Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера*

1669

Аннотация

В данной статье раскрыты особенности адаптации сирийских подростков, находящихся в лагерях беженцев, к экстремальной социогенной ситуации. В работе представлен обзор исследований по проблеме адаптации как психологического явления; дан анализ современной арабской психологической литературы по этой проблеме; раскрыта суть понятия «экстремальная ситуация»; отражены результаты исследований особенностей адаптации сирийских подростков в условиях военного кризиса; определено перспективное направление психоконсультативной работы с подростками, пережившими кризисные ситуации.

Общая информация

* Работа выполнена при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».

Ключевые слова: адаптация, тревожность, копинг-стратегии, пост-травматическое стрессовое расстройство (ПТСР), насилие, экстремальная ситуация

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090307

Для цитаты: Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Сунгурова Н.Л., Аль Масри И. Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 81–90. DOI: 10.17759/exppsy.2016090307

Фрагмент статьи

В современном мире социально-политическая ситуация крайне нестабильна. Война в Сирии, террористическая угроза породили потоки беженце в европейские страны. Многие мигранты, попав в экстремальную ситуацию, устремились в благополучные страны в поисках лучшей жизни. Но в условиях военных действий многие из них подвергались физическому и психическому насилию, которое оказало травмирующее воздействие на их психику и, как следствие, повлияло на снижение уровня адаптивности личности.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 c.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Питер, 2010. 282 с.
  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. Т. 15. С. 3–18.
  5. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. 508 с.
  6. Боголюбова О.Н., Шестакова А.Н. Посттравматический стресс и принятие решений: перспекти- вы исследований в парадигме нейроэкономики // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 2. С. 60–76. doi:10.17759/exppsy.2015080206
  7. Деркач А.А. Акмеологическая диагностика и оценка кадров государственной службы: монография: в 2 т. Т.1. М.: Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации, 2011. 215 с.
  8. Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В. Психология профессиональных элит // Каспийский регион: по- литика, экономика, культура. 2012. № 4 (33). С. 210–221.
  9. Реан А.А. Психология личности. М.: Питер, 2013. 286 с.
  10. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 622 с.
  11. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2. изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2002. 264 с.
  12. Jabbar S.A., Zaza H.I. Impact of conflict in Syria on Syrian children at the Zaatari refugee camp // Jordan (Article in press): Early Child Development and Care, 2014. DOI: 10.1080/03004430.2014.916074. (Reference date: 16.12.2015).
  13. Ahmed Alyaa. The impact of the crisis on the situation of children in the home [на арабском языке]. 4-th Edition-abstract-2015 [Electronic resource]. URL: http://delta-n.org/?lang=AR&node=27040 (Дата обращения:  16.12.2015).
  14. Nabulsi Mohamed Ahmed. Mental illness and treatment study on the Lebanese war society [на арабском языке]. Lebanon: University publications, first edition, 1985. 174 p.
  15. Hijazi Mustafa Saleh. The war and its consequences psychological, social and educational measures to children and young people in Lebanon, research scientific symposium held in Tunisia (wars, disasters and their effects on the situation of children) [на арабском языке] // Publishing the Arab security studies and training centre, Naif Arabic for Security Sciences, Riyadh. 1986. № 1. P.  51–89. Ref. 26291.
  16. FKI, Hamed Abdel Azeez. Negative effects on cognitive and behavioral and emotional suffering as a result of the Iraqi occupation [на арабском языке] // Journal of intellectual world, Kuwait. 1993. Vol. 22. № 1. P. 80–124.
  17. Al-Rashidi Bashir. Frustration effects and adaptation methods associated with constraints satisfy needs of Kuwaiti  citizen during the Iraqi aggression  [на арабском языке] // Educational  journal, scientific publishing Council, Kuwait University. 1995. Vol. 9. № 36. 61 p.
  18. Al Budoor Salman. Comparison of the effect of violent environment on Palestinian and Israeli boys and their development [на арабском языке] // Deployment of community training centre and crisis management, Al Aqsa University Department of psychology. 1993. P 19–23.
  19. Self-estimation and its relation with some environmental and personal changes in a sample of children from San’a [на арабском языке] / Mahmoud Fathi Okasha. Kuwait: Published by the Kuwaiti Society for the development of The Arab Childhood, The practical studies series, 1990. 30 p.
  20. Jacob Ghassan. Psychological wars, disasters and the role of psychotherapy (pressure disorder post- traumatic) [на арабском языке]. Beirut: Dar Al-Farabi, first edition, 1999.  243 p.

Информация об авторах

Карабущенко Н.Б., доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, e-mail: n_karabushenko@inbox.ru

Иващенко А.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, e-mail: ivashchenko1937@mail.ru

Сунгурова Н.Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, e-mail: sungurovanl@mail.ru

Аль Масри И., Аспирант, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, e-mail: ismaeel.almassri@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3563
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 1669
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6