Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Экспериментальная психология
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психические состояния личности в дидактической VR-среде 22

|

Селиванов В.В.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Смоленск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8386-591X
e-mail: vvsel@list.ru

Аннотация

Работа направлена на рассмотрение влияния современных дидактических программ в виртуальной реальности (ВР) на психические состояния в юношеском возрасте. Представлены материалы эмпирических исследований, полученные на выборке студентов 3—4 курсов московского и смоленского вузов. В исследовании 1 (N=50) приняли участие респонденты в возрасте от 19 до 26 лет. Использовались методика АС Л.В. Куликова, в качестве инструктивных независимых переменных — дидактические ВР-программы. Полученные результаты свидетельствуют, что дидактическая ВР-среда высшего уровня существенно сказывается на психических состояниях, увеличивая показатели по шкалам активации, возбуждения, тонуса, эйфории, снижая показатели астении. Такие состояния, как самочувствие, обычное настроение, спокойствие остаются устойчивыми в иммерсивной дидактической ВР. Эффективность ВР-программ при влиянии на психические состояния определяется успешным моделированием 3D объектов, высокой анимацией, интерактивностью, изначально заложенных в содержание ВР высшего уровня. Принципиально значимым выступают данные об увеличении переживания степени присутствия в ВР при использовании новых шлемов даже в непродолжительных ВР- программах. Это свидетельствует о возможности формирования аддикций к ВР при многократном, краткосрочном их использовании.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена в рамках госзадания Министерства просвещения РФ № 730000Ф.99.1.БВ09АА00006 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

Благодарности

Автор благодарит за помощь в создании высокотехнологичных продуктов ВР программистов В.П. Титова, Е.М. Агафонова.

Фрагмент статьи

В данной статье рассматриваются изменения психических состояний личности при работе с краткосрочной виртуальной реальностью. Это часть комплексных исследований, по изменению личности (и психического в целом) в дидактических и тренинговых ВР- программах.

Литература
  1. Величковский Б.Б., Гусев А.Н., Виноградова В.Ф., Арбекова О.А. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах // Экспериментальная психология, 2016. T. 9. (1). С. 5—20. doi: 10.17759/exppsy.2016090102
  2. Взаимодействие личности и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация / Под ред. Барабанщикова В.А., Селиванова В.В. (монография). Москва: Универсум, 2019. 479 c.
  3. Меньшикова Г.Я. Зрительные иллюзии: психологические механизмы и модели: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.02 / Меньшикова Г.Я. М., 2014. 301 с.: 74 ил.
  4. Психические состояния: учебное пособие / Ред. А.О. Прохоров. М.: Когито-Центр, 2011. 623 c.
  5. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальной реальности в обучении в юношеском и взрослом возрастах // Непрерывное образование: ХХIвек, 2015. № 1 (9) (эл. журнал) DOI:10.15393/j5.art.2015.2729
  6. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности // Непрерывное образование: ХХ1 век, 2016. № 2 (14), (эл. журнал); DOI:10.15393/ j5.art.2016.3128.
  7. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36— 50. doi:10.17759/pse.20202501042020]
  8. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 42—53. doi:10.17759/ pse.2018230304
  9. Chalmers D.J. The virtual and the real. Disputatio. 2017. 9, 309—352. doi:10.1515/disp-2017-0009. CrossRef Full Text | Google Scholar).
  10. Hodges L.F., Anderson P., Burdea G.C., Hoffman H.G., Rothbaum B.O. Treating Psychological and Physical Disorders with VR //IEEE Computer Graphics and Applications, 2001. Vol. 21 (6). P. 25—33.
  11. Menshikova Galina Ya. An investigation of 3D images of the simultaneous-lightness- contrast illusion using a virtual-reality technique. Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Volume 6, Issue 3: 49—59. doi: 10.11621/pir.2013.0305.
  12. Menshikova G.Ya., Kovalev A.I., Klimova O.A., Barabanschikova V.V. The application of virtual reality technology to testing resistance to motion sickness. Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Volume 10, Issue 3: 151—163. doi: 10.11621/pir.2017.0310.
  13. Menshikova G.Ya., Saveleva O.A., Zinchenko Yu.P. The study of ethnic attitudes during interactions with avatars in virtual environments. Psychology in Russia: State of the Art, 2018. Volume 11, Issue 1: 20—31. doi: 10.11621/pir.2018.0102.
  14. Metzinger T.K. Why is Virtual Reality interesting for Philosophers? Frontiers in Psychology, 2018. Front. Robot. AI, 13 September 2018. https://doi.org/10.3389/frobt.2018.00101.
  15. Meyerbroeker K., Emmelkamp M.G. Therapeutic processes in virtual reality exposure therapy: The role of cognitions and the theraupeutic alliance //CyberTherapy & Rehabilitation, 2008. Vol. (1). Issue 3. P. 247— 257.
  16. Rothbaum B.O., Hodges L.F. The Use of Virtual Reality Exposure in the Treatment of Anxiety Disorders // Behavior Modification, 1990. V. 23 (4). P. 507—525.
  17. Slater M., and Sanchez-Vives M.V. Enhancing our lives with Immersive virtual reality. Frontiers in Psychology, 2016. Front. Robot. doi: 10.3389/frobt.2016.00074.
  18. Zinchenko Yu.P., Kovalev A.I., Menshikova G.Ya., Shaigerova L. A. Postnonclassical methodology and application of virtual reality technologies in social research. Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Volume 8, Issue 4: 60—71. doi: 10.11621/pir.2015.0405.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика