Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам

Материалы конференции

ISBN: 978-5-94-051-056-7

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Консультирование приемных родителей по вопросам трудного поведения ребенка (на примере детского воровства) 1542

Морозова Е.О.
педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Развитие», г. Вологда, Вологда, Россия
e-mail: razvitie@vologda.mail.ru

Полный текст

Одно из самых важных прав каждого ребенка – право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, предпочтительней жить в семье.

На пути создания полноценной семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Для того чтобы все члены приемной семьи быстрей приспособились и привыкли к изменившимся условиям жизни и стали полноценной семьей, они посещают школы приемных родителей, консультации специалистов психолого-педагогической службы. Но иногда в семьях возникают проблемы воспитания, которые не каждый родитель может рассказать психологу на очной консультации, так как родитель чувствует себя ответственным и виноватым за то, что произошло. Таким образом, консультирование приемных родителей на Телефоне Доверия - одна из важных задач психологической службы. Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудное поведение» ребенка.  Один из самых распространенных и самых пугающих для родителей типов трудного поведения — детское воровство.

Чаще всего, опасения родителей, что воровство связано именно с тем, что ребенок — приемный, имеют под собой основания, так как моральное развитие непосредственно связано с  опытом благополучной привязанности. В основе «данного принципа развития» лежит боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям. Поэтому большинство детей дошкольного возраста уже различают что «хорошо», а что «плохо», что «можно, а что «нельзя». Однако, сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже — примерно к 10—11 годам. Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, отмечаются задержки в «развитии совести»: ему некого беречь, он не умеет сочувствовать, нет отношений, которыми он бы дорожил, ведь всему этому тоже нужно учиться. Поэтому детям с «неблагополучным стартом» дольше требуется внешний контроль.

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много.

Приемный ребенок из детского дома рос в учреждении при общественном укладе жизни. То есть, он не понимает в данной ситуации, что значит иметь «свое» и не понимает, что такое брать «чужое». Поэтому, основной причиной того, что ребенок берет вещи, это его неосведомленность, что вещи кому-то принадлежат и имеют особую ценность.

Дети из детского дома, взятые в приемную семью, не сразу привыкают к новой обстановке. Большинство ребят испытывают неуверенность, тревогу в своем нынешнем положении, страх перед будущим (особенно дети с низкой самооценкой) [3, с.188]. Поэтому им необходимо создать для себя такую ситуацию, которая бы коренным образом отличалась от их прежней и нынешней обстановки жизни. Примером такого выхода эмоций и негативных чувств становится невротическое воровство. Так как при воровстве у ребенка обостряется чувство риска, появляется азарт и проявляется инфантильное удовольствие в присвоении чужого. После такой, хоть и искусственно созданной,  ситуации наступает желанное чувство спокойствия, уровень тревоги снижается. 

Еще одной из причин воровства может быть проверка границ дозволенного для себя. Хотят ли отказаться от него приемные родители? А может быть ребенок пытается привлечь внимание взрослого. Наказание в данном случае его меньше пугает, чем безразличие. Данное поведение называется «демонстративное воровство» [1, с. 23]. 

Поведение детей, отвергнутых собственными родителями, характеризуется завистью к вещам. Наличие каких-либо вещей эти ребята связывают с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Поэтому одна из причин воровства, особенно в подростковом возрасте, - попытка присвоения социального статуса через обладание определенными вещами. Таким образом, ребенок пытается «быть как все» и не выделяться из толпы, быть членом группы сверстников.

В процессе телефонного консультирования необходимо помочь родителю понять, что происходит с ребенком на самом деле и какова причина, решением которой стало детское воровство.

Не стоит забывать, что содержание консультации - психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Значимой составляющей является формирование позитивного отношения родителя к ребенку, принятие его проявлений, поддержка в желании преодолевать трудности взаимоотношений вместе с ребенком, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом.

Консультант может действовать разными способами.

Понятно, что при столкновении с трудным поведением ребенка родителей захватывает буря эмоций. Задачей консультанта является помощь клиенту в отражении своих чувств, мыслей и понимании, что будет результатом «разрядки» взрослого. То есть, родитель, прежде чем наказать ребенка, должен ясно осознавать цель своего поведения, что он хочет пресечь: то ли причину (что ребенок хочет добиться воровством), то ли проявление (само воровство)

Следующим вариантом консультации является помощь родителю в осознании того, что ребенок, совершивший проступок, это не преступник. В данном случае, консультант делает акцент на том, что сложившаяся ситуация – это шанс для ребенка освоить некоторые правила человеческой жизни. А вот усвоится ли это правило, во многом зависит от реакции взрослого на проступок. Необходимо уточнить, что навешивание «ярлыков», как часто бывает в обществе, это лишение человека возможности выбора в будущем.

При консультации родителей по вопросам детско-родительских отношений очень важно затронуть влияние возраста и особенностей развития ребенка. Если речь идет о детском воровстве, то родителям можно рассказать, что часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Просто, возможно, сейчас ребенку, которому десять лет, в моральном отношении  еще только шесть. И относиться к его поступкам, объяснять ему, что произошло, надо с учетом этого.

Детское воровство может произойти и вне дома. Тогда взрослому обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить и не бросать одного, помочь самому ребенку найти способ возместить нанесенный ущерб: вернуть украденное, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного.

Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах [2, с.75]. 

Таким образом, проблема детского воровства – одна из актуальных в консультации приемных родителей по вопросам трудного поведения ребенка

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002. 64 с.
  2. Настольная книга приемного родителя. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. 128 с.
  3. Прихожан А.М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика