Бочавер А.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602 e-mail: a-bochaver@yandex.ru
Жилинская А.В. кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Москва, Россия e-mail: alisez@yandex.ru
Хломов К.Д. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, начальник психологической службы, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154 e-mail: khlomov-kd@universitas.ru
В статье рассматривается динамика теоретических и прикладных представлений о подростковом периоде с точки зрения выстраивания индивидуальной траектории в этом возрасте. Обсуждаются размывание границ подросткового возраста, откладывание жизненных выборов и затрудненный процесс сепарации от родителей как тренды современного проживания подросткового периода. Анализируются особенности современного общества (транзитивность и ее следствия), затрудняющие проектирование жизненного пути и способствующие тому, что стратегическое мышление в этой области сменяется тактическим. Рассматривается роль семьи, в частности, культура обсуждения будущего, с точки зрения вклада в поддержку проектирования жизненной траектории подростком
Бочавер А.А. Почему яблоки не падают. [Электронный ресурс] // Сноб. 2015.
URL: https://snob.ru/profile/29358/blog/90812 (дата обращения:
07.06.2016).
Быкова И.А., Серкин В.П. Ипотечный сценарий и ипотечный невроз //
Взаимодействие науки и практики в гуманитарных и социальных науках; Материалы
Всероссийской заочной научно-практической конференции. Магадан: Издательство
СВГУ, 2013. С. 138–146.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983. 433
с.
Жилинская А.В. Развитие целеполагания у старших подростков (на материале
проектной деятельности): Дисс. … канд. психол. наук / МГППУ. М., 2015. 180
с.
Жилинская А.В. Роль целей подростков в становлении их жизненной траектории.
Обучение и развитие: современная теория и практика // Материалы XVI
Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 16‑20 ноября 2015 г. / Под
ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. Ч. 2. М.: Левъ, 2015. С. 47–52.
Красило Д.А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во
взрослость // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 50–62.
Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» //
Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39–54.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издат. центр, 2000. 184
с.
Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире
[Электронный ресурс] // Новое детство : Научно-экспертного семинар: Материалы.
2012. URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml (дата
обращения: 12.04.2016)
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. 12-е изд. СПб:
Питер, 2014. 816 с.
Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных
траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Т.
7. № 2. С. 109–125. doi:10.17759/sps.2016070208
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Эльконин Д.Б.
[и др.]. М.: Посвещение, 1967. 360 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
Arnett J.J. Emerging Adulthood: A Theory of Development From the Late Teens
Through the Twenties. American Psychologist // American Psychologist. Vol. 55.
№. 5. P. 469–480. doi: 10.1037/0003-066X.55.5.469
Crockett L.J. Cultural, historical, and subcultural contexts of
adolescence: Implications for health and development [Электронный ресурс] //
Health risks and developmental transitions during adolescence / Eds. J.
Schulenberg, J.L. Maggs, C. Hurrelmann. Cambridge University Press, 1997. P.
23–53. URL:
http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1243&context=psychfacpub
(дата обращения: 08.06.2016).
Gould R.L. Transformational tasks in adulthood // The course of life:
Psychoanalytic contribution toward understanding personality development. Vol.
3. Adulthood and the aging process / Eds. S.I. Greenspan, G.H. Pollack.
Washington, D.C., National Institute for Mental Health, 1980. P. 119–246.
Havighurst R.J. Developmental Tasks and Education. Third edition. New York:
David McKay Company, Inc., 1974. 86 p.
Levinson D.J. The Seasons of a Man’s Life. New York: Ballantine Books,
1978. 363 p.
Schmitt-Rodermund E., Schröder E. Antecedents and consequences of
adolescents’ motivations to join the family business // 17th European
Conference on Developmental Psychology: September 8–12, 2015, Braga, Portugal:
Program and abstracts. Braga, 2015. P. 455.
Sugarman L. Life-Span Development: Frameworks, accounts and strategies
[Электронный ресурс]. Hove and New York, Psychology Press, 2005. 242 p. URL:
https://books.google.ru/books?id=Ya4EAQAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false
(дата обращения: 09.06.2016).
Wallis L. Is 25 the new cut-off point for adulthood? [Электронный ресурс]
// BBC. URL: http://www.bbc.com/news/magazine-24173194 (дата обращения:
08.06.2016).