Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9654Новости 1896Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Экспериментальная психология
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Применение технологий виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности 35

|

Аникина В.Г.
кандидат психологических наук, докторант кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7987-6595
e-mail: vegav577@mail.ru

Побокин П.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Смоленский государственный университет (ФГБОУ ВО СмолГУ), Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7814-0463
e-mail: p.pobokin@yandex.ru

Ивченкова Ю.Ю.
внештатный сотрудник кафедры общей психологии, Смоленский государственный университет (ФГБОУ ВО СмолГУ), Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4371-7074
e-mail: juliusdaisyy@gmail.com

Аннотация

Современные исследования в области виртуалистики затрагивает проблему изучения воздействия виртуальной реальности на состояния личности человека. Данный ракурс исследований касается вопроса коррекционного и терапевтического использования потенциала виртуальной реальности в решении задач практической психологии. Экспериментальное исследование, представленное в работе, посвящено изучению влияния виртуальной реальности на состояние тревожности у школьников старших классов (старший подростковый и ранний юношеский возраст). В рамах диагностического этапа (до и после экспериментального воздействия) использовались: «Тест школьной тревожности Филлипса», «Цветовая социометрия». На экспериментальном — формирующем этапе — школьники, у которых были диагностированы высокий (17,5%) и повышенный уровни тревожности (30,1%), были включены в проведение программы виртуальной реальности по преодолению никтофобий. Результаты исследования подтвердили гипотезу о снижении показателей состояния тревожности у участников исследования значимыми оказались изменения по шкале «Общая тревожность» изменения высокого уровня тревожности φ*=3.3 (p≤ 0,001). Микроизменения значений по цветовой атрибуции произошли по всем группам цветов, но значимыми оказались изменения в предпочтениях самоатрибуции малинового цвета φ*=2,84 (p ≤ 0,05), и коричневого цвета также дали значимые результаты φ*=3,6 ** (p ≤ 0,001) что может косвенно подтверждать изменения в состоянии тревожности у старших школьников.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена в рамках госзадания Министерства просвещения РФ № 730000Ф.99.1.БВ09АА00006 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования научного руководителя проекта В.В. Селиванова.

Фрагмент статьи

Сегодня, когда эффективное функционирование науки и современных технологий рассматривается в качестве непременного условия сбалансированного развития общества, роль технологий виртуальной реальности (ВР) возрастает в развитии любого государства. Исследования виртуальной реальности, в первый период своего становления, прежде всего затрагивали области компьютерных технологий и интернет разработок.

Литература
  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11—39.
  2. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. // Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков, 1998. С. 106—109.
  3. Барабанщиков В.А., Суворова Е.В. Оценка эмоционального состояния человека по его видеоизображению // Экспериментальная психология. 2020. Том. 13, № 4. С. 4—24.
  4. Белозеров С.А. Виртуальные миры: анализ содержания психологических эффектов аватар- опосредованной деятельности // Экспериментальная психология. 2015. Т.8. № 1. С. 94—105.
  5. Величковский Б.Б. Функциональная организация рабочей памяти: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2016. 340 с.
  6. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. С. 177—178.
  7. Войскунский А.Е., Сенющенков СЛ., Игнатьев М.Б., Никитин А.В., Трошин С.С. Исследование динамики ситуативной тревожности при повторных выступлениях перед виртуальной аудиторией // Тезисы докладов третьей Международной конференции по когнитивной науке (20—25 июня 2008 г., Москва). М.: Художественно-издательский центр, 2008. Т. 2. С. 567—568.
  8. Ивченкова Ю.Ю. Влияние средств виртуальной реальности на развитие познавательных процессов и некоторых личностных особенностей. Смоленск, 2017.
  9. Меньшикова Г.Я. Зрительные иллюзии: психологические механизмы и модели: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2013. 301 с.
  10. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Эксмо, 2013. 443 с.
  11. Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 24 с.
  12. Подкосова Я.Г., Варламов О.О., Остроух А.В., Краснянский М.Н. Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении // Вопросы современной науки и практики, 2011. № 2 (33). С. 104—111.
  13. Селиванов В.В. Субъект и виртуальная реальность: психическое развитие, обучение. Смоленск.: Изд-во «СмолГУ», 2016. 430 с.
  14. Селиванов В.В. Теория мышления как процесса: экспериментальное подтверждение // Экспериментальная психология. 2019. № 1. С. 40—52. doi:10.17759/exppsy.2019120104
  15. Селиванова Л.Н. Субъектная педагогика как концентрированное выражение педагогических взглядов С.Л. Рубинштейна // Известия СмолГУ, 2011. № 4. С. 424—433.
  16. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) (международный электронный журнал), 2014. Т. 17. № 3. C. 378—391. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/ journal.html
  17. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Познание и личность в виртуальной реальности // Психология когнитивных процессов /Отв. ред. Селиванов В.В. Смоленск: СмолГУ, 2015. С. 107—121.
  18. Яньшин П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 128—138.
  19. Harris S.R., Kemmerling R.L., North M.M. Brief Virtual Reality Therapy for Public Speaking Anxiety // CyberPsychology & Behavior, 2002. Vol. 5 (6). P. 543—550.
  20. Huan Xu. Measuring the Efficiency of Education and Technology via DEA approach: Implications on National Development, Social Science, 2017. 6(4), 136; https://doi.org/10.3390/socsci6040136.
  21. Lombard M., Ditton T. At the heart of it all: The concept of presence //Journal Of Computer-Mediated Communication, 1997. V. 3. P. 1—33.
  22. Menshikova Galina Ya., Kovalev Artem I., Klimova Oxana A., Barabanschikova Valentina V. The application of virtual reality technology to testing resistance to motion sickness. Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Volume 10, Issue 3: 151—163. doi:10.11621/pir.2017.0310
  23. Monaha T. Virtual Reality for Collaborative E-learning / T. Monaha, G. McArdle, M. Bertolotto // Computers and Education, 2006. December.
  24. Petkova V.I., Ehrsson H.H. When Right Feels Left: Referral of Touch and Ownership between the Hands // PLoS ONE, 2009. V. 4. N. 9. URL: http://www.plosone.org.
  25. Rothbaum B.O., Hodges L.F. The Use of Virtual Reality Exposure in the Treatment of Anxiety Disorders // Behavior Modification, 1990. V. 23 (4). P. 507—525.
  26. Selivanov V.V., Selivanova L.N. Cognitive processes and personality characteristics in the educational virtual reality // Jökull Journal, 2015. V. 65. Issue 6.
  27. Wallach H.S., Bar-Zvi M., Safir M. Virtual Reality-Assisted Treatment of Public Speaking Anxiety // CyberPsychology & Behavior, 2006. V. 9 (6). P. 725—726.
  28. Zinchenko Yury P., Kovalev Artem I., Menshikova Galina Ya., Shaigerova Ludmila A. Postnonclassical methodology and application of virtual real-ity technologies in social research. Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Volume 8, Issue 4: 60—71. doi:10.11621/pir.2015.0405
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика