Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью 1144
Щербакова А.М. кандидат педагогических наук, профессор факультета Клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102 e-mail: shcherbakova.a.m@yandex.ru
Направленность на самореализацию (по А. Маслоу,
самоактуализацию [7]) отражает потребность человека стать тем, кем он может
стать исходя из имеющегося потенциала. Самореализация может пониматься как
результат стремления человека проявлять себя в значимом для него деле и
конституирует активно-деятельностный аспект жизни [4], иными словами, в
качестве главного условия самореализации личности выступает деятельность,
приводящая человека к субъективной удовлетворенности активностью в значимых
для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. Тем самым
самореализация позволяет повысить качество жизни, существенно снизить риск
негативных последствий трудных жизненных ситуаций, в частности, связанных с
ограниченными возможностями здоровья.
Литература
Бандура А. Теория социального научения. — М., 2000.
Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера //
Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я.
Романова. М., 2000.
Зарубина А. В., Инденбаум Е. Л. Проблемы образования
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной
школы // Психология развития и образования: теория и практика / Сб. науч. тр.
по итогам Всерос. конф. — Иркутск, 2009.
Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности:
системный взгляд. — Томск, 1999.
Коростылева Л. А. Психология самореализации личности:
затруднения в профессиональной сфере. — СПб., 2005.
Кудинов С. И. Самореализация как системное психологическое
образование // Научно-культурологический электронный журнал «REGLA». 2007. №
16 [161]. — URL: http://www.relga.ru/Environ/Web Objects/tgu-www.woa/wa/
Main?textid=2092&level1= main&level2=articles.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты
/ Под ред. Ю .Б. Гиппенрейтер, . А. Пузырея. — М., 1982.
Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры
личности. — М., 2007.
Селигман М. Новая позитивная психология. — М., 2006.
Сергиенко Е. А. Когнитивное развитие довербаль-ного
ребенка // Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных
и язык человека. Проблема происхождения языка. — М.: Языки славянских культур,
2008.
Скрипкина Т. П. Психология доверия. М., 2000.
Столин В. В. Самосознание личности. — М,: 1983.
Цубер Й, Вейс Й, Кох У. Психологические аспекты
реабилитации // В кн.: Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. — СПб.,
2006.
Щербакова А. М. Роль среды в формировании субъектной
позиции ребенка с ОВЗ // Сб. материалов Международной научно-практической
конференции «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной
реабилитации» 12—13 мая 2010 года.
Щербакова А. М. Социальная и профессиональная подготовка
умственно отсталых (Фламандский опыт) // Вопросы психологии детей и подростков.
2002. № 2.
Щербакова А. М. Хотят ли ученики учиться? // Дефектология.
1998. № 5.
Щербакова А. М, Шеманов А. Ю. Дискуссионные вопросы
развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью //
Психологическая наука и образование. 2010. № 2.
James W. Middleton, Robyn L. Tate, Tim J. Geraghty.
Self-Efficacy and Spinal Cord Injury: Psychometric Properties of a New Scale //
Rehabilitation Psychology. 2003. Vol. 48. № 4. 281—288.
Mahoney J. S, Palyo N, Napier G, Giordano J. The
Therapeutic Milieu Reconceptualized for the 21st Century // Archives
of Psychiatric Nursing. 2009. In Press.