Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10503Новости 2001Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19 81

|

Бухаленкова Д.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051
e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Нечаева Д. М.
студент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5850-4242
e-mail: dnechaeva@bk.ru

Аннотация

Представлен аналитический обзор исследований факторов, влияющих на развитие детей во время пандемии COVID-19. Систематизированы результаты 14 исследований 2020—2022 гг. Обобщение их результатов расширяет и уточняет представления о связи процесса развития детей дошкольного возраста с факторами детско-родительских отношений, ситуацией стресса, вынужденной изоляцией во время пандемии. Проанализированные исследования указывают, что уровень стресса родителей и их восприятие стрессогенной ситуации одновременно оказывает влияние на восприятие родителями ребенка и на взаимоотношения с ним. Систематизированы эмпирические свидетельства в пользу посещения детьми детских садов, образовательных центров, а также помощи других родственников в социальном развитии ребенка, его двигательной активности и комфортного климата в семье. Подчеркивается, что во время пандемии среди младших школьников значительно увеличилось количество экранного времени.

Ключевые слова: дошкольный возраст, пандемия, эмоциональное развитие, регуляторные функции, детско-родительские отношения

Рубрика: Психология развития

Тип: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110207

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1953.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аникина В.О., Савенышева С.С., Блох М.Е. Психическое здоровье женщин в период беременности в условиях пандемии коронавируса COVID-19: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 70—78. DOI:10.17759/jmfp.2021100107

  2. Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований // Современное дошкольное образование. 2021. № 4(106). С. 22—33. DOI:10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33

  3. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований / А.А. Твардовская, В.Ф. Габдулхаков, Н.Н. Новик, А.М. Гарифуллина // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 214—238. DOI:10.11621/vsp.2020.03.10

  4. Динамика социальных страхов у российских граждан в период первой и второй волны COVID-19 / В.В. Ермолаев, Ю. Воронцова, Д.К. Насонова, А.И. Четверикова // Национальный психологический журнал. 2021. № 41(1). P. 27—38. DOI:10.11621/npj.2021.0103

  5. Карпова Э.Б., Николаева Е.А. Негативные психоэмоциональные последствия пандемии COVID-19 в группе риска // Национальный психологический журнал. 2020. № 3(39). С. 66—74. DOI:10.11621/npj.2020.0308

  6. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID- 19 // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 48—56. DOI:10.17759/jmfp.2021100105

  7. Кузнецова А.С., Гущин М.В., Титова М.А. Трудовой стресс и проактивные копинг-стратегии среднего медицинского персонала на начальном этапе пандемии COVID-19 // Вестник Московского Университета. 2021. Серия 14. Психология. № 2. С. 199—236. DOI:10.11621/vsp.2021.02.10

  8. Лексический анализ высказываний о COVID-19 при высоком уровне соматизации / Т.И. Медведева, С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, О.Ю. Воронцова, М.А. Станкевич // Вестник Московского Университета. 2021. Серия 14. Психология. № 3. С. 39—64. DOI:10.11621/vsp.2021.03.03

  9. Леонова Е.В. Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. 2020. № 2(38). С. 48—56. DOI:10.11621/npj.2020.0307

  10. Пандемия коронавирусной инфекции Covid-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Вестник Минского университета. 2021. Том. 9. № 4. С. 14—30. DOI:10.26795/2307-1281-2021-9-4-14

  11. Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Готовность к вакцинации против коронавируса как мера доверия официальным медицинским рекомендациям: роль тревоги и представлений // Национальный психологический журнал. 2021. № 1(41). С. 76—90. DOI:10.11621/npj.2021.0107

  12. Связано ли понимание эмоций детьми с представлениями их воспитателей об эмоциональном развитии? / Д.А. Бухаленкова, М.С. Асланова, З.В. Айрапетян, М.Н. Гаврилова // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 2. С. 53—66. DOI:10.21702/rpj.2021.2.4

  13. Сovid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования / Т.В. Ермолова, А.В. Литвинов, Н.В. Савицкая, О.А. Круковская // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 79—91. DOI:10.17759/jmfp.2021100108

  14. Associations Between Executive Functions and Physical Fitness in Preschool Children / A. Veraksa, A. Tvardovskaya, M. Gavrilova, V. Yakupova, M. Musálek // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 674746. 12 p. DOI:10.3389/ fpsyg.2021.674746

  15. Changes in Emotional-Behavioral Functioning Among Pre-school Children Following the Initial Stage Danish COVID-19 Lockdown and Home Confinement / I.O. Specht, J. Rohde, A.-K. Nielsen, S.C. Larsen, B.L. Heitmann // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 643057. 6 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.643057

  16. Changes in lifestyle behaviours during the COVID-19 confinement in Spanish children: A longitudinal analysis from the MUGI project / M. Medrano, C. Cadenas-Sanchez, M. Oses, L. Arenaza, M. Amasene, I. Labayen // Pediatric Obesity. 2021. Vol. 16. № 4. Article ID 12731. 11 p. DOI:10.1111/ijpo.12731

  17. Changes in physical activity and sedentary behaviours from before to during the COVID-19 pandemic lockdown: A systematic review / S. Stockwell, M. Trott, M. Tully, J. Shin, Y. Barnett, L. Butler, D. McDermott, F. Schuch, L. Smith // BMJ Open Sport and Exercise Medicine. 2021. Vol. 7. № 1. Article ID 000960, 8 p. DOI:10.1136/bmjsem-2020-000960

  18. Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic / Yu.P. Zinchenko, V.I. Morosanova, N.G. Kondratyuk, T.G. Fomina // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 168—182. DOI:10.11621/pir.2020.0411

  19. Covid-19 impact on behaviors across the 24-hour day in children and adolescents: Physical activity, sedentary behavior, and sleep / L.C. Bates, G. Zieff, K. Stanford, J.B. Moore, Z.Y. Kerr, E.D. Hanson, B.B. Gibbs, C.E. Kline, L. Stoner // Children. 2020. Vol. 7. № 9. Article ID 138. 9 p. DOI:10.3390/children7090138

  20. COVID-19: Belief in Conspiracy Theories and the Need for Quarantine / M.S. Egorova, O. Parshikova, Y. Chertkova, V.M. Staroverov, O.V. Mitina // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 3—25. DOI:10.11621/pir.2020.0401

  21. Diagnosis, treatment, and prevention of 2019 novel coronavirus infection in children: experts’ consensus statement / K.-L. Shen, Y.-H. Yang, R.-M. Jiang [et al.] // World Journal of Pediatrics. 2020. Vol. 16. P. 223—231. DOI:10.1007/ s12519-020-00343-7

  22. Early childhood education and care (ECEC) during COVID-19 boosts growth in language and executive function / C. Davies, A. Hendry, S.P. Gibson, T. Gliga, M. McGillion, N. Gonzalez-Gomez // Infant and Child Development. 2021. Vol. 30. № 4. Article ID 2241. 15 p. DOI:10.1002/icd.2241

  23. Factors modifying children’s stress during the COVID-19 pandemic in Japan / S. Mochida, M. Sanadaa, Q. Shaoa, J. Leea, J. Takaokaa, S. Ando, Y. Sakakihara // European Early Childhood Education Research Journal. 2021. Vol. 29. № 1. P. 51—65. DOI:10.1080/1350293X.2021.1872669

  24. Family Factors Associated with Hands-On Play and Screen Time During the COVID-19 Pandemic / S. Stienwandt, E.E. Cameron, M. Soderstrom, M. Casar, C. Le, L.E. Roos // Child and Youth Care Forum. 2022. 25 p. DOI:10.1007/ s10566-021-09668-4

  25. Fernandez Ruiz M. R. Pandemic natives, pandemic immigrants: effects of COVID-19 confinement on the wellbeing of children in preschool education // European Early Childhood Education Research Journal. 2021. Vol. 29. № 6. P. 959—971.

  26. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Semenov Yu.I. COVID-19: Constructive Optimism, Defensive Optimism, and Gender as Predictors of Autonomous Motivation to Follow Stay-at-Home Recommendations during the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 38—54. DOI:10.11621/pir.2020.0403

  27. Home environment and social skills of Japanese preschool children pre- and post-COVID-19 / X. Li, D. Jiaoa, M. Matsumoto [et al.] // Early Child Development and Care. 2022. DOI:10.1080/03004430.2021.2021896

  28. Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations / S. Singh, D. Roy, K. Sinha, S. Parveen, G. Sharma, G. Joshi // Psychiatry Research. 2020. Vol. 293. 10 p. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113429

  29. Impact of COVID-19 on children: special focus on the psychosocial aspect / R. Ghosh, M.J. Dubey, S. Chatterjee, S. Dubey // Minerva Pediatrics. 2020. Vol. 72. № 3. P. 226—235. DOI:10.23736/S0026-4946.20.05887-9

  30. Impact of the COVID-19 virus outbreak on movement and play behaviours of Canadian children and youth: A national survey / S.A. Moore, G. Faulkner, R.E. Rhodes [et al.] // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2020. Vol. 17. № 85. 11 p. DOI:10.1186/s12966-020-00987-8

  31. Initial Challenges of Caregiving During COVID-19: Caregiver Burden, Mental Health, and the Parent-Child Relationship / B.S. Russell, M. Hutchison, R. Tambling, A.J. Tomkunas, A.L. Horton // Child Psychiatry and Human Development. 2020. Vol. 51. № 5. P. 671—682. DOI:10.1007/s10578-020-01037-x

  32. Linnavalli T., Kalland M. Impact of covid-19 restrictions on the social-emotional wellbeing of preschool children and their families // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 8. P. 435—446. DOI:10.3390/educsci11080435

  33. Martín-Requejo K., Santiago-Ramajo S. Reduced Emotional Intelligence in Children Aged 9—10 caused by the COVID-19 Pandemic Lockdown // Mind Brain and Education. 2021. Vol. 15. № 4. P. 269—272. DOI:10.1111/mbe.12297

  34. Mental Health and the COVID-19 Pandemic: Hardiness and Meaningfulness Reduce Negative Effects on Psychological Well-Being / V.E. Epishin, A.B. Salikhova, N.V. Bogacheva, M.V. Bogdanova, M.G. Kiseleva // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 4. P. 75—88. DOI:10.11621/pir.2020.0405

  35. Pandemic school closures: risks and opportunities / The Lancet Child & Adolescent Health // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4. № 5, article ID, 2 p. 341 DOI:10.1016/S2352-4642(20)30105-X

  36. Parents’ Stress and Children’s Psychological Problems in Families Facing the COVID-19 Outbreak in Italy / M. Spinelli, F. Lionetti, M. Pastore, M. Fasolo // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 1713. 7 p. DOI:10.3389/ fpsyg.2020.01713

  37. Pelaez M., Novak G. Returning to School: Separation Problems and Anxiety in the Age of Pandemics // Behavior Analysis in Practice. 2020. № 13. № 3. P. 521—526. DOI:10.1007/s40617-020-00467-2

  38. Physical activity behaviour and screen time in Dutch children during the COVID-19 pandemic: Pre-, during- and post- school closures / G. ten Velde, J. Lubrech, L. Arayess, C. van Loo, M. Hesselink, D. Reijnders, A. Vreugdenhil // Pediatric Obesity. 2021. Vol. 16. № 9. Article ID e12779. 7 p. DOI:10.1111/ijpo.12779

  39. Psychometric properties of the Danish Strength and Difficulties Questionnaire: the SDQ assessed for more than 70,000 raters in four different cohorts / J. Niclasen, T.W. Teasdale, A.-M.N. Andersen, A.M. Skovgaard, H. Elberling, C. Obel // PloS one. 2012. Vol. 7. № 2. Article ID e32025. 8 p. DOI:10.1371/journal.pone.0032025

  40. SARS pandemic exposure impaired early childhood development in China / Y. Fan, H. Wang, Q. Wu, X. Zhou, Y. Zhou, B. Wang, Yi. Han, T. Xue, T. Zhu // Scientific Reports. 2021. Vol. 11. Article ID 8694. 8 p. DOI:10.1038/s41598- 021-87875-8

  41. Six Weeks of Confinement: Psychological Effects on a Sample of Children in Early Childhood and Primary Education / M. Giménez-Dasí, L. Quintanilla, B. Lucas-Molina, R. Sarmento-Henrique // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 590463. 7 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.590463

  42. Sociodemographic predictors of changes in physical activity, screen time, and sleep among toddlers and preschoolers in chile during the covid-19 pandemic / N. Aguilar-Farias, M. Toledo-Vargas, S. Miranda-Marquez, A. Cortinez-O’Ryan, C. Cristi-Montero, F. Rodriguez-Rodriguez, P. Martino-Fuentealba, A.D. Okely, B. Del Pozo Cruz // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 1. P. 1—13. DOI:10.3390/ijerph18010176

  43. The impact of the coronavirus disease 2019 pandemic on physical activity in U.S. children / K. Tulchin-Francis, W.S. Jr, X. Gu [et al.] // Journal of Sport and Health Science. 2021. Vol. 10. № 3. P. 323—332. DOI:10.1016/j.jshs.2021.02.005

  44. Wijaya R.P.C., Bunga B.N., Kiling I.Y. Socio-emotional struggles of young children during COVID-19 pandemic: Social isolation and increased use of technologies // Journal of Early Childhood Research. 2022. Vol. 20. № 1. P. 113—127. DOI:10.1177/1476718X211052789

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика