Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы Сборник материалов конференции ISBN: 978-5-9270-0196-5 Издатель: Издательство «Институт психологии РАН» Год издания: 2010 |
Проблема исследования взаимосвязи между уровнем развития способности действовать «в уме» и особенностями эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 1685Коваленко С.М. Галкина Т.В. АннотацияВ предлагаемой работе представлено планирование экспериментального исследования, посвященного изучению проблемы взаимосвязи между уровнем развития способности действовать «в уме» (СДУ) и особенностями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: способность действовать «в уме», эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект, старший дошкольный возраст, формирующий эксперимент Рубрика: Эксперимент в возрастной и педагогической психологии Тип: материалы конференции Фрагмент статьи
Способность действовать «в уме» (СДУ), как показал в своих работах Я. А. Пономарев (1976, 1999) и его последователи (Галкина, 1986, 2006; Хуснутдинова, 1993; Кононенко, 1997; Хайкина, 1998; Пастернак, 2001 и др.), является центральным звеном психологического механизма не только интеллекта человека, но и творчества, общения и поведения в целом. Способность действовать «в уме» является важнейшим показателем умственного развития. Проведенные и описанные Я. А. Пономаревым исследования доказывают, что уровень развития СДУ влияет на многие стороны как интеллектуального, так и личностного развития ребенка, а также на особенности его поведения и общения с окружающими. Данная общая способность крайне необходима для осуществления любой деятельности, и без достаточно высокого уровня ее развития практически невозможно успешно решать различные творческие задачи (Пономарев 1976, 1999), в том числе и особые задачи на самооценку (Галкина, 1986, 2006). Ряд исследований, проведенных представителями научной школы Я. А. Пономарева, был посвящен проблеме факторов развития СДУ и взаимосвязи этой способности с различными переменными. Так, Т.В. Галкина и М.В. Хайкина (1998) выявили зависимость между уровнем развитием СДУ и особенностями развития речи и двигательных навыков в дошкольном возрасте. Л. Г. Хуснутдинова (Алексеева) вместе с Т.В. Галкиной (1993) обнаружили зависимость между уровнем развития речемыслительной креативности и уровнем развития СДУ. В исследованиях М. А. Кононенко и Т. В. Галкиной (1997) было показано, что общие и специальные компоненты СДУ тесно взаимосвязаны и что СДУ является единой способностью, которая проявляется независимо от сферы деятельности и от характера материала, с которым производятся умственные действия. Литература
Статьи по теме
Психология образования, Психология развития | Москвитина Н.Ю., Хорошилова Е.П., Селюкова Е.А. Психология образования | Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Бочкова М.Н. Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология личности, Психология труда | Карпинский К.В., Гижук Т.В., Кисельникова Н.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|