Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

Сборник материалов конференции

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Особенности движений глаз у детей младшего школьного возраста в процессе чтения текстов разной сложности 970

Иванов В.В.
Институт возрастной физиологии РАО

Демидов А.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6660-5761
e-mail: alexander.demidov19@gmail.com

Безруких М.М.
доктор биологических наук, директор, Института возрастной физиологии РАО, Москва, Россия

Аннотация

При помощи метода видеорегистрации движений глаз изучалось влияние сложности и структурной организации текста на параметры окуломоторной активности учащихся первого и четвертого классов. Установлено, что сложность текста и его структурная организация влияет на среднюю продолжительность фиксаций и процентное соотношение прогрессивных и регрессивных саккад только у учащихся четвертых классов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

К настоящему времени выполнено большое количество исследований, посвященных изучению организации и функционированию окуломоторной активности взрослых в процессе чтения. Основной целью этих исследований стало как изучение характеристик окуломоторной активности самой по себе, так и определение влияния психолингвистических характеристик читаемого текста на планирование стратегии чтения. Было показано, что на стратегию чтения и, в частности, на движения глаз в процессе чтения влияют такие психолингвистические характеристики текста, как частота встречаемости лексических и синтаксических конструкций в тексте, предсказуемость слов в контексте предложения, лексическая или фонологическая неоднозначность слов, стилистическое согласование и влияние дискурса и др. (Hyona, 1995; Pollatsek, Rayner, 1990; Rayner, Duffy, 1984; Rayner, 1998; Sereno, 1995). Необходимо отметить, что подавляющее большинство исследований было нацелено на изучение уже сформировавшегося навыка чтения у взрослых читателей, что не позволяет распространить полученные результаты на выборки других возрастов и, в частности, детей. Но детское чтение имеет принципиальные отличия от взрослого чтения, не сводящиеся к простому недоразвитию операциональных средств свободного чтения. В отдельных исследованиях было показано, что на начальных этапах формирования навыка чтения детям достаточно трудно сконцентрироваться на читаемом, удержать свой взор на словах, недостаточно хорошо развит процесс преобразования графем в фонемы (Ehri, 1998) и еще незначителен объем кратковременной памяти. Это определяет и особенности детского чтения, например дрейф фиксаций, частые, по сравнению со взрослыми, регрессивные саккады, непонимание прочитанного. Существующие исследования, описывают количественные изменения параметров окуломоторной активности у детей разных возрастных групп (Findlay, Gilchrist, 2003; McConkie et al., 1991), но проблема о влиянии психолингвистических факторов – сложности и структурной организации текста – на окуломоторную активность детей еще недостаточно хорошо изучена.

Поэтому основной целью нашего исследования стало изучение влияния сложности и структурной организации текста на характеристики движений глаз при чтении учащихся младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения.

Литература
  1. Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению // Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  2. Ehri L. Grapheme-phoneme knowledge is essential for learning to read words in English // Word recognition in beginning literacy / J. Metsala & L. Ehri (еds.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 1998. P. 3–40.
  3. Findlay J. M., Gilchrist I. D. Active vision: The psychology of looking and seeing. Oxford: University Press, 2003.
  4. Hyona I. An eye movement analysis of topic-shift effect during repeated reading // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1995. V. 21. P. 1365–1373.
  5. McConkie G. W., Zola D., Grimes J., Kerr P. W, Bryant N. R., Wolf P. M. Children‘s eye movements during reading // Vision and visual dyslexia / J. F. Stein (еd.). London: Macmillan Press, 1991. P. 251–262.
  6. Pollatsek A., Rayner K. Eye movements and lexical access in reading // Comprehension processes in reading / M. Coltheart (еd.). Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. P. 43–164.
  7. Rayner K. Eye Movements in Reading and Information Processing: 20 Years of Research // Psychological Bulletin. 1998. V. 124/3. P. 372–422.
  8. Rayner K., Duffy S. A. Lexical complexity and fixation times in reading: Effects of word frequency, verb complexity, and lexical ambiguity // Memory & Cognition. 1986. V. 14. P. 191–201.
  9. Sereno S. C. Resolution of lexical ambiguity: Evidence from an eye movement priming paradigm // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1995. V. 21. P. 582–595.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика