Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8838Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

Сборник материалов конференции

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Психологическая диагностика музыкального слуха 1906

Сулейманов Р.Ф.
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ЧОУ ВО «КИУ» имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)), Казань, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7164-8838
e-mail: souleimanov@mail.ru

Полный текст

Широкое распространение в практике диагностики музыкальных способностей получило положение о решающей роли музыкального слуха, чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Существенный вклад в понимание сущности музыкальных способностей внес Б.М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» (1947). Современные представления о музыкальных способностях представлены в работах Ю.А. Цагарелли (1989), А. А. Бочкарева (1997) и др.

При разработке методов диагностики музыкальных способностей и качеств мы опирались на принцип нормативности в психодиагностике.

В последнее время разработкой нормативности психического и личностного развития активно занимается коллектив под руководством К. М. Гуревича. В качестве критерия ими используется так называемый «социально-психологический норматив» (СПН). СПН определяется как система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей вне его общности, человек должен овладеть теми требованиями, которые к нему предъявляются, причем этот процесс является активным – каждый стремится занять определенное место в социуме и сознательно осуществляет этот процесс (1995).

Следует отметить, что о нормативности умственного развития писал Л. С. Выготский, который отмечал: «…для динамики умственного развития в школе и для продвижения ребенка в школьном обучении определяющей является не столько сама по себе величина IQ, т.е. уровень развития на сегодняшний день, сколько отношение уровня подготовки и развития ребенка к уровню требований, которые предъявляются школой. Эту последнюю величину – уровень требований, предъявляемых школой, предложили в педологии называть сейчас идеальным умственным возрастом» (1990, с. 404).

Таким образом, разработка принципов нормативности психодиагностики предусматривает:

1) отказ от статистической нормы и введение содержательных критериев оценки результатов тестирования. В тестах используется не балл, который получает испытуемый и который характеризует его место в выборке, а конкретная область содержания. Главная задача теста – установить, что индивид умеет делать, а не его место в выборке;

2) включение в тест совершенно определенного содержания, например разделов учебных дисциплин или их циклов, что требует специальной теоретической проработки проблемы единства содержания и форм мышления;

3) проведение коррекционной работы по результатам тестирования; 4) усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития»;

5) создание компьютерных вариантов методик, позволяющих прослеживать процессуальную сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании, и помогающих выявлять индивидуальные особенности мышления;

6) усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, соблюдение их приоритета над количественными (Борисова, 1997).

Социально-психологический норматив мы рассматриваем, применительно к деятельности музыканта-исполнителя, как систему требований, предъявляемых деятельностью музыканта-исполнителя к развитию музыкальных способностей и качеств, как начинающего музыканта, так и профессионала.

Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. В частности, для групповых количественных данных сотрудниками К. М. Гуревича была разработана следующая схема.

Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100 %-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:

1) наиболее успешные – 10%; 2) близкие к успешным – 20 %; 3) средние по успешности – 40%; 4) малоуспешные – 20%; 5) наименее успешные – 10%.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идет норма подгрупп, по оси ординат – процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности (Психологическая диагностика…, 1995).

Хорошо развитый музыкальный слух как способность является важной составляющей как профессионала-музыканта, так и рядового слушателя. Музыканту-исполнителю музыкальный слух помогает в исполнительской деятельности, рядовому слушателю – лучше понимать музыку и, в частности, классические произведения. Полноценное восприятие музыки не может состояться без хорошо развитого музыкального слуха.

Правильное понимание структуры музыкального слуха позволяет определить и адекватные методы его диагностики и развития.

Психологическая диагностика музыкального слуха строится на принципе сравнения между собой отдельно ритмических и мелодических рисунков, штриховых и динамических особенностей, интервалов и аккордов. При этом используется сходный музыкальный материал и для диагностики и для развития музыкального слуха (Сулейманов, 2003).

Хорошо развитый музыкальный слух обусловливает успешность в чтении с листа, подборе по слуху, что является основой для различных форм музыкально-исполнительской деятельности, таких как аккомпанирование, импровизация, сольное исполнительство, игра в оркестре, а также восприятие музыки.

Диагностике подлежали следующие способности. Это музыкально-ритмическая способность – способность воспринимать ритмический рисунок, метрические пульсации и темповые соотношения, т. е. временные характеристики музыкальной информации. Это мелодический слух как способность к восприятию одноголосной ладоокрашенной мелодии (включает в себя и ладовый слух). Это гармонический слух – способность к восприятию созвучий и гармонических последовательностей. Динамический музыкальный слух – способность воспринимать динамические изменения силы звука в музыке. И наконец, способность воспринимать штрихи.

Для диагностики способности к различным компонентам музыки, нотного текста используются тестовые задания. Всего 20 заданий. Располагаются они в порядке от простого к сложному. Например, ритмический рисунок в каждом задании представлен в трех вариантах (а, б, в) (см. пример 1).

Пример 1

Диагностирование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Для этого применяются специальные бланки. Задания для слухового восприятия предъявляются учащимся в аудиозаписи.

Учащемуся дается инструкция следующего содержания: «Перед вами находится бланк для ответов. Заполните анкетные данные (фамилия, имя, год рождения, инструмент, на котором вы обучаетесь, класс, число, месяц и год проведения диагностики). Вам будут предъявляться для зрительного восприятия задания с изображением ритмических рисунков. В каждом задании (всего 20 заданий) изображено 3 ритмических рисунка под буквами а, б, в. После того, как один из трех ритмических рисунков будет озвучен, вам необходимо, сличив его с изображенным в задании, выделить один из трех и обозначить соответствующей буквой, например: . При предъявлении задания 2, ответ записывайте на бланке рядом с цифрой 2 и т.д. Если затрудняетесь с ответом, ставьте прочерк и переходите к выполнению следующего задания. Будьте внимательны. Начали!»

Подсчитывается правильно выполненные задания. Качество способности к восприятию ритмического рисунка отражается в баллах. Если учащийся правильно выполнил 15 заданий, он получает 15 баллов.

Аналогично диагностируется способность к восприятию мелодии, штриховых и динамических особенностей, а также способность к восприятию интервалов и аккордов.

Максимальное количество баллов, которое можно получить по 6 тестам, связанным с диагностикой способности к восприятию ритмических и мелодических рисунков, интервалов, аккордов, штриховых и динамических особенностей, равно 100. Анализ диагностических данных показал, что, если ученик набирает в сумме по 5 тестам 85 баллов и выше, это говорит об относительно высоком уровне развития музыкального слуха. Результат в 30 баллов и ниже по 5 тестам является показателем низкого уровня развития. В качестве примера на рисунке показаны результаты развития музыкального слуха у учащихся 2 курса музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова г. Санкт-Петербурга (группа теоретиков и группа народников).

Результаты показывают, что в целом группа теоретиков превосходит группу народников по развитию компонентов музыкального слуха. В то же время последние имеют преимущество в способности к восприятию штриховых и динамических особенностей, что связано с их исполнительской деятельностью.

Кроме этого, видно, насколько гармонично развиты разные виды музыкального слуха и на что необходимо обратить внимание в дальнейшей работе. Результаты показывают, что у теоретиков компоненты музыкального слуха развиты более гармонично.

Весь процесс развития музыкального слуха целесообразно делить на 3 этапа: диагностический, тренировочно-развивающий и контрольный.

Рис. 1. Показатели развития музыкального слуха у учащихся музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова

Примечание: 1 ряд – теоретики, 2 ряд – народники. По вертикали – баллы; по горизонтали: 1 – способность к восприятию ритмических рисунков; 2 – способность к восприятию мелодических рисунков; 3 – способность к восприятию штриховых особенностей; 4 – способность к восприятию динамических особенностей; 5 – способность к восприятию интервалов; 6 – способность к восприятию аккордов.

На первом этапе у учащихся определяется уровень развития музыкального слуха. По результатам диагностики строится стартовый профиль учащегося, с которым преподаватель его знакомит. Затем составляется план обучения (развития).

Данные диагностики необходимы преподавателю для корректировки процесса развития музыкального слуха с учетом психологических особенностей обучающихся.

На втором, тренировочно-развивающем, этапе проводится развитие музыкального слуха. Оно ведется с учетом полученной информации о способностях учащегося. Если, например, обучение ведется с учеником 3–4 класса, оно необязательно должно начинаться с начальных серий. Обучение может вестись по свернутой программе, сокращая начальные этапы. При этом используется нотный материал, аналогичный диагностическому.

Третий этап – контрольный. Контрольные замеры должны проводиться в течение всего периода обучения учащегося, например в конце каждого учебного года или по полугодиям.

По каждой способности в отдельности и качеству развития музыкального слуха определяется обучаемость учащегося. Уровни обучаемости измеряются отношением прироста соответствующего показателя к временным затратам на обучение. На этом этапе можно увидеть эффективность развития музыкального слуха в целом и в отдельности по видам.

Как показывает практика, диагностика музыкального слуха позволяет более эффективно строить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся и студентов музыкальных заведений.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Борисова Е. М. Современные тенденции развития психодиагностики // Прикладная психодиагностика. М. 1997. С. 64–71.
  2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1990. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.
  4. Сулейманов Р. Ф. Психологическая диагностика и развитие музыкального слуха: Учеб. пособие. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003.
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  6. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дис. … канд. психол. наук. Л., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика