Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9994Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Материалы конференции

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Опыт работы психологической службы факультета информационных технологий МГППУ 710

Черемошкина Л.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной информатики факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
e-mail: LVCH2007@yandex.ru

Полный текст

Психолого-педагогическое сопровождение студен­тов с ОВЗ факультета информационных технологий МГППУ началось в 2007 году с исследования условий совместного обучения здоровых студентов и студен­тов с ограниченными возможностями здоровья. В ре­зультате исследования (с помощью полуструктуриро­ванного интервью было опрошено 23 студента с ОВЗ 1—5-го курсов) было выявлено 6 типов проблем тако­го рода обучения: организация учебного и жизненного пространства; организация учебного процесса; педаго­гические проблемы; социально-психологические про­блемы; проблемы профессионального становления и трудоустройства; психологические проблемы.

Психологическая служба факультета ИТ практиче­скую работу начала в конце 2009—10 учебного года. В период с апреля 2010 по март 2011 были проконсуль­тированы более 25 человек. Основные причины обра­щения за психологической помощью были связаны:

  • с неуспеваемостью;
  • самоидентификацией;
  • самооценкой;
  • бурно развивающейся мотивационной сферой, а также закономерностями профессионализации в сло­жившихся условиях.

Порядок работы был следующим. 1-й этап — бесе­да с клиентом; 2-й этап — опрос кураторов и методис­тов, а также преподавателей; 3-й этап — постановка ди­агноза; 4-й этап — повторная консультация студента; 5-й этап — рекомендации кураторам, руководству фа­культета и, в случае необходимости, родителям.

В основу организации и реализации психологичес­кой помощи студентам с ОВЗ были положены следу­ющие методологические принципы.

А). Интересы конкретной личности превыше всего.

Б). Консультативная работа и психолого-педагоги­ческое сопровождение должны быть такими, чтобы помочь студенту выстроить свою профессиональную судьбу.

Для того чтобы психологическая помощь имела пролонгированный характер, она должна базировать­ся на знании и учете наиболее стабильных образова­ний человека (качеств, свойств или их особенностей). Как определить, что может явиться фундаментом не только решения актуальной проблемы, но и выступить «якорем» будущей профессиональной судьбы и жизни в целом? Несмотря на разнообразие парадигм и около-парадигмальную пестроту точек зрения, консультант или психотерапевт в реальной действительности рабо­тает с внутренними причинами поведения и деятель­ности (мотивами) и/или возможностями их реализа­ции (способностями).

Изучение закономерностей развития и функцио­нирования мотивационной сферы студентов с ОВЗ показывает ее динамичность (неустойчивость), сопря­женную в ряде случаев с неадекватной Я-концепцией. В связи с этим сверхзадача психологической помощи в подобных ситуациях заключается в том, чтобы превра­тить (помочь, стимулировать процесс) студента с ОВЗ в субъекта своей жизни. Иначе говоря, работа должна строиться не на банальной фиксации его индивиду­альных особенностей и не на стремлении повлиять на него как на личность, т. е. как на осознающую себя ин­дивидуальность — в этом случае последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Важно помочь сту­денту-инвалиду стать субъектом своей профессио­нальной, а следовательно, и личной судьбы.

Что это означает на практике? Это означает, что психолог должен выявить и объективировать для са­мого человека его способности. Способности состав­ляют основу инструментальности человека в его взаи­модействии с окружающим миром, а следовательно, его реальной индивидной, субъектно-деятельностной и личностной активности. Рассматривая способности как орудийную основу интеллекта, проявляющуюся как в общих, так и в специальных (профессиональ­ных) функциях, получаем возможность в процессе ис­следования и при постановке диагноза определить, ка­кими познавательными (перцептивными, аттенцион-ными, мыслительными, мнемическими и др.), психо­моторными, коммуникативными и духовными, а так­же специальными способностями обладает конкрет­ный студент.

Дальнейшая работа с клиентом выстраивается «под этот» симптомокомплекс его актуальных и по­тенциальных возможностей: развивать, формиро­вать, корректировать или/и совершенствовать. Сле­дует особо подчеркнуть, что как непосредственный, так и пролонгированный результат может иметь мес­то в случае системного анализа не только объектив­ных, но и собственно психологических (субъектных и субъективно личностных) закономерностей развития и функционирования когнитивной сферы человека [1; 2; 3].

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Черемошкина Л. В. К проблеме закономерности в психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Сб. научн. тр. — Ярославль: ЯрГУ, 1999. С. 66—76.
  2. Черемошкина Л. В. Проблема объективных и соб­ственно психологических закономерностей в психоло­гии // Ученые записки РГСУ. 2003. № 5. С. 71—83.
  3. Черемошкина Л. В. Психология памяти. — М.: Ас­пект Пресс, 2009.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика