Социальный поворот искусства и проблемы инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья

1107

Аннотация

В обзоре анализируются зарубежные исследования социально ориентированных проектов в области искусства и работы, изучающие применение искусства в целях социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании и в проектах, направленных на укрепление здоровья различных групп населения, за период с 2005 по 2011 г. Подчеркивается тенденция к сближению социального поворота в области искусства и в сфере здравоохранения, а также его связь с идеологией инклюзии, основанной на критике дискурса «неспособности». Отмечается тенденция к объединению терапевтической, образовательной, социальной и личностной направленности в применении практик искусства.

Общая информация

Ключевые слова: искусство, дети с ограниченными возможностями развития, инклюзия, социальный поворот, дискурс «неспособности»

Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Шеманов А.Ю., Востров И.М., Егорова В.А., Шехорина А.В. Социальный поворот искусства и проблемы инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 1. С. 30–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n1/50100 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Для понимания подходов и тенденций в области взаимодействия проектов в сфере искусства и практики инклюзивного образования необходимо иметь в виду работы, посвященные современным тенденциям политики в области образования и здравоохранения, которые касаются прав людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Это связано с тем, что массив литературы, посвященный проблеме инклюзии, в том числе в образовании, может быть условно разделен на две части. К первой относятся работы, посвященные социологическому обоснованию определенного типа идей в контексте политики в области образования, ко второй — анализ практики применения идей инклюзии в образовании.

Литература

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  2. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010.
  3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
  4. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  5. Шматко Н.А. Введение в социоанализ Пьера Бурдье // Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.
  6. Argyle Е., Bolton G. Art in the community for potentially vulnerable mental health groups // Health Education.   2005. Vol. 105. № 5. Р. 340–354.
  7. Band S. A., Lindsay G., Neelands J. & Freakley V. Disabled students in the performing arts – are we setting them up to succeed? // Arts & Health, 2011. DOI:10.1080/13603110903452903
  8. Broderick Sh. Arts practices in unreasonable doubt? Reflections on understandings of arts practices in healthcare contexts // Arts & Health, 2011. DOI:10.1080/17533015.2010.551716.
  9. Calvert D.  Loaded pistols: the interplay of social intervention and anti-aesthetic tradition in learning disabled performance // RiDE: The Journal of Applied Theatre and Performance.  2010. Vol. 15. № 4. P. 513–528.
  10. Castora-Binkley M., Noelker L., Prohaska T. & Satariano W. Impact of Arts Participation on Health Outcomes for Older Adults // Journal of Aging, Humanities, and the Arts. 2010. Vol. 4. Is. 4. P. 352–367.
  11. Couroucli-Robertson K. Breaking down barriers and uniting people through art // Dramatherapy. 2011. Vol. 33. № 2. Р. 114–120.
  12. Cox S.M., Lafrenie D., Brett-MacLean P., Collie K., Cooley N., Dunbrack J. and Frager G. Tipping the iceberg? The state of arts and health in Canada // Arts & Health. 2010. Vol. 2. № 2. P. 109–124.
  13. Gjærum R. G.; Ineland J.; Sauer L. The Story about Theater Organizations, the Public's Approval, and the Actors' Identity Formation in Nordic Disability Theater // Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation. 2010. Vol. 9. № 4. P. 254–273.
  14. Goodley D., Runswick-Cole K. Len Barton, inclusion and critical disability studies: theorising disabled childhoods // International Studies in Sociology of Education. 2010. Vol. 20. № 4. P. 273–290.
  15. Lubet А. Disability rights, music and the case for inclusive education // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1. P. 57–70.
  16. Lumsden M. The moving self in life, art, and community mental health:    12 propositions // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. 2010.  Vol. 5. No. 3. P. 231–243.
  17. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008.  Vol. 18. №. 2. P. 99–116.
  18. Sherwood K. Art, Medicine, and Disability // Radical History Review. 2006. Is. 94. P. 191–196.
  19. Ware L. Worlds remade: inclusion through engagement with disability art // International Journal of Inclusive Education.  2008. Vol. 12. № 5–6. P. 563–583.
  20. Wood D. Unimaginable bodies: intellectual disability, performance and becomings // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2010. Vol. 31. №. 4. P. 559–561.

Информация об авторах

Шеманов Алексей Юрьевич, доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник, Научная лаборатория Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3925-3534, e-mail: shemanovayu@mgppu.ru

Востров И.М., ИПИО МГППУ, Государственный специализированный институт искусств, Москва, Россия

Егорова Вера Анатольевна, Педагог-психолог Лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья ИПИО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vo-krug@yandex.ru

Шехорина Анна Владимировна, научный сотрудник НПЦ «Ресурсный центр психологической реабилитации лиц с ОВЗ», Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: Anna_shehorina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3008
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1107
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4