Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9027Новости 1786Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Материалы конференции

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Модель образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями 955

Иванова Н.Н.
старший преподаватель кафедры педагогики дошкольного воспитания Педагогического института Северо-Восточного федерального университета, Россия

Полный текст

В реализации права на образование каждого ребен­ка с особыми образовательными потребностями (ООП) мы предлагаем модель образовательного учреждения «Школа для каждого». Школа ориентирована на созда­ние инновационного реабилитационного учреждения «школы-центра для детей с ООП» с целью реализации права детей с синдромом Дауна, детским церебральным параличом, фенилкетонурией, ранним детским аутиз­мом и другими сложными дефектами на образование, медико-социальную реабилитацию, интеграцию в об­ществе. Реализация модели «Школа для всех» должна осуществляться на межведомственной основе при под­держке государственных органов образования, здравоо­хранения, социальной защиты.

Основными направлениями работы школы являются: ранняя диагностика и коррекция; диагностико-реабили-тационная, психолого-педагогическая, воспитательная, здоровьесберегающая технология образовательно-реаби­литационного процесса; медико-социально-психологиче­ская служба; консультативно-реабилитационный социо-центр «От родителя к родителю». Наполняемость груп­пы-класса — 10 чел., класса детей со сложными дефекта­ми — до 5 чел. Возраст детей — от 4 до 15 лет.

Основные принципы деятельности школы: вовле­чение в реабилитационно-педагогический процесс ро­дителей, специалистов разных профилей, индивиду­ально-личностный подход к развитию личности ре­бенка, щадящий охранительный режим работы с уче­том психофизических особенностей ребенка. Особое внимание уделяется эмоциональному, чувственному развитию ребенка, динамике «пошагового» развития его возможностей и способностей через культуру чувств, движений, творчества с применением арт-, изо-, музыко-, сказко-, иппотерапии.

Главный принцип «обучение через саму жизнь» способствует положительной социализации и реаби­литации ребенка в общество с равными правами и рав­ными возможностями. В процессе работы с аномаль­ным ребенком Л. С. Выготский считал, что важно диа­гностировать развитие, опираясь на компенсаторные возможности ребенка в обучении и воспитании. Пути усовершенствования изучения ребенка он видел в психолого-педагогическом изучении ребенка в живом процессе развития, не игнорируя жалобы родителей, самого ребенка, воспитателей [1]. Поэтому в иннова­ционной деятельности инклюзивного образования мы определяем следующие уровни.

Первый уровень — это семья, которая выполняет ключевую роль в образовании и поддержке детей с ООП. Именно в семье ребенок осваивает первичные формы коммуникации, навыки самообслуживания, получает первый опыт взаимодействия с социумом, что предполагает важность и значимость консульта­тивной поддержки семьи.

Второй уровень — это школа. В ней осуществляет­ся комплексный процесс образования, воспитания и развития; психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации; социально-психологическая помощь семье.

Третий уровень — это программы социальной ин­теграции «Особый ребенок», «Взаимодействие со СМИ», «Доступная среда для каждого ребенка».

Как считает профессор Маргрет Винзер, инклю­зивное школьное обучение — это образовательная мо­дель для всех учащихся, гибкая, разносторонняя и ин-видуализированная в интегрированных условиях [2]. Этому способствует оптимальная педагогическая тех­нология для данной категории детей — гибкая дина­мическая система обучения и воспитания. В данной системе главным является ребенок как равноправный субъект совместной деятельности. В реабилитацион­ном процессе применяется «пошаговое индивидуаль­ное обучение» и обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.

В реализации модели «Школа для всех» гибкая ди­намическая система обучения и воспитания учащихся — это качественно новое выстраивание взаимодействия учителей, учащихся, родителей и общественности. Та­кая система предполагает интеграцию предметов гума­нитарно-эстетического цикла. В нее включены следую­щие блоки: психолого-педагогического изучения лично­сти, познавательный, гуманитарно-эстетический, деко­ративно-прикладного творчества. Сама система опреде­лена как гуманистическая, развивающая, открытая для ученика, родителя и педагога, предполагающая новые решения с учетом региональных особенностей развития системы специального образования.

Таким образом, создание школы новой модели яв­ляется для ребенка с ООП реализацией права на каче­ственное образование.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995.
  2. Винзер М. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ веке // Дефектоло­гия. 2010. № 6.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика