Диагностика готовности детей к школе в зарубежных исследованиях

3945

Аннотация

Статья посвящена проблеме диагностики готовности детей к школе за рубежом. Представлены различные подходы к оценке школьной готовности, а также методы определения уровня развития ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению, используемые в практике образования.

Общая информация

Ключевые слова: психодиагностика, дошкольный возраст, готовность к школе

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Назаренко В.В. Диагностика готовности детей к школе в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 1. С. 76–84. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n1/50116 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Определение и измерение школьной готовности является предметом дискуссий специалистов в области детского развития и образования. Когда ребенок максимально готов к школьному обучению? Какие индивидуальные качества и компетенции ребенка важны для успешного начала обучения? Как влияет домашнее окружение на формирование готовности к школе? Как учителя определяют, что ребенок готов к обучению, и как они адаптируют свое преподавание в зависимости от уровня готовности детей? Как использовать диагностику школьной готовности при принятии решения о поступлении ребенка в школу? Что должно быть в фокусе измерения школьной готовности?

Возраст начала школьного обучения варьируется в разных странах, что показывает сложность данного вопроса. В Великобритании, Нидерландах и Австралии к обучению ребенка в школе приступают с пяти лет, в Германии — с шести, в Швеции, Норвегии и Финляндии дети часто начинают учиться в школе в возрасте семи лет. В Румынии дети могут начинать учиться в школе по достижении шестилетнего возраста до 15 сентября текущего года, но закон не требует поступать в школу в конкретном возрасте. Таким образом, можно встретить в первом классе детей в возрасте от шести до восьми лет. В 39 штатах США дети поступают в подготовительный класс школы (так называемый «kindergarten») в возрасте пяти лет.

Различия между странами отражают различия в культурных представлениях о детстве и в определении, что представляет собой «готовность к обучению».

Литература

  1. De Lemos M.M.  Assessing development and readiness for school across different cultural and language groups / Marion M. de Lemos  //  Australian Journal of Learning Difficulties.  2008. Vol. 13, № 2. P. 73 – 98.
  2. Denham S.A. Social-Emotional Competence as Support for School Readiness: What Is It and How Do We Assess It? / Susanne A. Denham // Early Education and Development. 2006.Vol. 17, №1.  P. 57–89.
  3. Guhn M., Janus M., Hertzman C. The Early Development Instrument: Translating School Readiness Assessment Into Community Actions and Policy Planning /  Martin Guhn, Magdalena Janus, Clyde Hertzman // Early Education & Development. 2007. Vol. 18, № 3. P. 369 – 374.
  4. Häidkind P., Kikas E., Henno H., Peets T. Controlled Drawing Observation for Assessing a Child’s Readiness for School and Predicting Academic Achievement at the End of the First Grade / Pille Häidkind, Eve Kikas, Helen Henno, Terje Peets // Scandinavian Journal of Educational Research. 2011. Vol. 55, № 1.  P. 61-78.
  5. Harris R.C. Motivation and School Readiness: What Is Missing From Current Assessments of Preschooler's Readiness for Kindergarten? / Ruby C. Harris // NHSA Dialog.  2007. Vol. 10, № 3- 4. P. 151 – 163.
  6. Janus М., Offord D.R. Development and Psychometric Properties of the Early Development Instrument (EDI): A Measure of Children's School Readiness / Magdalena Janus, David R. Offord // Canadian Journal of Behavioural Science. 2007. Vol.39, №1. P. 1-22.
  7. Keating D. P. Formative Evaluation of the Early Development Instrument: Progress and Prospects / Daniel P. Keating  // Early Education & Development. 2007. Vol. 18, № 3. P. 561 – 570.
  8. Ladd G. W., Herald  S.L., Kochel K.P. School Readiness: Are There Social Prerequisites? / Gary W. Ladd, Sarah L. Herald, Karen P. Kochel // Early Education and Development.  2006. Vol. 17, №1. P. 115–150.
  9. La Paro K.M., Pianta R.C. Predicting Children's Competence in the Early School Years: A Meta-Analytic Review / Karen M. La Paro, Robert C. Pianta // Review of Educational Research. 2000. Vol. 70, №4. P. 443-484.
  10. Lloyd J.E.V., Hertzman C. From Kindergarten readiness to fourth-grade assessment: Longitudinal analysis with linked population data / Jennifer E.V. Lloyd, Clyde Hertzman // Social Science & Medicine. 2009. Vol. 68. P. 111–123.
  11. McDermott  P. A., Leigh N. M., Perry M. A. Development and Validation of the Preschool Learning Behaviors Scale / Paul A. McDermott, Nanette M. Leigh, Marlo A. Perry // Psychology in the Schools. 2002. Vol. 39, №4. P. 353-365.
  12. Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of school readiness in five‐ to six‐year‐old children from an Australian longitudinal community sample / Margot Prior, Edith Bavin, Ben Ong // Educational Psychology. 2011. Vol. 31, № 1. P. 3-16.
  13. Sassu R. The Evaluation of School Readiness for 5-8 Years Old Children – Cognitive, Social-Emotional, and Motor Coordination and Physical Health Perspectives / Raluca Sassu // Cognitie, Creier, Comportament / Cognition, Brain, Behavior. 2007. Vol. 11, №1. P. 67 – 81.
  14. Scott-Little  C., Kagan S.L.,  Frelow V.S. Conceptualization of readiness and the content of early learning standards: The intersection of policy and research? /  Catherine Scott-Little, Sharon Lynn Kagan, Victoria Stebbins Frelow // Early Childhood Research Quarterly. 2006. Vol.  21. P. 153–173.
  15. Smith-Donald R., Raver C., Hayes T., Richardson B. Preliminary construct and concurrent validity of the Preschool Self-regulation Assessment (PSRA) for field-based research / Radiah Smith-Donald, C. Cybele Raver, Tiffany Hayes, Breeze Richardson // Early Childhood Research Quarterly. 2007. Vol. 22. P. 173–187.
  16. Snow K.L.  Measuring School Readiness: Conceptual and Practical Considerations / Kyle L. Snow // Early Education & Development. 2006. Vol.17, № 1. P. 7-41.
  17. Winter S.M., Kelley M.F. Forty Years of School Readiness Research: What Have We Learned? / Susanne M. Winter, Michael F. Kelley // Childhood Education. 2008. Vol. 84, №5. P. 260-266.

Информация об авторах

Назаренко Вероника Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, факультет политических и социальных наук, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4651-2293, e-mail: veronikin@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3892
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 3945
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11