Опыт изучения среднего класса в мире и в России

2376

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы выделения и изучения такой социальной группы, как средний класс. На основе зарубежных публикаций обсуждается история изучения категории «средний класс» в социологии и социальной психологии. Анализируются критерии выделения этой социальной группы, представляются эмпирические данные о ее численности в Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке, в Азии. На основе современных публикаций проводится анализ особенностей представителей среднего класса. Делаются выводы о его численности и динамике за рубежом и в России.

Общая информация

Ключевые слова: средний класс, критерии отнесения к среднему классу, российский средний класс

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Моисеев А.С. Опыт изучения среднего класса в мире и в России [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 49–60. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n2/52270 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Прежде всего, влияние на изменение социальной структуры оказывает атомизация групповых и индивидуальных субъектов. Она проявляется в отчуждённости от общества, направленности жизнедеятельности на личные интересы. Таким образом, социальная идентичность субъекта отходит на второй, а то и на третий план. Принадлежность к той или иной социальной группе становится менее ценной. На первый план выходят ценности творческой самореализации, поиска смысла жизни и получения удовольствия. Таким образом, люди перестают обращать внимание, каким социальным нормам они соответствуют, к какой социальной страте могут себя отнести. На развитие данного феномена косвенно оказывают влияние широкие социальные обязательства стран западных демократий, где каждый гражданин вне зависимости от своего социального положения может рассчитывать на достойную материальную помощь со стороны государства, которая позволяет обеспечить сравнительно высокое качество жизни любому (в том числе неработающему) гражданину. Стоит отметить, что данный феномен не в меньшей, а даже в большей степени характерен для современной России, где социальная активность никогда не была предметом явного (а не декларируемого!) общественного поощрения.

Литература

  1. Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002.
  2. Горюнова С.В. Методологические проблемы выделения среднего класса в российском обществе // Сб. ст. аспирантов–2008 / науч. ред. К.А. Букин. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
  3. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М., 2002.
  4. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006.
  5. Кустырев А. Начало русской революции: версия Макса Вебера // Вопросы философии. 1990. № 8.
  6. Моисеев А.С. Различия социального самоопределения подгрупп среднего класса // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 17.
  7. Наумова Ф.М. Переходный период: мировой опыт и наши проблемы // Коммунист. 1990. № 8.
  8. Радаев В. Формирование мифа о среднем классе в посткоммунистической России // Средний класс в России. Проблемы и перспективы. М., 1998.
  9. Стариков Е.Н. «Угрожает» ли нам появление среднего класса? // Знамя. 1990. № 10.
  10. Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009.
  11. Тихонова Н.Е. Критерии выделения и определение численности среднего класса в современном российском обществе // Городской средний класс в современной России. Аналитический доклад ИС РАН. М., 2007.
  12. Хальбвакс М. Характеристики средних классов (1939) // М. Хальбвакс. Социальные классы и морфология. М.: Институт экспериментальной социологии, 2000.
  13. Шкаратан О.И., Инясевский С.А., Любимова Т.С. Новый средний класс и информационные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008. № 1.
  14. Archer M., Blau J. Class Formation in Nineteenth-Century America: The Case of the Middle Class // Annual Review of Sociology. 1993. Vol. 19. P. 17–41.
  15. Banerjee Abhijit V., Duflo Esther. What Is Middle Class about the Middle Classes around the World? [Что такое средний класс в мировом масштабе?] [Электронный ресурс] // The Journal of Economic Perspectives. 2008. Vol. 22. Iss. 2. P. 3–28. URL: http://search.proquest.com/docview/212109917/fulltextPDF/131603BE30756FCFAF8/1?accountid=35419.
  16. Bennett M. Children and social identity [Дети и социальная идентичность] [Электронный ресурс] // Psychologist. 2004. Vol. 17. Iss. 9. Sep. URL: http://proquest.umi.com/pqdweb?index=3&did=704176341&SrchMode=1&sid=8&Fmt=6&VInst=PROD&VType=PQD&RQT=309&VName=PQD&TS=1311070969&clientId=85413.
  17. Blumin S.M. The emergence of the middle class: social experience it the american city, 1760–1900. New York: Cambridge University Press, 1989.
  18. Boosman H. Social activity contributes independently to life satisfaction three years post stroke [Социальная активность независимо способствует удовлетворённости жизнью через три года после инсульта] [Электронный ресурс] / H. Boosman, V.P.M. Schepers, M.W.M. Post, J.M.A. Visser-Meily // Clinical Rehabilitation. 2011. Vol. 25. P. 460–467. URL: http://proquest.umi.com/pqdweb?index=9&did=2337994721&SrchMode=1&sid=5&Fmt=6&VInst=PROD&VType=PQD&RQT=309&VName=PQD&TS=1311069934&clientId=85413.
  19. Eisenhauer J.G. An Economic Definition of the Middle Class. [Экономическое определение среднего класса] [Электронный ресурс] // Forum for Social Economics. 2008. Vol. 37. Iss. 2. Aug. P. 103–113. URL: http://search.proquest.com/docview/211499780/fulltextPDF/131603BE30756FCFAF8/3?accountid=35419
  20. Finn G. Comparative visions and social identities [Сравнительное видение и социальная идентичность] [Электронный ресурс] // Psychologist. 1999. Vol. 12. Iss. 3. Mar. URL: http://proquest.umi.com/pqdweb?index=4&did=39648089&SrchMode=1&sid=8&Fmt=6&VInst=PROD&VType=PQD&RQT=309&VName=PQD&TS=1311070969&clientId=85413.
  21. Johnston A.I. Chinese middle class attitudes towards international affairs: Nascent liberalization? [Отношение китайского среднего класса к международным вопросам: возникающая либерализация?] [Электронный ресурс] // The China Quarterly. 2004. № 179. Sep. P. 603–628. URL: http://search.proquest.com/docview/229505762/fulltextPDF/131603BE30756FCFAF8/6?accountid=35419.
  22. Jones J.A. Who are we? Producing group identity through everyday practices of conflict and discourse [Кто мы? Формирование групповой идентичности через ежедневные практики конфликта] [Электронный ресурс] // Sociological Perspectives. 2011. Vol. 54. Iss. 2. P. 139–161. URL: http://proquest.umi.com/pqdweb?index=2&did=2376327291&SrchMode=1&sid=8&Fmt=6&VInst=PROD&VType=PQD&RQT=309&VName=PQD&TS=1311070788&clientId=85413.
  23. Pressman S. The decline of the middle class: an international perspective [Упадок среднего класса: международная перспектива] [Электронный ресурс] // Journal of economic. 2007. Vol. 41. Iss. 1. Mar. P. 181–200. URL: http://search.proquest.com/docview/208853645/fulltextPDF/131603BE30756FCFAF8/7?accountid=35419
  24. Savage M. Property, Bureaucrecy and Culture: Middle class Formation in Contemporary Britain / M. Savage et al. L.; N.Y.: Routledge, 1992.

Информация об авторах

Моисеев Андрей Сергеевич, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры организационной и экономической психологии факультета государственного и муниципального управления Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2551
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2376
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6