Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1752Ключевые слова 21493 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход

ISBN: 978-5-94051-163

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2018

 

Концепция инклюзивного лифтав отечественном образовании 412

Осьмук Л.А.
доктор социологических наук, директор, Институт социальных технологий и реабилитации, заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия
e-mail: osmuk@mail.ru

Серебрянникова О.А.
советник первого проректора, ФГБОУ ВО НГТУ, Россия
e-mail: olga.serebryannikova@gmail.com

Аннотация

В статье описывается модель инклюзивного лифта в парадигме вертикальной социальной мобильности, предполагающая продвижение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по траектории: семья — дошкольное учреждение — средняя школа — колледж — вуз — организация/предприятие. Основу такого продвижения составляет технология сопровождения. Основная проблема неэффективности инклюзивного лифта сегодня — отсутствие механизмов перехода субъекта с одного уровня на другой. В целях разработки эффективной модели рассматривается существующий опыт, приводятся результаты экспертного опроса (n = 20), проведенного на территории Новосибирска. Анализируются проблемы, возникающие при мобильности, и возможности успешного внедрения. Выдвигается идея программы сопровождения инклюзивного лифта на базе Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов в вузе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Наблюдаемое сейчас пристальное внимание общества к проблемам людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья продиктовано новым уровнем развития общества. Поскольку долгое время общество отторгало нетипичных людей, главная задача заключается в смене всех эксклюзивных социальных практик на инклюзивные.

Литература
  1. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность. 2001. №6. С. 149.
  2. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. № 11. 2009. С. 126—131.
  3. Веселкова Н.В. Новые исследования мобильности: совпадающие и не совпадающие потоки и социальная компетентность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 50—66.
  4. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 98—105.
  5. Дегтярева В.В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе // Философия образования. 2014. № 3. С. 162—173.
  6. Зиневич О.В., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы = Inclusive education in the Russian higher school: modern challenges // Власть. 2016. № 5. С. 61—67.
  7. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88—97.
  8. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140—149.
  9. Осьмук Л.А., Прохорова Л.В., Пономарев В.Б. Самореализация пожилых людей как преодоление социальной эксклюзии. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. 232 с.
  10. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87—93.
  11. Смолин О.Н. Студенты с ограниченными возможностями здоровья: статус, образование, трудоустройство. Интервью с Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Смолиным Олегом Николаевичем // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 7—9.
  12. Тихонова Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 62.
  13. Шкаратан О.И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 5—24.
  14. Шпекторенко И.В. Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида // Управленческое консультирование. №6 (54). 2013. С. 93—103.
  15. Bertaux D., Thompson P. Pathways to Social Class. A Qualitative Approach to Social Mobility. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2007. 343 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика