К вопросу разработки обучающих программ в сфере безопасности дорожного движения как компонента системы общего и дополнительного образования

911

Аннотация

Представлен анализ подходов к разработке обучающих программ в сфере безопасности дорожного движения, как компонента системы общего и дополнительного образования детей и подростков. Рассмотрены некоторые программы обучения детей, подростков и родителей безопасному поведению на дороге, зарекомендовавшие себя как высокоэффективные. Также дан анализ особенностей работы с «группой риска» – детей и подростков, имеющих проблемы с поведением – как особой социо-возрастной категории, подверженной наибольшему риску в условиях дорожно-транспортной среды. Рассмотрены характеристики установок детей и подростков относительно безопасности на дороге, намечены возможные шаги по разработке комплексных обучающих профилактических программ для данной возрастной категории

Общая информация

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, психолого-акмеологические аспекты, дорожно-транспортный травматизм, профилактика , превентивные технологии

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060107

Для цитаты: Доронина М.В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере безопасности дорожного движения как компонента системы общего и дополнительного образования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 53–59. DOI: 10.17759/jmfp.2017060107

Литература

  1. Козловская Е.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. 48 с.
  2. Методические рекомендации для преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций на основе лучших практик формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. М.: АНО «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи “СУВАГ”», 2014. 76 с.
  3. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / сост. Н.М. Кузнецова, Л.В. Шманева. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. 64 c.
  4. Официальный сайт Международного Конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» [Электронный ресурс]. URL: http://road-safety.ru/index.php (дата обращения: 10.04.2017).
  5. Предупреждение травматизма в Европе: От международного сотрудничества к реализации на местах / Всемирная организация здравоохранения. Европа. Рим, 2010. 104 c. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/114159/E93567r.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
  6. Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах [Электронный ресурс]: Федеральная целевая программа. URL: http://www.fcp-pbdd.ru/ (дата обращения: 10.04.2017)
  7. Accidents and problem behavior / R. West [et al.] // The Psychologist. 1999. Vol. 12. P. 395-397.
  8. Bryan-Brown K. The effects of a children’s traffic club. // Road accidents Great Britain 1994: The casualty report. London: Her Majesty’s Stationery Office, 1955. P. 55–61.
  9. Chapman A. J., O’Reilly D. Children’s road safety // The Psychologist. 1999. Vol. 12. № 8. P. 390–392.
  10. Child Development and the Aims of Road Safety Education: [Report № 1] / J.A. Thomson [et al.]. London: Department for Transport, UK. 1996. 73 p.
  11. Children and road safety: Increasing knowledge does not improve behavior / M.S. Zeedyk [et al.] // British Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 71. № 4. P. 573–594. doi:10.1348/000709901158686
  12. Computer-Based Pedestrian Training Resource: Road Safety Research Report. № 27. London: Department for Transport. 2002. 100 p.
  13. Experimental Field Test of Proposed Pedestrian Safety Message. Volume II. Child Messages: Report № DOT HS 806 522 / R.D. Blomberg [et al.]. Washington, DC: National Highway Traffic Safety Administration, 1983. 146 p.
  14. How to keep children safe in traffic: Find the daredevils early / U. Hoffrage [et al.] // Journal of Experimental Psychology. 2003. Vol. 9. № 4. P. 249–260. doi:10.1037/1076-898X.9.4.249
  15. Influence of Virtual Reality Training on the Roadside Crossing Judgments of Child Pedestrians / J.A. Thomson [et al.] // Journal of Experimental Psychology. 2005. Vol. 11. № 3. P. 175–186. doi:10.1037/1076-898X.11.3.175
  16. Lam L. T. Parental risk perceptions of childhood pedestrian road safety: A cross cultural comparison // Journal of Safety Research. 2001. Vol. 32. № 4. P. 181–187. doi:10.1016/S0022-4375(01)00061-5
  17. Prevention of pedestrian injuries to children: effectivenss of a school training program / F.P Rivara [et al.] // Pediatrics. 1991. Vol. 88. № 4. P. 770–775.
  18. Promoting physical activity and reducing child pedestrian risk: Early evaluation of a walking school bus program in central Seattle / B.D. Johnston [et al.] // Journal of Trauma. 2006. Vol. 60. № 6. P. 1388–1389.
  19. Schioldborg P. Children, traffic and traffic training: analysis of the Children’s Traffic Club // The Voice of the Pedestrian. 1976. Vol. 6. P. 12–19.
  20. The walking school bus: Combining safety, fun and the walk to school [Электронный ресурс] // SafeRoutes: National Center for Safe Routes to School. URL: http://www.saferoutesinfo.org/program-tools/walking-school-bus-combining-safety-fun-and-walk-school (дата обращения: 10.04.2017).
  21. Thomson J. A., Tolmie A. K., Mamoon T. Road Accident Involvement of Children from Ethnic Minorities: Road Safety Research Report № 19. London: Department for Transport? 2001. 37 p.
  22. Vinje M.P. Children as pedestrians: Abilities and limitations // Accident Analysis and Prevention. 1981. Vol. 13. № 3. P. 225–240. doi:10.1016/0001-4575(81)90006-3
  23. Zeedyk M.S., Wallace L., Spry L. Stop, look, listen, and think? What young children really do when crossing the road // Accident Analysis and Prevention. 2002. Vol. 34. № 1. P. 43–50. doi:10.1016/S0001-4575(00)00101-9

Информация об авторах

Доронина Мария Владимировна, Студент-магистрант, кафедра психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: mariador@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1857
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 911
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4