Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Материалы конференции

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с нарушением зрения, обучающихся в вузе (опыт инклюзивного обучения) 1414

Ермакова Е.А.
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Хлыстова Е.В.
Уральский государственный педагогический университет, Россия

Полный текст

Наличие профессионального образования являет­ся одним из важнейших факторов социальной адапта­ции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако в России проблема доступности высшего об­разования для молодых людей с особыми образова­тельными потребностями остается весьма актуальной. С начала девяностых годов, как отмечает И. Н. Зару­бина, повысилась активность инвалидов в получении высшего профессионального образования. Это спра­ведливо и для инвалидов по зрению [1]. В то же время, лица с глубоким нарушением зрения испытывают зна­чительные трудности, которые проявляются как на этапе поступления в высшее учебное заведение, так и на этапе непосредственно обучения в вузе [3].

В связи с этим в 2002 году в Уральском государст­венном педагогическом университете (УрГПУ) от­крылся Центр образования инвалидов (далее — Центр), инициатором создания которого выступил директор Института специального образования А. Н. Нигаев. Создание специализированного центра направлено на осуществление мероприятий по обес­печению условий доступности высшего образования для инвалидов и интеграции студентов данной кате­гории в учебную группу. Основной его задачей явля­ется организационно-методическая работа по психо­логическому, педагогическому, социальному и ин­формационному сопровождению учебного процесса студентов-инвалидов в течение их обучения в УрГПУ.

В то же время, несмотря на имеющийся опыт со­провождения студентов-инвалидов в вузе, остается много нерешенных вопросов, касающихся психологи­ческих механизмов возникновения трудностей и барь­еров общения при нарушениях зрения.

Г. В. Никулина утверждает, что из многочислен­ных трудностей, встречающихся у инвалидов по зре­нию на этапе адаптации в вузе, самыми распростра­ненными являются барьеры, возникающие в процессе осуществления коммуникативной деятельности. Не­умение незрячих студентов организовать межличност­ное общение с сокурсниками и преподавателями вуза зачастую не дает возможности оперативно и продук­тивно решать многие проблемы психологического, ин­формационного и методического характера.

Барьеры в общении студентов указанной катего­рии заключаются в наличии у них представлений об отрицательном отношении к ним со стороны зрячих, связанном как с негативным восприятием косметичес­ких дефектов, так и непониманием людьми, не имею­щими зрительного нарушения [4].

Результаты исследования В. В. Мурашко свиде­тельствуют, что студенты, не имеющие зрительных на­рушений, готовы оказывать кратковременную помощь незрячим сокурсникам, но не стремятся к более дли­тельному взаимодействию, избегают совместной дея­тельности с инвалидами, предпочитают не работать с ними в коллективе, избегают совместного проведения досуга, в малой степени готовы к совместной социаль­но-бытовой деятельности [3].

По словам Ю. И. Кочеткова и В. З. Денискиной, к факторам, облегчающим адаптацию незрячего студен­та в коллективе зрячих, относится коммуникабель­ность. Она является тем самым интегративным каче­ством, которое сплачивает отдельных индивидов в группу, а инвалиду по зрению помогает в нее входить [2]. Также большое значение для успешного вхожде­ния в студенческую среду имеет осознание своего де­фекта и правильное отношение к нему; понимание, что общество еще не готово принять инвалида как равно­го; осознание себя как дееспособной личности, как че­ловека, способного вести полноценную жизнь, учеб­ную и трудовую деятельность [1; 2].

Многочисленные аспекты адаптации студентов-инвалидов могут быть успешно реализованы не толь­ко усилиями самих молодых людей. Им помогает вни­мание, доброжелательное отношение и помощь со сто­роны однокурсников, преподавателей, сотрудников и, кроме того, организованное в структуре вуза психоло­го-педагогическое сопровождение студентов с особы­ми образовательными потребностями [3].

Таким образом, самой распространенной причи­ной, затрудняющей адаптацию в образовательном уч­реждении, с которой сталкиваются студенты с нару­шением зрения, является боязнь взаимодействия со зрячими сверстниками и преподавателями. Это меша­ет вхождению обучающегося с глубоким зрительным нарушением в студенческую среду и не дает возмож­ности оперативно и продуктивно решать многие про­блемы психологического, информационного и методи­ческого характера.

Но, с другой стороны, сформированная коммуни­кабельность и осознание, что общество не готово при­нять инвалида как равного человека, помогает лицам указанной категории быстрее адаптироваться в кол­лективе зрячих одногруппников и в высшем учебном заведении.

Все вышесказанное стало основанием для аналити­ческого исследования личного опыта адаптации к обу­чению в УрГПУ, в рамках которого дифференцирова­лись факторы, затрудняющие и облегчающие интегра­цию в студенческой группе студентки с тотальной сле­потой. Основным исследовательским методом стал ре­флексивный анализ.

В качестве факторов, облегчающих процесс адапта­ции, выделены:

  • сформированные навыки быстрого письма и чте­ния по системе Брайля;
  • навык пользования персональным компьютером;
  • навык ориентирования в пространстве;
  • хорошо развитая словесно-логическая память;
  • положительная учебная мотивация.

Все это существенно облегчило вхождение в учеб­ную ситуацию. Однако при обучении на первом курсе сохранялись социальные проблемы, трудности при со­здании длительных личностно ориентированных от­ношений с сокурсниками. Студенты не отказывали в помощи, в общении в пределах университета, но избе­гали совместного отдыха. Вероятнее всего, это было обусловлено следующими причинами:

  • ограниченный опыт общения со зрячими сверст­никами, так как обучение проходило в школе-интерна­те III—IV вида;
  • разделение коллектива на «своих» и «чужих». Эта установка сформировалась в дошкольном возрас­те из-за полученного негативного опыта при общении со зрячими детьми (поддразнивания и издевательства, жестокость).

В ходе обучения в вузе произошли некоторые личностные изменения, позволившие преодолеть де­структивную внутреннюю установку, являвшуюся барьером при построении коммуникации и личност-но-ориентированных отношений. Сформировалась способность к рефлексии, что позволило существен­но повысить социальную активность. Возможно, раз­витие такого личностного новообразования обуслов­лено получением полезных знаний в области психо­логии личности (обучение в вузе происходило по специальности «специальная психология»).

Навыки рефлексии позволили осознавать неэф­фективное отношение к зрячим сверстникам и проана­лизировать собственное поведение. Позитивные изме­нения произошли также за счет:

  • расширения кругозора;
  • чтения психологической литературы и нахожде­ния ответов на интересующие вопросы;
  • принятия посильного участия в помощи одно-группникам в подготовке к семинарским занятиям, в поиске нужной информации, в написании рефератов. Задания выполнялись совместно в непринужденной домашней обстановке. Таким образом, в процессе сов­местной учебной деятельности у студентов начали формироваться дружеские отношения.

К старшим курсам негативная установка прошла. Изменилось отношение к людям без зрительных нару­шений.

Таким образом, описанный выше личный опыт позволил выделить как внешние, так и внутренние ба­рьеры интеграции студентов-инвалидов. Причем, на наш взгляд, имеют большее значение именно внутрен­ние барьеры, связанные с деструктивными личност­ными установками, которые, в свою очередь, сформи­ровались на основе негативного опыта. Преодоление этих установок благодаря самоанализу и получение позитивного опыта являются важнейшими фактора­ми, оптимизирующими процесс адаптации в вузе. А значит, при построении программ психолого-педа­гогического сопровождения необходимо формулиро­вать задачи, ориентированные на эти факторы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Специфика профессиональной ориентации детей и молодежи с нарушением зрения. Сб. ст. / сост. И. Н. Зарубина. — М.: Флинта, Наука, 2006. 170 с.
  2. Кочетков Ю. И. О некоторых аспектах социаль­ной адаптации незрячих студентов // Проблемы выс­шего профессионального образования лиц с наруше­нием зрения. Материалы научно-практической конфе­ренции. — Нижний Новгород: ЦСТПР «Камерата», 2000.
  3. Мурашко В. В. Социально-психологические фак­торы адаптации студентов с нарушениями зрения к ус­ловиям обучения в вузе: Дисс. ... канд. психол. наук. — Санкт-Петербург, 2007. 199 с.
  4. Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры инвалидов по зрению в условиях вузовского образования: психолого-педагогический аспект // Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушением зрения. Материалы научно-практи­ческой конференции. — Нижний Новгород: ЦСТПР «Камерата», 2000.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика