Стратегии адаптации детей с СДВГ к учебному процессу

2398

Аннотация

Статья содержит обзор зарубежных работ, посвященных проблеме адаптации детей с СДВГ к школе. В рассмотренных исследованиях выделяется ряд тем, которые можно сгруппировать следующим образом: часть из них касается детального исследования социальных, педагогических и психологических проблем, возникающих у детей с СДВГ; другие посвящены медицинским аспектам лечения СДВГ при помощи психостимуляторов, в них обсуждается целесообразность и эффективность подобного лечения и связанные с ним риски. Однако, в данной статье мы сделали акцент на исследованиях, имеющих выраженный психолого-педагогический аспект, т. е. таких, в которых изучаются факторы, способствующие успешности адаптации детей с СДВГ к школьному обучению и приводятся конкретные рекомендации, касающиеся различных сторон организации учебного процесса (обучение детей навыкам самоорганизации, эффективная организация классной среды, обучение детей с СДВГ компенсирующим навыкам, эффективные способы подачи материала и проверки знаний). Описанные стратегии опираются, в основном, на поведенческие методы, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные при коррекции поведенческих и учебных проблем детей с СДВГ

Общая информация

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, ADHD, стратегии адаптации детей с СДВГ, рекомендации учителю, развитие навыков самоорганизации у детей с СДВГ

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050303

Для цитаты: Адаскина А.А. Стратегии адаптации детей с СДВГ к учебному процессу [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 35–40. DOI: 10.17759/jmfp.2016050303

Литература

  1. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. СПб.: Речь, 2007. 186 с.
  3. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 1997. 80 с.
  4. Аdvanced Test of Attention in Children with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Japan for Evaluation of Methylphenidate and Atomoxetine Effects / Toru Fujioka, [et al.] // Clinical Psychopharmacology and Neuroscience. 2016. Vol. 14. № 1. P. 79–87. doi: 10.9758/cpn.2016.14.1.79
  5. Das Sapna. Attention Deficit Hypertensive Disorder Teacher’s Counselling Module for Managing ADHD [Электронный ресурс] // Children International Journal of Multidisciplinary Approach and Studies. 2015. Vol. 02. № 4. P. 105–118. URL: http://ijmas.com/upcomingissue/18.04.2015.pdf (дата обращения: 24.10.2016).
  6. Ferrin М., Vance А. Differential effects of anxiety and depressive symptoms on working memory components in children and adolescents with ADHD combined type and ADHD inattentive type // European Child & Adolescent Psychiatry. 2014. Vol. 23. № 12. P. 1161–1173. doi:10.1007/s00787-013-0509-4
  7. Kloo D., Kain W. The direct way may not be the best way: Children with ADHD and their understanding of self-presentation in social interactions // European Journal of Developmental Psychology. 2016. Vol. 13, № 1. P. 40–51. doi:10.1080/17405629.2015.1051960
  8. Moyson T, Roeyers H. ‘The overall quality of my life as a sibling is all right, but of course, it could always be better’. Quality of life of siblings of children with intellectual disability: the siblings' perspectives // Journal of Intellectual Disability ResearchSpecial Issue: Part Two: Family Quality of Life (Edited by Ralph Kober and Mian Wang). 2012, January. Vol. 56. № 1. P. 87–101. doi:10.1111/j.1365-2788.2011.01393.x
  9. Non-pharmacological interventions for attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) delivered in school settings: systematic reviews of quantitative and qualitative research / Richardson M., [et al.] // Healf Technology Assessment. 2015. Vol. 19. №. 45. P. 1–417 doi:10.3310/hta19450
  10. Parenting Stress in Families of Children with Autism Spectrum Disorder and ADHD / Miranda А., [et al.] // Exceptional Children. 2015. Vol. 82, № 1. P. 81–95. doi:10.1177/0014402915585479
  11. Social and emotional difficulties in children with ADHD and the impact on school attendance and healthcare utilization / Classi P. [et al.] // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2012. Vol. 6, № 1. P. 1–8. doi:10.1186/1753-2000-6-33

Информация об авторах

Адаскина Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8802-0975, e-mail: adaskinaaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2845
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 2398
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 21