Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема эффективности коучинга: исследования в рамках психологии коучинга (coaching psychology) 163

|

Антонова Н.В.
кандидат психологических наук, доцент департаемнта психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9009-1388
e-mail: nvantonova@hse.ru

Наумцева Е.А.
кандидат психологических наук, консультант, консалтинговая компания Intend, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8058-6774
e-mail: coachingv@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется проблема эффективности коучинга с точки зрения психологии коучинга — молодой развивающейся дисциплины, в фокусе которой находятся психологические механизмы эффективности коучинга. Коучинг как помогающая практика активно развивается в последние годы, однако ее эффективность до сих пор подвергается сомнению. В статье анализируются различные теоретические подходы к коучингу, делается вывод о том, что когнитивно-бихевиоральный коучинг (CBC) обладает наиболее разработанной доказательной базой эффективности. Анализируются также методы и подходы к оценке эффективности коучинга как в организациях, так и в индивидуальной работе. Описана многоуровневая модель оценки эффективности коучинга — «модель часовой башни», включающая как объективные, так и субъективные методы оценки, а также методологии оценки «по процессу» и «по результату» коучинга. Делается вывод о необходимости увеличения доли количественных и объективных методов оценки эффективности коучинга.

Ключевые слова: психология коучинга, коучинг, когнитивно-бихевиоральный коучинг, эффективность коучинга, методы оценки эффективности коучинга коучинг на основе ОРКТ, мотивационное интервью

Рубрика: Отраслевая психология

Тип: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110109

Финансирование. Публикация подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2022 гг. (№ проекта 22-00-014).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Виноградова Е.Л. Коучинг и психотерапия: возможности пересечения практик [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 200—219. URL: https://psyjournals.ru/mpj/2010/n1/27896.shtml (дата обращения: 01.03.2022).
  2. Улановский А.М. Коучинг с оглядкой на науку: практики позитивной жизни [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Том 9. № 4. С. 59—80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-s-oglyadkoy-na-nauku-praktiki-pozitivnoy-zhizni (дата обращения: 01.03.2022).
  3. Чухно Ю.А. Рынок коучинга в России: исследование ICF-Россия 2012 [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2014. № 1. С. 25—32. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2014/07/22/1310875940/2014_1_4(Чухно)25-32.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
  4. Analysis of executive coaching effectiveness: A study from the coachee perspective. Management Letters / E. Albizu, I. Rekalde, J. Landeta, Р. Ferrin // Cuadernos de Gestion. 2019. Vol. 19. № 2. P. 33—52. DOI:10.5295/cdg.170876ea
  5. Berg I., De Jong P. Interviewing for solutions. California: Brooks/Cole, 2002. 336 p.
  6. Bernard M., David O. Coaching for Rational Living: Theory, Techniques and Applications. Springer International Publishing AG, 2018. 483 p. DOI:10.1007/978-3-319-74067-6
  7. Bernard M., Dryden W. Advanced in REBT: Theory, Practice, Research, Measurement, Prevention and Promotion. Cham: Springer International Publishing, 2019. 391 p. DOI:10.1007/978-3-319-93118-0
  8. Bozer G., Sarros J. Examining the effectiveness of executive coaching on coachees' performance in the Israeli context [Электронный ресурс] // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. 2012. Vol. 10. № 1. P. 14—32. URL: https://psycnet.apa.org/record/2012-08455-003 (дата обращения: 01.03.2022).
  9. Brunning H. Executive Coaching: Systems — psychodynamic perspectives. London: Karnac, 2006. 304 p. DOI:10.4324/9780429474385
  10. Christopoulou G. The Psychodynamic Approach to Executive Coaching // Journal of Regional Socio-Economic Issues. 2018. Vol. 8. Special Issue 1. P. 39—45.
  11. Clutterbuck D., Megginson D. Making Coaching Work: Creating a Coaching Culture. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2005. 180 p.
  12. Coaching banking managers through the financial crisis: Effects on stress, resilience, and performance / O. David, I. Ionicioiu, C. Imbarus, F. Sava // Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavioral Therapy. 2016. Vol. 34. № 4. P. 267—281. DOI:10.1007/s10942-016-0244-0
  13. David D., Freeman A., DiGiuseppe R. Rational and irrational beliefs. Implications for research, theory, and practice [Электронный ресурс] // Rational and irrational beliefs: Research, theory, and clinical practice / Eds. D. David,S.J. Lynn, A. Ellis. New York: Oxford University Press, 2010. P. 195—217. URL: https://psycnet.apa.org/record/2009-13412-010 (дата обращения: 01.03.2022).
  14. David O. REBT in coaching // Advances in REBT: Theory, practice, research, measurement, prevention and promotion / Eds. M.E. Bernard, W. Dryden. Springer Nature Switzerland AG, 2019. P. 267—287. DOI:10.1007/978-3-319-93118-0_12
  15. De Meuse K., Dai G., Lee R. Evaluating the effectiveness of executive coaching: Beyond ROI. Coaching: An International Journal of Theory // Research and Practice. 2009. Vol. 2. № 2. P. 117—134. DOI:10.1080/17521880902882413
  16. Dryden W. Rational emotive behavioural coaching: Distinctive features. London: Routledge, 2017. 206 p. DOI:10.4324/9781315159737
  17. Edgerton N., Palmer S. SPACE: A psychological model for use within cognitive behavioural coaching, therapy and stress management // The Coaching Psychologist. 2005. Vol. 2. № 2. P. 25—31.
  18. Gavifa O, Dufa T. The employee rational and irrational beliefs scale: Preliminary validation // Transylvanian Journal of Psychology. 2013. Vol. 14. № 1. P. 19—39.
  19. Gong H., Hsu W. A meta-analysis on the effectiveness of solution-focused brief therapy: evidences from mainland and Taiwan // Studies of Psychology and Behaviors (CSSCI). 2015. Vol. 13. № 6. P. 709—803.
  20. Gong H., Hsu W. The effectiveness of solution-focused group therapy in ethnic Chinese school settings: a meta-analysis // International Journal of Group Psychotherapy. 2017. Vol. 67. № 3. P. 383—409. DOI:10.1080/00207284.2016.1240588
  21. Graf E-M., Dionne F. Coaching research in 2020. About destinations, journeys and travelers // International Coaching Psychology Review. 2021. Vol. 16. № 2. P. 6—21.
  22. Grant A. It takes time: A stages of change perspective on the adoption of workplace coaching skills // Journal of Change Management. 2010. Vol. 10. № 1. P. 61—77. DOI:10.1080/14697010903549440
  23. Grant A. ROI is a poor measure of coaching success: towards a more holistic approach using a well-being and engagement framework // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2012. Vol. 5. № 2. P. 74—85. DOI:10.1080/17521882.2012.672438
  24. Grant A. The efficacy of executive coaching in times of organisational change // Journal of Change Management. 2014. Vol. 14. № 2. P. 258—280. DOI:10.1080/14697017.2013.805159
  25. Grant A., Green L., Rynsaardt J. Developmental coaching for high school teachers: executive coaching goes to school // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2010. Vol. 62. № 3. P. 151—168. DOI:10.1037/a0019212
  26. Handbook of coaching psychology. A guide for practitioners / Ed. S. Palmer, A. Whybrow. New York: Routledge, 2019. 599 p.
  27. Iveson C., George E., Ratner H. Brief coaching: A solution focused approach. London: Routledge, 2012. 216 p. DOI:10.4324/9780203144411
  28. Jones R., Woods S., Guillaume Y. The effectiveness of workplace coaching: A meta-analysis of learning and performance outcomes from coaching // Journal of Occupational & Organizational Psychology. 2016. Vol. 89. № 2. P. 249—277. DOI:10.1111/joop.12119
  29. Katsikis D. Evidence-based research: The importance for the present and future of evidence-based practice [Электронный ресурс] // Journal of Evidence-Based Psychotherapies. 2014. Vol. 14. № 2. P. 259—270. URL: https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=98776731&lang=ru&site=ehost-live (дата обращения: 01.03.2022).
  30. Kilburg R. When Shadows Fall: Using Psychodynamic Approaches in Executive Coaching // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2004. Vol. 56. № 4. P. 246—268. DOI:10.1037/1065-9293.56.4.246
  31. Lawrence P., Whyte A. Return on investment in executive coaching: a practical model for measuring ROI in organizations // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2014. Vol. 7. № 1. P. 4—17. DOI:10.1080/17521882.2013.811694
  32. Leedham M. The coaching scorecard: A holistic approach to evaluating the benefits of business coaching // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. 2005. Vol. 3. № 2. P. 30—44.
  33. Mackie D. Evaluating the effectiveness of executive coaching: Where are we now and where do we need to be? // Australian Psychologist. 2007. Vol. 42. № 4. P. 310—318. DOI:10.1080/00050060701648217
  34. Miller W., Rollnick S. Motivational Interviewing: Preparing people for change. 2nd ed. New York: Guilford Press. Passmore, 2007. 428 p.
  35. More Than Miracles: The State of the Art of Solution-Focused Brief Therapy / S. Shazer, Y. Dolan, H. Korman, T. Trepper, E. Mccollum, I. Berg. New York: Routledge, 2021. 200 p.
  36. Neenan M., Palmer S. Cognitive behavioural coaching [Электронный ресурс] // Stress News. 2001. Vol. 13. № 3. P. 14—18. URL: https://www.managingstress.com/cognitive-behavioural-coaching (дата обращения: 01.03.2022).
  37. Neenan M., Palmer S. Cognitive behavioural coaching in practice: An evidence-based approach. London: Routledge, 2012. 272 p. DOI:10.4324/9780203144404
  38. Palmer S., Whybrow A. Handbookof Coaching Psychology. London: Routledge, 2019. 599 p. DOI:10.4324/9781315820217
  39. Palmer S., Whybrow A. The coaching psychology movement and its development within the British Psychological Society // International Coaching Psychology Review. 2006. Vol. 1. № 1. P. 5—11.
  40. Passmore J. Coaching Psychology Techniques section MI techniques: Agenda Mapping // The Coaching Psychologist.2013. Vol. 9. № 1. P. 32—35.
  41. Passmore J. MI — Balance sheet technique // The Coaching Psychologist. 2011. Vol. 7. № 2. P. 151—153.
  42. Passmore J. MI techniques — Recognizing change talk // The Coaching Psychologist. 2012. Vol. 8. № 2. P. 107—110.
  43. Passmore J. MI techniques: The typical day // The Coaching Psychologist. 2012. Vol. 8. № 1. P. 50—52.
  44. Perspectives on effective coaching by those who have been coached / A. Carter, A. Blackman, B. Hicks, M. Williams, R. Hay // International Journal of Training and Development. 2017. Vol. 21. № 2. P. 73—91. DOI:10.1111/ijtd.12098
  45. Sandler K. This way out // Coaching at work. 2011. Vol. 6. № 6. P. 31—35.
  46. Skews R., Palmer S. Coaching psychology approaches and models // Introduction to Coaching Psychology / Eds. S. O'Riordan, S. Palmer. London: Routledge, 2021. 248 p.
  47. Smirnova M., Silinevica I. Coaching effectiveness study // Latgale National Economy Research. 2018. Vol 1. P. 146— 158. DOI:10.17770/lner2018vol1.10.3597
  48. Spence G.B., Cavanagh M.J., Grant A.M. The Integration of Mindfulness Training and Health Coaching: An exploratory study // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008. Vol. 1. № 2. P. 145—163. DOI:10.1080/17521880802328178
  49. Stages of Change / P. Krebs, J. Norcross, J. Nicholson, J. Prochaska // Psychotherapy relationships that work: Evidence-based therapist responsiveness / Eds. J.C. Norcross, B.E. Wampold. Oxford University Press, 2019. P. 296—328. DOI:10.1093/med-psych/9780190843960.003.0010
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика