Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы Сборник материалов конференции ISBN: 978-5-9270-0196-5 Издатель: Издательство «Институт психологии РАН» Год издания: 2010 |
Влияет ли осведомленность о вероятности локализации целевого стимула на пространственную ориентировку внимания? 798Гусев А.Н. Кингсеп Ю.А. Уточкин И.С. АннотацияВ работе представлены результаты экспериментального исследования влияния факторов осведомленности и вероятности правильной подсказки на эффективность выполнения задачи пространственной локализации зрительного стимула. Показано влияние вероятности правильных подсказок на выигрыш в скорости локализации стимулов и отсутствие влияния осведомленности о подсказке. Полученные результаты свидетельствуют о высокой автоматизированности процесса ориентировки внимания. Ключевые слова: ориентировка внимания, вероятность, осведомленность Рубрика: Эксперимент в когнитивной психологии Тип: материалы конференции Фрагмент статьи
Введение Одним из ведущих направлений современных экспериментальных исследований перцептивного внимания является изучение функции его ориентировки, т. е. отбора и преимущественной обработки стимулов по пространственному признаку. Хотя анализ пространственной функции внимания можно встретить в классических работах, например у Г. Гельмгольца, тем не менее, современная постановка проблемы ориентировки и методология ее изучения восходит к работам М. Познера и его коллег (Posner, 1980, 1988). Экспериментальная парадигма, предложенная М. Познером и ставшая впоследствии одной из ведущих в исследованиях пространственной ориентировки внимания, получила название методики подсказки (Posner, 1980). В классическом варианте методики подсказки испытуемый должен обнаружить целевой стимул, появляющийся в одной из прямоугольных рамок справа и слева от точки фиксации взора. Задача может состоять не только в обнаружении, но также и в различении, локализации или опознании целевого стимула, но всякий раз от испытуемого требуется максимально быстрый ответ. Основной показатель продуктивности испытуемого – время реакции (ВР) на этот стимул. Незадолго до появления цели на экране предъявляется предупреждающий стимул-подсказка, который сообщает испытуемому о том, в какой из пространственных позиций (рамок) может появиться цель. Подсказка может быть верной или неверной. Верной называется подсказка, которая указывает именно туда, где появится целевой стимул, неверной – та, которая указывает на противоположную сторону. Если сравнение средних значений ВР при верных и неверных подсказках обнаруживает значимое различие, то говорят об эффекте ориентировки, поскольку предполагается, что изменение скорости ответа на целевой стимул при наличии верной подсказки есть результат сдвига внимания в направлении подсказанной пространственной позиции. Кроме того, если варьировать временной интервал между подсказкой и целевым стимулом – асинхронию включения стимулов (АВС), то, по мнению М. Познера (1980), можно изучить динамику движения внимания по зрительному полю. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология личности, Психология труда | Карпинский К.В., Гижук Т.В., Кисельникова Н.В. Инновационные модели | Строганова Т.А., Орехова Е.В., Галюта И.А. Нейронные механизмы нарушений ориентировки внимания у детей с расстройством аутистического спектра Нейропсихология | Воронин Н.А. Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках | Асатурьян В.С., Григорьев Д.И., Юмагулов Э.Р. Алгоритм реализации расчетов воздействия космического мусора на космические аппараты |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|