-and gender-related variations of emotion recognition in pseudowords and faces // Experimented aging research. 2014. T. 40. № 2. C. 187-207.
  19. Ekman P. Facial expressions // Handbook of cognition and emotion. 1999. T. 16. C. 301-320.
  20. Harrigan J. A. The effect of task order on children’s identification of facial expressions // Motivation and Emotion, 1984. № 8. P. 157-169.
  21. Hawk S. Т., Van Kleef G.A., Fischer A.H., Van Der Schalk J. “Worth a thousand words”: Absolute and relative decoding of nonlinguistic affect vocalizations // Emotion. 2009. T. 9. № 3. C. 293.
  22. Hess U., Kappas A., Scherer K.R. Multichannel communication of emotion: Synthetic signal production. 1988.
  23. Justin P.N., Scherer K.R. Vocal expression of affect // The new handbook of methods in nonverbal behavior research. 2005. C. 65-135.
  24. Lambrecht L., Rreifelts B., Wildgruber D. Gender differences in emotion recognition: Impact of sensory modality and emotional category // Cognition & emotion. 2014. T. 28. № 3. P. 452-469.
  25. Leppanen J.M., Hietanen J.K Emotion recognition and social adjustment in school-aged girls and boys Scandinavian //Journal of Psychology, 2001. T. 42. P. 429-435.
  26. Matsumoto D., Ekman P. Japanese and Caucasian facial expressions of emotion and neutral faces (JACFEE and JACNeuF) // Human Interaction Laboratory, University of California, San Francisco. 1988. T. 401.
  27. Montague B. et al. Sex differences in the perception of affective facial expressions: Do men really lack emotional sensitivity? // Cognitive Processing. 2005. T. 6. № 2. P. 136-141.
  28. Most Т., Aviner C. Auditory, visual, and auditory-visual perception of emotions by individuals with cochlear implants, hearing aids, and normal hearing //Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2009. T. 14. № 4. P. 449-464.
  29. Most Т., Bachar D., Dmrni E. Auditory, visual, and auditory-visual identification of emotions by nursery school children //Journal of Speech-Language Pathology and Applied Behavior Analysis. 2012. T. 5. P. 25-34.
  30. Most Т., Weisel A., Zaychik A. Auditory, visual and auditory-visual identification of emotions by hearing and hearing-impaired adolescents // British journal of audiology. 1993. T. 27. № 4. C. 247-253.
  31. Rosenberg E.L., Ekman P. Conceptual and methodological issues in the judgment of facial expressions of emotion // Motivation and Emotion. 1995. T. 19. № 2. P. 111-138.
  32. RussellJ.A., Bachorowski J.A., Femandez-Dols J.M. Facial and vocal expressions of emotion //Annual review of psychology. 2003. T. 54. № 1. C. 329-349.
  33. Saxby L, Bryden M. P. Left-ear superiority in children for processing auditory emotional material // Dev. Psychol. 1984. Vol. 20. P. 72-80.
  34. Scherer К. R., Banse R., WallbottH. G. Emotion inferences from vocal expression correlate across languages and cultures //Journal of Cross-cultural psychology. 2001. T. 32. № 1. P. 76-92.
  35. Scherer K.R., EUgring, H. Multimodal expression of emotion: Affect programs or componential appraisal patterns // Emotion. 2007. Vol. 7. P. 158-171.
  36. Scherer K.R. Universality of emotional expression // Encyclopedia of human emotions. 1999. T. 2. P. 669-674.
  37. Shackman J. E., Poliak S. D. Experiential influences on multimodal perception of emotion // Child development. 2005. T. 76. № 5. P. 1116-1126.
  38. Wellman H.M. et al. Early understanding of emotion: Evidence from natural language // Cognition & Emotion. 1995. T. 9. № 2-3. P. 117-149.

Информация об авторах

Дмитриева Елена Сергеевна, Старший научный сотрудник, ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук (ИЭФБ РАН), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: dmit49@mail.ru

Андерсон Мария N., кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики и педагогических технологий, ЛГУ имени А. С. Пушкина, e-mail: maria.anderson@yandex.ru

Гельман Виктор Яковлевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры медицинской информатики и физики, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: gelm@sg2104.spb.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 4937
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 1838
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8