Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 120Рубрики 53Авторы 9402Новости 1855Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Экспериментальная психология

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Механизмы и закономерности влияния образовательной виртуальной реальности на мышление человека 15

|

Селиванов В.В.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Смоленск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8386-591X
e-mail: vvsel@list.ru

Сорочинский П.В.
соискатель кафедры общей психологии, Смоленского государственного университета (ФГБОУ ВО СмолГУ), Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-6518
e-mail: vvsel@list.ru

Аннотация

В статье приводятся результаты экспериментальных исследований влияния образовательной виртуальной реальности (ВР) биологической тематики на мышление человека. Данные эксперимента показывают значимые положительные сдвиги в общем уровне мышления субъекта при ответах на вопросы по определенной учебной теме, требующих проявления мыслительной активности, а также в отдельных параметрах мышления при решении усложненной предметной задачи (уровень прогнозов искомого решения, характер анализа через синтез, характер «принятия-непринятия» подсказки и другие). Также в статье объясняются некоторые механизмы и закономерности влияния виртуальной реальности на мышление человека. Отмечается комплексность данного влияния со стороны трехмерных образов виртуальной реальности, широкой анимации и интерактивности. Программы в виртуальной реальности обеспечивают развитие формально-логического мышления за счет установления субъектом высокой степени связи сверх-образов ВР с соответствующими понятиями, представленными в текстово-звуковом сопровождении. В результате проведенных экспериментальных исследований и их обоснования делается вывод о возможностях и перспективах применения технологий виртуальной реальности в образовании.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено в рамках госзадания Министерства просвещения РФ, проект № 730000Ф.99.1.БВ09АА00006 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

Фрагмент статьи

Технологии виртуальной реальности (ВР) — это один из высших видов современного программирования, реализуемый при помощи различных технических устройств (персональных компьютеров, шлемов ВР, перчаток ВР, костюмов ВР и др.) и обеспечивающий вхождение пользователя в искусственно созданный виртуальный мир с возможностью навигации в виртуальном пространстве, изменения угла обзора, изменений некоторых параметров этого виртуального мира и т.д. ВР обязательно должна содержать трехмерные красочные объекты (статические и динамические). При качественно выполненной ВР у пользователя складывается ощущение присутствия (Presence).

Литература
  1. Ананьева К.И. Барабанщиков В.А., Демидов А.А., Харитонов А.Н. Проблемы развития экспериментальной психологии (Выездное заседание Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования) // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 3. С. 5—27.
  2. Баржанова М.В., Доценко К.П. Совершенствование системы российского образования с учетом современных мировых тенденций // Наука и школа. 2018. №5. С. 9—22.
  3. Богданова И.В., Галаничев П.А., Дивеев Д.А., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С., Хозе Е.Г. Онлайн поддержка исследований познания и общения // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 2. С. 149—163. DOI:10.17759/exppsy.2018110220
  4. Величковский Б.Б. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 5—20.
  5. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
  6. Войскунский А.Е., Меньшикова М.Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: «Психология». 2008. № 1. С. 22—36.
  7. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Психологическое применение систем виртуальной реальности // Интернет и современное сообщество. Труды IX Всероссийской объединенной конференции, 2006. [Электронный ресурс: http:/www.conf.infocos/ru/2006/thes/Voisk&Smyslova.pdf]
  8. Григорьев А.А., Лаптева Е.М. Интеллектуальная конкурентоспособность страны: проблема медиации действия национального IQ // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 3. С. 152— 162.
  9. Григорьев А.А. Национальный IQ и инновационная активность страны // Сибирский психологический журнал. 2016. № 60. С. 6—21.
  10. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е.. Технологии виртуальной реальности, методологические аспекты, достижения и перспективы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 64—71.
  11. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Особенности критериальной системы оценивания в теории и технологии способа диалектического обучения // Наука и школа. 2018. № 5. С. 84—95.
  12. Литвинцева Л.В., Налитое С.Д. Виртуальная реальность: анализ состояния и подходы к решению // Новости искусственного интеллекта. 1995. №3. С. 24—90.
  13. Литвинцева Л.В. Виртуальная реальность — новый шаг в технологии человеко-машинного взаимодействия // Теория и системы управления. 1995. № 5. С. 173—183.
  14. Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5—24.
  15. Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи, Тхань, Боровских Т.А. Формирование и развитие опыта самообучения у школьников // Наука и школа. 2018. № 5. С. 52—57.
  16. Побокин П.А. Виртуальное и визульное мышление на уроках математики // Вестник Череповецкого гос. университета. 2014. № 6. С. 133—136.
  17. Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. Ярославль, 2015.
  18. Побокин П.А. Развитие мыслительных процессов школьников, их психических состояний, как следствие применения виртуальных математических программ // Вестник Череповецкого государственного университета, 2014. № 3. С. 192—196.
  19. Побокин П.А. Целесообразность использования средств виртуальной реальности в курсе изучения стереометрии // Психология когнитивных процессов / Под ред. Егорова А.Г., Селиванова В.В. (сборник статей). Смоленск: Универсум. С. 227—231.
  20. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 137—148.
  21. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Воздействие виртуальной реальности на личностные и мыслительные характеристики учащихся. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20—21 мая 2016 г. Калуга, 2016.
  22. Селиванов В.В. Использование методов виртуальной реальности в развитии интеллекта и обучении // Образование в современном информационном обществе: синергетическая модель / Ред. Коповский А.С., Малюченко Г.Н. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. С.135—139.
  23. Селиванов В.В. Мыслительные процессы в функциональной структуре интеллекта // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 67—68.
  24. Сорочинский П.В. Влияние виртуальных обучающих программ по биологии на мышление и психические состояния человека // Сборник материалов областного конкурса молодых ученых 2012 года. Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2012. С. 152—155.
  25. Субъект и виртуальная реальность: психическое развитие, обучение // под ред. Селиванова В.В. (монография). Смоленск: Издательство СмолГУ. 2016.
  26. Drachen A., Yancey M., Maguire J., Chu D., Wang I.Y., Mahlmann T., Schubert M. and Klabajan D. Skill-based differences in spatio-temporal team behaviour in defence of the ancients 2 (dota 2) // Games Media Entertainment (GEM). 2014. Р. 1—8.
  27. Greenfield S.A. Mind change: how digital technologies are leaving their mark on our brain? Random House. 2015.
  28. Vacca J.R. VRML: bringing virtual reality to the internet: CD-ROM included. Boston. 1996.
  29. Huang M.P., Alessi N.E. Presence as an Emotional Experience // Medicine Meets Virtual Reality: The Convergence of Physical and Informational Technologies Options for a New Era in Healthcare. Amsterdam: IOS Press. 1999. P. 148—153.
  30. Insko B.E. Measuring Presence: Subjective, Behavioral and Physiological Methods // Being There: Concepts, Effects and Measurement of User Presence in Synthetic Environments. IOS Press, Amsterdam, The Netherlands. 2003.
  31. Jacob R.J. The use of eye movements in human-computer interaction techniques: What you look at is what you get // ACM Transactions on Information Systems (TOIS). 1991. № 2. P. 152—169.
  32. Johnson-Glenberg, M.C. Immersive VR and Education: Embodied Design Principles That Include Gesture and Hand Controls // Frontiers in Psychology, Front. Robot. 2018. https://doi.org/10.3389/ frobt.2018.00081
  33. Kelava A., Brandt H. А general non-linear multilevel structural equation mixture model // Front. Psychol. 2014. Vol. 5. Р. 1—16.
  34. McLellan H. Virtual realities. In Handbook of research for educational communications and technology / Ed. Jonassen D.H. 1996. P. 457—487.
  35. Menshikova Galina Ya., Saveleva Olga A., Zinchenko Yury P. The study of ethnic attitudes during interactions with avatars in virtual environments // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11, Issue 1: 20—31. DOI: 10.11621/pir.2018.0102.
  36. Riv,G. (2001). Virtual Reality in Psychotherapy: Review // CyberPsychology & Behavior. 2001. Vol. 8. № 3. P. 220—230.
  37. Shubert T., Crusius J. Five theses on the book problem: presence in books, film and VR // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal. 2002. P. 53—58.
  38. Wolpow J.R. et al. Brain-computer interface communication and control // Clinical Neurofisiology. 2002. № 113 (6). P. 767—791.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика