Проблемы и стратегии помощи семье с ребенком с нарушением развития

1362

Аннотация

В статье представлен обзор зарубежных публикаций, отчетов и исследований по проблеме помощи семьям, в которых родился и растет ребенок с нарушениями развития. Отправная точка обзора – поддержка автором позиции: семья, в которой растет ребенок с нарушением, это семья с нарушением. Поэтому основное внимание уделено движению в исследованиях от помощи ребенку с нарушением к помощи семье с нарушением через изучение и поддержку копинговых стратегий самих семей, а также использование и развитие сильных сторон семьи. Доказательства такого подхода, собранные в разных исследованиях, представляют сильные аргументы в пользу семейно-центрированных услуг и программ раннего вмешательства. В этих программах используются межсекторальный и междисциплинарный подходы и семья занимает центральную позицию.

Общая информация

Ключевые слова: ребенок с нарушением развития, функционирование семьи, ресурсы семьи, семейно-центрированные услуги, копинг, программы помощи семье, принципы поддержки семьи, координатор программы семейной поддержки, ресурсный координатор

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050108

Для цитаты: Кабенина И.П. Проблемы и стратегии помощи семье с ребенком с нарушением развития [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 64–71. DOI: 10.17759/jmfp.2016050108

Литература

  1. Berszán L. Chances of coping with having disabled children for families in Rumania // European Journal of Mental Health. 2009. vol. 4 № 1. P. 27–39. doi: 10.1556/EJMH.4.2009.1.2
  2. Dervishaliaj E., Murati E. Families of children with developmental disabilities: perceptions and experiences of adolescent siblings of children with developmental disabilities // European Scientific Journal January. 2014. Vol. 10. № 2. P. 129–142.
  3. Di Giulio P., Philipov D., Jaschinski I. Families with disabled children in different European countries [Электронный ресурс]. European Union. 2014. 47 p. (Families and Societies. Working Paper Series. Vol. 23). URL: http://www.familiesandsocieties.eu/wp-content/uploads/2014/12/WP23GiulioEtAl.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
  4. Dunst C.L. Professional-family help giving relationships in family support programs [Электронный ресурс] // Case Studies Journal. 2015. Vol. 4. № 9. P. 23–31. URL: http://www.casestudiesjournal.com/Volume%204%20Issue%209%20Paper%203.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
  5. Dunst C.L. Improving the design and implementation of inservice professional development in early childhood intervention [Электронный ресурс] // The Early Childhood Personnel Center. 2015. 17 p. URL: http://ecpcta.org/wp-content/uploads/sites/1337/2015/10/Inservice-Professional-Development-Elements-Associated-with-Effectiveness_Bruder.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
  6. Family-centred, child-focused support in the early childhood years [Электронный ресурс]: A guide for early childhood intervention service professionals / Sarah Marlowe [et al.] // Human Services. 2012. 37 p. URL: www.dhs.vic.gov.au (дата обращения: 15.01.2016).
  7. Graungaard A.H. Parents of a Newborn Child With Severe Disabilities: Coping, Resources and Needs. A Qualitative Study // «Health» (London). 2011. Vol. 15. №. 2. P.115–136.
  8. Hauser-Cram P, Erickson Warfield M., Shonkoff J.P. Children with Disabilities [Электронный ресурс]: A Longitudinal Study of Child Development and Parent Well-Being // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2001. Vol. 66. № 3. P. i-viii+1–126. URL: http://www.jstor.org/stable/3181571 (дата обращения: 15.01.2016).
  9. Families supporting a child with intellectual or developmental disabilities [Электронный ресурс]: The current state of knowledge Families special interest research group of IASSID // Iassidd. 2013. 18 p. URL: https://www.iassidd.org/uploads/legacy/images/documents/SIRGs/Families/families_sirg_position_paper_final.pdf  (дата обращения: 15.01.2016).
  10. Judge S.L. Parental Coping Strategies and Strengths in Families of Young Children with Disabilities // Family Relations. 1998. Vol. 47. № 3. P. 263–268. doi: 10.2307/584976
  11. Ylvén R. Factors facilitating family functioning in families of children with disabilities – in the context of Swedish Child and Youth Habilitation Service [Electronic resource], Stockholm: Karolinska Institutet. 2013. 85 p. URL: https://openarchive.ki.se/xmlui/bitstream/handle/10616/41467/Thesis_Regina_Ylv%C3%A9n.pdf?sequence=2 (дата обращения: 20.11.2015).

Информация об авторах

Кабенина Ирина Петровна, Куратор программ по поддержке некоммерческих организаций Представительства Европейского Союза в России; Магистрант, кафедра детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: tour.it.ru@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2229
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1362
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2