Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам

Материалы конференции

ISBN: 978-5-94-051-056-7

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Консультирование родителей на телефоне доверия в случаях нарушений в сфере взаимоотношений в семье 727

Азанова Т.В.
супервизор телефона доверия для детей и подростков «Перемена», МОУ «ПМС Центр», г. Пермь, Пермь, Россия

Полный текст

Телефон доверия для детей и подростков «Перемена» г. Перми получает большое количество звонков от абонентов, среди них запросы от   родителей составляют 6%. Большую часть этих обращений можно классифицировать как кризисные. Родители звонят на телефон доверия после того, как перестают контролировать ситуацию и уже пытались применить известные им способы для ее разрешения. Происходит событие, ставшее «последней каплей», требуется немедленно принимать решение. И тогда следует звонок на телефон доверия: подросток не пришел ночевать домой после конфликта, администрация школы предлагает перевести ребенка в другую школу в связи с неуспеваемостью, подросток пришел домой пьяным, «связался с наркоманами», избили в школе, украл дома деньги, стал обманывать,  «травят» одноклассники и ребенок сегодня сказал, что в школу больше не пойдет, у сына была попытка суицида и сейчас он целыми днями лежит на диване и не ходит в школу, ребенок не может адаптироваться в детском саду, школе, решением ПМПК предложено изменить ребенку образовательный маршрут, резко изменилось поведение ребенка после гибели отца. «Помогите, посоветуйте, что делать, где еще искать помощи, вы последняя надежда» – слышит консультант телефона доверия. 

Кто эти родители, обратившиеся за помощью? Это могут быть матери, которые воспитывают ребенка без отца. Часто в такой семье воспитание осуществляется по типу гиперпротекции. В такой семье, а часто в ней есть еще бабушка, ранее баловали ребенка, а сравнительно недавно встревожились недостаточностью своего влияния на него и решили стать требовательнее, пока не стало слишком поздно. Если ранее взрослые не достигали результатов, используя малую толику власти, то теперь, увеличив силу власти, они лишь сталкиваются с еще большим сопротивлением. Таким образом, начинается борьба за власть. И поводом обращения становится ухудшение детско-родительских отношений (подросток отдаляется, грубит, «не слушается», «делает все назло», у него нет никакой ответственности и самостоятельности). Другой вариант - отец не включен в жизнь семьи. В таких семьях существуют серьезные проблемы в супружеских отношениях. Отец очень жесткий: кричит на ребенка, может ударить его. Мать обращается к нему в крайнем случае – для устрашения ребенка, когда справиться сама не может, и сама же бросается защищать его от отца. Вот так опосредованно – через ребенка – происходит общение супругов.  В подобной ситуации чаще оказывается сын, который боится, а иногда и ненавидит своего отца. В таком случае поводом для звонка являются конфликтные отношения отца и ребенка. 

Следующий пример обращения матери на телефон доверия также может быть иллюстрацией нарушений в сфере взаимоотношений в семье. Позвонила абонентка, встревоженная конфликтом с девятилетним сыном. Она не работает, забота о сыне отнимает у нее много сил и времени. Ее ребенок для нее – самое главное в жизни. Он хорошо развит, успешен в школе. Она исполняет все его желания. Сейчас он не посещает школу, так как сломал ногу. Она переживает за его здоровье. Последнее время он постоянно капризничает – не ест, пока она не даст ему конфет. Сегодня ей пришлось сбегать в магазин, так как конфет дома не оказалось. Но он все равно обедать не стал, накричал на нее. В ходе телефонной беседы консультант выяснил, что муж абонентки занят работой и возвращается домой поздно – он обеспечивает семью и почти не занимается воспитанием сына, и тоже может быть груб с женой. Более близкие отношения у абонентки с сыном. В описанной ситуации консультант помогла увидеть абонентке, что  в семье происходит нарушение семейной иерархии: абонентка, с ее слов, чувствовала себя последнне время «прислугой» в семье. Полезным оказался разговор о личных  потребностях каждого члена семьи. Осознание собственных потребностей, обсуждение возможных способов общения с ребенком в соответствии с его возрастными особенностями и, конечно, материнская любовь  - это тот ресурс для абонентки, который  был найден в процессе разговора. Абонентке сложно было принять чувства обиды, злости на сына, мужа, себя. Именно с этими ее чувствами работал консультант на протяжении всего разговора.  Состояние растерянности и тревоги значительно уменьшилось, голос абонентки стал более спокойным и уверенным к концу разговора. 

Есть абонентки, которые предлагают консультанту поговорить с ребенком, «объяснить» ему, как надо поступать. Таким образом они стремятся переложить ответственность за решение проблемы на консультанта. 

Следующая очень немногочисленная категория абонентов-родителей – отцы. Среди них те, кто воспитывают детей без матери по тем или иным причинам и не слишком много времени им уделяют. Отцы звонят по проблемам отношений с подростками в момент острого конфликта: на подростка заведено уголовное дело или  родителей вынуждают перевести ребенка в другую школу. 

Еще одна категория абонентов, чей запрос мы можем отнести к родительскому, – это бабушки. Они сами воспитывают детей, чьи родители лишены родительских прав, или дети не проживают с родителями, так как те злоупотребляют алкоголем. Тогда их запрос касается не только трудностей в отношениях с детьми, но и материальных проблем. Чаще звонки поступают от бабушек, которые конкурируют с родителями ребенка, обычно матерью, в воспитании ребенка и возможностью влиять на него. Как правило, мать ребенка является дочерью абонентки. Нерешенные в свое время проблемы детско-родительских отношений, личностные проблемы обостряют конкуренцию. Позвонила абонентка 59 лет. Она переживает за своего пятилетнего внука,  по отношению к которому ее 35-летняя дочь проявляет постоянную агрессию: ругает  и унижает его, может ударить, не занимается его развитием и не позволяет это делать бабушке. Они проживают в одной квартире. В результате дома постоянные скандалы, которые могут заканчиваться драками, что и произошло в тот день, когда абонентка позвонила. Абонентке хотелось наказать свою взрослую дочь, но обращаться официально в органы опеки она не решается, боится, но в то же время жалеет свою дочь и любит ее. У той есть соматические заболевания, неделю назад умер ее близкий друг, ей приходится много работать. Работа консультанта шла в режиме кризисного консультирования. Много усилий приложено консультантом для идентификации, признания и принятия чувств абоненткой (обида, страх, злость, гнев, вина). Возраст абонентки, ее ригидность, глубина конфликта не позволяют быстро продвигаться в его решении. Консультант мотивировал абонентку на поиск  возможностей в его  разрешении. Она сама предложила несколько вариантов, в которых тут же засомневалась. Но первый шаг был сделан. Кроме того, остается возможность последующего контакта по телефону. 

Что нужно учитывать при обращении родителей на телефон доверия. Устанавливая контакт, консультанту важно показать свое отношение к родителям как к взрослым, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребенка, глубоко знающим и понимающим его. Следует избегать прямой или косвенной критики в адрес родителей и их действий, сомневаться в их педагогической компетентности. Любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции, а, значит, разрушит контакт.

Необходимо помнить, что обращения родителей на телефон доверия — это запрос по поводу другого человека - ребенка, а работать консультант может только с позвонившим. Не каждый готов говорить о своих трудностях, проще обвинить ребенка и  всю ответственность за нарушенные отношения переложить на него. Для взрослых нелегко отказаться от своих ценностей и убеждений. Слишком часто родители чересчур озабочены сохранением власти и контроля. Консультанту необходимо помочь родителю тщательно проанализировать собственное участие в сложившейся ситуации и оказать ему поддержку с тем, чтобы он захотел меняться сам.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М,: «Семья и школа», 2003. — 250 с.
  2. Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи /Пер. с англ. 2-е стереотип. изд.-М., Когнито-Центр, 2008.- 415с. 
  3. Меновщиков  В.Ю. Психологическое  консультирование: работа  с  кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика