Обзор статьи Орландо Лоуренцо: «Пиаже и Выготский: многочисленные сходства и существенные расхождения» (New Ideas in Psychology 30 (2012) С. 281-295)

3526

Аннотация

Данная статья ставит своей целью познакомить читателя с работой профессора Лиссабонского университета Орландо Лоуренцо, который предлагает принципиально новые (и, с его точки зрения, безосновательно игнорировавшиеся на протяжении длительного времени) параметры оценки сходства и различий во взглядах двух выдающихся генетических психологов (Пиаже и Выготского) на многие фундаментальные проблемы психологии, в частности на: 1) природу и движущие силы развития, 2) влияние на развитие равноправных отношений сверстников и отношений, где один из партнеров обладает неоспоримым авторитетом, 3) адекватность методов оценки возрастных изменений, 4) важность различения присущего индивиду и необходимого ему знания, 5) роль трансформации и трансмиссии в обучении и развитии.

Общая информация

Ключевые слова: Пиаже Ж., Выготский Л.С., автономия, гетерономия (подчинение), развитие, научение

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Ермолова Т.В., Алексеева Г.В. Обзор статьи Орландо Лоуренцо: «Пиаже и Выготский: многочисленные сходства и существенные расхождения» (New Ideas in Psychology 30 (2012) С. 281-295) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 29–43. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n2/61159 (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Amin T., Valsiner J. Coordinating operative and figurative knowledge: Piaget, Vygotsky, and beyond // Social interaction and the development of knowledge / J. Carpendale, U. Müller (Eds.). Mahwah, N.J. : Erlbaum, 2004. P. 87-109.
  2. Bennour M., Vonèche J. The historical context of Piaget’s ideas // The British companion to Piaget / U. Müller, J. Carpendale, L. Smith (Eds.). Cambridge : Cambridge University Press, 2009. P. 45-63.
  3. Bruner J. Celebrating divergence: Piaget and Vygotsky // Human Development. 1997. Vol. 40, Iss. 2. P. 63-73.
  4. Carpendale J.I.M., Müller U. Social interaction and the development of knowledge. Mahwah, NJ : Erlbaum, 2004. P. 1-18.
  5. Chapman M. Constructive evolution: Origins and development of Piaget’s thought. Cambridge : Cambridge University Press, 1988. 472 p.
  6. Cole M., Scribner S. Introduction // Mind in society: The development of higher psychological processes / L.S. Vygotsky (Ed.). Cambridge, M.A. : Harvard University Press, 1978. P. 1-14.
  7. Cole M., Wertsch J. Beyond the individual-social antinomy in discussions of Piaget and Vygotsky // Human Development. 1996. Vol. 39, Iss. 5. P. 250-256.
  8. Daniels H., Cole M., Wertsch J. (Eds.) The Cambridge companion to Vygotsky. Cambridge : Cambridge University Press, 2007. 476 p.
  9. Davydov V., Radzikhovskii L. Vygotsky’s theory and the activity-oriented approach in psychology // Culture, communication, and cognition: Vygotskian perspectives / J. Wertsch (Ed.). New York : Cambridge University Press, 1985. P. 35-65.
  10. Forman E. Discourse, intersubjectivity, and the development of peer collaboration: a Vygotskian approach // Children’s development within social context. 1992. Vol. 1. P. 143-159.
  11. Glassman M. The difference between Piaget and Vygotsky: A response to Duncan // Developmental Review. 1995. Vol. 15, Iss. 4. P. 473-482.
  12. Greenfield P. Culture and universals: A tribute to Bärbel Inhelder // Working with Piaget: Essays in honour of Bärbel Inhelder / A. Tryphon, J. Vonèche (Eds.). Hove : Psychology Press. 2001. P. 149-178.
  13. Inhelder B., Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. New York : Basic Books, 1958. 393 p. (Original work published 1955).
  14. Inhelder B., Piaget J. The early growth of logic in the child: Classification and seriation. New York : Norton. 1969. 302 p. (Original work published 1959).
  15. Kirschner S., Martin J. (Eds.) The sociocultural turn in psychology: The contextual emergence of mind and self. New York : Columbia University Press. 2010. 298 p.
  16. Lerman S. Intersubjectivity in mathematics learning: A challenge to the radical constructivist paradigm? // Journal for Research in Mathematics Education.1996. Vol. 27, Iss. 2. P. 133-150.
  17. Marti E. Mechanisms of internalization and externalization of knowledge // Piaget and Vygotsky: The social genesis of thought / A. Tryphon, J. Vonèche. East Sussex : Taylor & Francis Ltd, 1996. P.57-84.
  18. Matusov E., Hayes R. Sociocultural critique of Piaget and Vygotsky // New Ideas in Psychology. 2000. Vol. 18. P. 215-239.
  19. Müller U., Carpendale J., Smith L. (Eds.) The Cambridge companion to Piaget. Cambridge : Cambridge University Press, 2009. 430 p.
  20. Piaget J. Immanence et transcendence = Immanence and transcendence // Deux types dáttitudes religieuses: Immanence et transcendence = Two types of religious attitudes: Immanence and transcendence / J. Piaget, J. de La Harpe (Eds.). Geneva: Editions de l’Association Chrétienne d’ Etudiants de Suisse Romande, 1928. P. 7-40.
  21. Piaget J. La psychologie de l’intelligence = The psychology of intelligence. Paris : Armand Colin. 1947. 204 p.
  22. Piaget J. Development and learning // Piaget rediscovered / R. Ripple, U. Rockcastle (Eds.). Ithaca, NY : Cornell University Press, 1964. P. 7-20.
  23. Piaget J. The moral judgment of the child. New York : Free Press, 1965. 418 p. (Original work published 1932).
  24. Piaget J. Six psychological studies. New York : Vintage, 1967. 192 p. (Original work published 1964).
  25. Piaget J. (Ed.) Logique et connaissance scientifique = Logic and scientific knowledge. Paris : Gallimard. 1967. 1345 p.
  26. Piaget J. Psychologies and Pédagogie = Psychology and pedagogy. Paris : Denoël/Gonthier. 1969. 172 p.
  27. Piaget J. Où va l’éducation = The future of education. Paris : Gonthier. 1972. 116 p.
  28. Piaget J. Psychology and epistemology. London : Penguin. 1972. 187 p. (Original work published 1970).
  29. Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood // Human Development. 1972. Vol. 15. P. 1-12.
  30. Piaget J. Piaget’s theory // Handbook of child Psychology / P. Mussen (Ed.). Vol. 1. New York : Wiley, 1983. P. 103-128.
  31. Piaget J. The equilibration of cognitive structures: The central problem of intellectual development. Chicago: University of Chicago Press. 1985, 160 p. (Original work published 1975).
  32. Piaget J. Essay on necessity // Human Development. 1986 Vol. 29, P. 301-314.
  33. Piaget J. Possibility and necessity. Vol. 2. The role of necessity in cognitive development. Minneapolis : University of Minnesota Press. 1987. (Original work published 1981).
  34. Piaget J. Sociological studies. New York/London : Routledge. 1995. (Original work published 1965).
  35. Piaget J. De la Pédagogie = Piaget on pedagogy. Paris: Editions Odile Jacob. 1998.
  36. Smith L. Necessary knowledge: Piagetian perspectives on constructivism. Hove/Hillsdale : Erlbaum, 1993. 231 p.
  37. Stetsenko A. Introduction to ‘tool and sign’ by Lev Vygotsky. // The essential Vygotsky / R. Rieber, D. Robinson (Eds.). New York : Kluwer Academic/Plenum. 2004. P. 499–510.
  38. Stetsenko A. From relational ontology to transformative activist stance on development and learning : Expanding Vygotsky’s (CHAT) project. // Cultural Studies of Science Education. – 2008. – Vol. 3. – Iss 2. – P. 471-491.
  39. Vianna E., Stetsenko A. Embracing history through transforming it: Contrasting Piagetian versus Vygotskian (activity), theories of learning and development to expand, constructivism within a dialectical view of his history // Theory and Psychology. 2006. Vol. 16. P. 81-108.
  40. Vygotsky L. The problem of the cultural development of the child // Journal of Genetic Psychology. 1929. Vol. 6. P. 415-434.
  41. Vygotsky L. Thought and language. Cambridge : The M.I.T Press, 1962. 351 p. (Original work published 1934).
  42. Vygotsky L. Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge, MA : Harvard University Press. 1978. 159 p.
  43. Vygotsky L. The genesis of higher mental functions // The concept of activity in Soviet psychology / J. Wertsch (Ed.). Armonk, NY : Sharpe. 1981. P. 144-188.
  44. Vygotsky L. Problems of general psychology // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. New York : Plenum. 1987.
  45. Vygotsky L. Academic concepts in school aged children // The Vygotsky reader // R. van der Veer, & J. Valsiner (Eds.). Oxford : Blackwell, 1994. P. 111–126, (Original work published 1934).
  46. Wertsch J., Tulviste P. L.S. Vygotsky and contemporary developmental psychology // Developmental Psychology.1992. Vol. 28. P. 548-557.

Информация об авторах

Ермолова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087, e-mail: yermolova@mail.ru

Алексеева Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: marina.alekseeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4269
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 3526
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7