Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Материалы конференции

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Региональный опыт реализации инклюзивного подхода: проблемы, перспективы 1290

Полный текст

Поиск эффективных форм коррекционной помо­щи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связан с проведением работы по их включению в детское сообщество. Подобный подход к образова­нию неординарных детей вызван к жизни социальным заказом общества и государства и предполагает реше­ние целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, законодательным обеспечением адаптив­ности и вариативности услуг и условий общеобразова­тельного учреждения. Решение данных проблем во многом зависит от территориальной специфики каж­дого региона, обусловленной эволюционными процес­сами в общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации инклюзив­ного подхода. В связи с этим нам представляется важ­ным оценить состояние и тенденции развития систе­мы образования Архангельской области и выделить факторы, которые могут как содействовать, так и пре­пятствовать внедрению инклюзивного подхода. Без подобной оценки невозможно определить степень го­товности системы к преобразованиям, характер и по­следовательность первоочередных мер и конкретных действий.

В настоящее время в области более 14 тыс. детей (около 6 % детского населения) нуждаются в коррек-ционной помощи и получают ее в различных формах. Отмечается количественное перераспределение детей, связанное с их переходом из специального (коррекци-онного) образовательного пространства в общеобразо­вательное. Успех данного процесса связан, прежде все­го, с имеющейся и стабильно работающей службой со­провождения в массовом учреждении. Деятельность специалистов службы (логопедов, психологов, дефек-тологов) предполагает непосредственное взаимодей­ствие с ребенком и обязательную работу с учителем и родителями. В данном контексте психолого-педагоги­ческое сопровождение является неотъемлемым эле­ментом системы образования, выступает в качестве равноправного партнера в решении задач обучения, воспитания и развития ребенка.

Фактором, обеспечивающим успех включения про­блемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников, является упрочение контактов между об­щеобразовательными и специальными (коррекцион-ными) школами, последние из которых приобретают дополнительные функции, связанные с выраженным запросом массовых учреждений на поддержку. Уни­кальный, накопленный годами опыт коррекционных учреждений оказывается востребованным в общем об­разовании и транслируется в форме стажировок, семи­наров, консультаций для педагогов, практической по­мощи детям.

Важным шагом в реализации идеи инклюзивного образования является создание нормативно-правовой базы. В настоящее время в области утверждена Кон­цепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области, определяющая задачи органов государственной влас­ти по реализации инклюзивного подхода. Действует областной закон «Об образовании», в соответствии с которым муниципальные общеобразовательные уч­реждения, обучающие детей с ОВЗ, имеют право на получение субвенции, включающей оплату труда пе­дагогов и приобретение необходимого реабилитацион­ного оборудования.

Среди факторов, обеспечивающих успех включения проблемных детей в общеобразовательное учреждение, следует назвать открытость региональной системы об­разования, которая предусматривает сотрудничество и обмен опытом совместной работы с другими регионами России, а также интеграцию в международное образо­вательное пространство. В области осуществлялся ряд международных проектов, направленных на внедрение идеи включенного образования — ТЕМПУС: «Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образова­ние», и ТАСИС: «Партнерство: путь к инклюзии». Их реализация позволила разработать и внедрить програм­мы повышения квалификации для педагогов общеобра­зовательных и коррекционных школ, родителей, членов общественных организаций.

Условиями успешной реализации идеи включен­ного образования также являются высокий инноваци­онный потенциал учреждений (наличие уникальных школ, экспериментальных площадок) и активизация деятельности родителей детей с ОВЗ и общественных организаций.

Отмеченные тенденции свидетельствуют о нали­чии определенных ресурсов, которые могут обеспе­чить процесс включения «особого ребенка» в общеоб­разовательное учреждение. Вместе с тем, данный про­цесс не приобрел еще полномасштабного характера, и на сегодняшний день имеется следующий ряд трудно­стей, с которыми сталкиваются все его участники.

  1. Неравномерность ресурсной обеспеченности и территориальная специфика образовательных систем области. В ряде районов области отсутствуют необхо­димые специалисты, группы, классы, что не позволяет реализовать право особого ребенка на обучение по ме­сту жительства. Система же интернированного воспи­тания способствует выпадению заботы о проблемном ребенке из круга обязанностей семьи, резко ограничи­вает его участие в полноценной семейной жизни, раз­рушает традиционные семейные структуры.
  2. Трудности организации субъект-субъектных от­ношений в детском коллективе. Детское учреждение — это сложная среда с разнообразными социальными контактами, сложившейся системой отношений — вертикальных (учитель-ученик) и горизонтальных (между сверстниками). Социальное взаимодействие в группе сверстников часто является затруднительным, что связано не только с проблемой ребенка, но и с осо­бенностями самой группы. Поэтому наиболее трудной задачей является организация для детей с ОВЗ прини­мающей и понимающей среды, способной подкреп­лять их социальное и познавательное развитие.
  3. Несовершенство программно-методического обеспечения инклюзивного образования и отсутствие специальной подготовки у учителя массовой школы для работы с проблемным ребенком. Программа и методы, адекватные возможностям и особенностям конкретного ребенка, являются решающими факторами в обеспечении ситуации успеха для ребенка и качества образовательных услуг. Педагогам массовых школ необходимо пересмотреть основные положения методик преподавания, овладеть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы. Особое внимание при подготовке педагогов следует уделить социально-психологическому аспекту инклюзивного образования, так как включение нетипичного ребенка в коллектив сверстников меняет психологический портрет класса. Поэтому актуальной задачей помощи детям будет предупреждение возможных психотравмирующих ситуаций в детском коллективе.
  4. Стихийный, неподготовленный характер включения проблемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников. В ряде случаев это происходит по желанию родителей, которые делают выбор в пользу массовой школы. Вместе с тем, общеобразовательное учреждение не всегда способно обеспечить ребенку необходимую помощь. В результате ученик возвращается в коррекционное учреждение с потерей очень важного для его последующего развития времени, имея при этом выраженные проблемы дезадаптации.

Представленный анализ, безусловно, не является исчерпывающим. Но он позволяет наметить шаги, тре­бующие первоочередного решения. Целесообразно, на наш взгляд, определить в каждом районе области базо­вые образовательные учреждения, реализующие ин­клюзивный подход. Это позволит:

  • упорядочить процесс включения ребенка в среду нормально развивающихся сверстников;
  • решить целый ряд организационных вопросов, связанных с получением лицензии на право реализа­ции коррекционной программы, с подбором необходи­мых кадров для организации психолого-педагогичес­кого сопровождения, с более эффективным использо­ванием средств областной субвенции;
  • определить четкую стратегию обучения педагогов общеобразовательных учреждений, в том числе в ре­жиме стажировок, с привлечением педагогов коррек-ционных учреждений и общеобразовательных, реали­зующих инклюзивный подход;
  • обеспечить информационную поддержку внедре­ния моделей инклюзивного образования с помощью телевидения, радио, СМИ, с целью формирования то­лерантного отношения в обществе к детям с ОВЗ;
  • создать в каждом районе области команду сопро­вождения, включающую специалистов коррекционных учреждений, ПМПК, центров психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи и предполагающую организацию методической помощи педагогическим работникам, работающим в режиме инклюзивного об­разования, оказание коррекционной помощи детям.

В заключение хотелось бы отметить, что инклюзия не может существовать монопольно. Целесообразно говорить о необходимости создания гибкой, вариатив­ной системы помощи, которая обеспечит особому ре­бенку право и возможность выбора формы обучения, адекватной его особенностям и возможностям.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика