Введение

39

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.00

Для цитаты: Ермолова Т.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 5–7. DOI: 10.17759/jmfp.00

Полный текст

 

Воспитание и становление морали, начиная с детства, остается остроактуальной проблемой всех исторических периодов существования и развития человечества. Ее глубокому анализу, эмпирико-теоретической разработке и практическим аспектам всегда отводилась существенная роль в гуманитарном спектре наук, в том числе в сфере психологии и педагогики.

В последнее время эта проблема заявила о себе с неожиданной стороны и предъявила исследователям ряд новых вызовов.

Среди активно дискутируемых тем современной психологической науки сегодня резко выделяется одна, связанная с утратой качества и социальной значимости традиционными каналами трансляции нравственных принципов семьи, школы, литературы, религии и других. Если в общепринятом понимании указанные каналы традиционно являлись ведущими культурно-историческими трансляторами социальной программы общества, его целей и ценностей, принятых социальных нормативов, а также средств их достижения следующим поколениям, то сегодня они испытывают мощнейшую конкуренцию со стороны современных информационно-коммуникативных средств.

Практически неконтролируемые информационные источники современных масс-медиа и интернет-пространства, как правило, предлагают детям, подросткам и молодежи довольно спорные и противоречащие общепринятым моральные ценности и ориентации. Они не воспринимаются молодежной аудиторией критически и способны существенным образом трансформировать их воззрения на культуру общения и взаимоотношений, на обязательность соблюдения принципов морали, самооценку своего поведения и представления об успешных траекториях социализации и способах их реализации.

Тематический раздел данного выпуска посвящен анализу клинических проявлений этих деформаций в молодежной среде, их разрушительного действия для социума и возможностей традиционных ресурсов морального развития противостоять интервенции со стороны асоциальных тенденций в молодежной среде.

В выпуск вошли пять статей, анализирующих эту проблему с нескольких точек зрения.

В рубрике Психология образования размещена статья «Современные реалии этики общения в образовательном пространстве» (авторы Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А.), в которой обсуждаются представления зарубежной научной школы о специфике этической составляющей образовательного пространства с учетом ряда деструктивных факторов новейшего времени (в том числе пандемии и вынужденного перехода к виртуальным формам общения учителя и учащихся).

Проведенный авторами анализ показал, что пространственное этическое разобщение участников образовательного процесса наиболее опасно для целостности образовательного пространства и в виртуальном образовательном пространстве его этическая составляющая очень быстро истощается. Причины истощения этической составляющей кроются в особенностях виртуального пространства отсутствии поддерживающего социально-психологического климата учебного коллектива, а также психоэмоционального, тактильного и вербального контактного общения.

Типичные для образовательной среды нарушения этики учащихся и педагогов по смысловому контенту остаются неизмененными (академическая нечестность, моральная дезагрегация, буллинг и другие), но трансформируются. В частности, физические методы буллинга вытесняются виртуальными. Характерно, что этические нарушения в образовательном пространстве типичны для всех его уровней — школьного, вузовского, среднего специального, поствузовского. При этом аморальное поведение учащихся в социальных сетях становится все более острой проблемой.

Раздел «Социальная психология» представлен четырьмя статьями. В первой из них «Нормы и их нарушение: классические и современные исследования» (авторы Бовина И.Б., Бовин Б.Г.) сделан акцент на классических и современных социально-психологических исследованиях по проблеме норм и их нарушения. Актуальность изучения этой проблематики авторы объясняют тем, что ситуация взаимодействия в интернет-пространстве (именно такое взаимодействие доминирует в повседневной жизни на самых разных уровнях, преимущественно в подростково-молодежной среде) характеризуется в значительной степени неопределенностью.

Авторы использовали модель Шерифа М. (Sherif M.) для объяснения процессов взаимодействия и общения в современном мире, с учетом того, что эти процессы взаимодействия и общения в значительной степени опосредствованы техническими средствами и что представители подростково-молодежной среды в наибольшей степени используют новые социальные медиа в своей повседневной жизни. Кроме того, они обозначают специфику классического и современного понимания такого сложного явления, как нарушение норм, и выделяют в качестве дополнительных линий анализа нарушение групповых норм и связь между девиацией и отвержением.

В статье Алмаевой Е.А. «Моральные суждения у подростков с девиантным поведением» рассматриваются особенности моральных суждений подростков с девиантным поведением. В ней представлена попытка установить взаимосвязь между уровнем морального развития и девиантным поведением подростков.

Автор фиксирует, что у несовершеннолетних, склонных к отклоняющемуся поведению, наблюдаются более низкие уровни развития моральных суждений. Кроме того, в статье проанализированы факторы, влияющие на моральное сознание подростков, и причины возникновения девиантного поведения.

К причинам девиантного поведения автор относит многие факторы, а именно: влияние семьи, где моральному развитию ребенка не уделялось должного внимания; влияние группы сверстников, нравственное поведение которых импонирует зарождающейся индивидуальности подростка, но является асоциальным; влияние учебных заведений, не построивших благоприятной образовательной и моральной среды в своих стенах; влияние глобальной культуры, продвигающей образы героя-одиночки, способного порой на асоциальные действия для борьбы со злом; экономический фактор низкий уровень экономических возможностей семьи, сообщества, страны в целом; (частично) биологический фактор.

По мнению автора, изучение влияния указанных факторов, как по отдельности, так и в их взаимодействии, позволит разработать и применить на практике методики позитивного влияния на поведение подростков.

Статья «Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности» (Кирюхина Д.В.) анализирует виртуальное пространство общения как новую и объективную реальность у современных подростков. Автор выдвигает предположение, что в отсутствии реального общения подросток лишен естественных ограничений своей свободы, что может приводить и приводит к полному игнорированию им общепринятых норм морали. Анализ особенностей общения подростков в сети Интернет показывает как положительное, так и отрицательное влияние интернет-общения на личность школьников, на модели их коммуникации, на поведение в ходе виртуального общения.

В статье анализируются особенности норм общения и этикета в ходе интернет-общения и возможность некоторых из них перерастать в более агрессивную форму кибербуллинг. В статье также приведены статистические данные о нарушении границ нормативности при общении молодежи в сети Интернет в ряде стран и описаны основные направления профилактики ненормативного взаимодействия подростков в виртуальном пространстве.

Статья «Проблемы социализации молодежи в условиях COVID-19» (Полосина А.А., Шилин А.Ю.) анализирует более узкий аспект заявленной темы номера и посвящена в основном процессам социализации молодежи и специфическим траекториям этого процесса в условиях пандемии COVID-19.

В качестве основной сложности авторы видят вынужденную киберсоциализацию молодых людей, которая происходит не через призму иерархической структуры, включавшей в себя все социальные институты, а через формирование авторитетов, которые, в свою очередь, благодаря симулякрам, выделяющим их в рамках социальной стратификации, транслируют ценности, характерные для объективно сложившейся социальной среды. Общество может помочь молодым людям преодолеть возникающие барьеры на пути их социального развития. Для этого необходимо тщательно проанализировать влияние медиапространства на процесс социализации молодежи в период эпидемиологической ситуации COVID-19, описать систему контроля за процессом
социализации и попытаться преодолеть негативные последствия киберсоциализации посредством трансформации образовательного пространства в онлайн-формате.

Остальные статьи номера затрагивают широкий спектр проблем, стоящих перед современной психологической наукой, и, несомненно, вызовут интерес у целевой аудитории.

 

 

 

Информация об авторах

Ермолова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087, e-mail: yermolova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 99
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 39
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0