Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников

215

Аннотация

Представлен обзор 60 работ, проведенных в период с 2007 по 2021 г. Целью обзора являлось обобщение современных исследований, посвященных связи использования цифровых устройств с качеством сна, физической активностью и пищевым поведением у дошкольников. Указанные аспекты развития были выбраны в связи с их доказанным влиянием на психологическое развитие дошкольников — когнитивную сферу, саморегуляцию, эмоционально-личностную сферу, социализацию. Обзор исследований позволил показать, что время использования цифровых устройств отрицательно коррелирует с продолжительностью сна и временем засыпания у детей дошкольного возраста, а также с качеством сна. Наличие любого цифрового устройства в спальне ребенка и вечернее пользование цифровыми устройствами также негативно влияют на качество сна. Длительное использование цифрового устройства негативно влияет на количество физической активности дошкольников и их двигательное развитие, а также положительно коррелирует с повышенным индексом массы тела и нездоровыми пищевыми привычками. В обзоре раскрываются возможности цифровых устройств с точки зрения положительного воздействия на физическое развитие и пищевое поведение дошкольников. Анализ исследований позволил сделать вывод о важной роли регуляторных функций, которые опосредуют связи между экранным временем и количеством сна, двигательной активности и пищевым поведением. В обзоре описаны ограничения рассмотренных работ, исходя из которых сформулированы рекомендации для проведения дальнейших исследований. Также обзор подтверждает важность соблюдения приведенных в заключении рекомендаций для родителей по безопасному пользованию цифровыми устройствами дошкольниками.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, цифровые устройства, экранное время, контент, качество сна, физическая активность, пищевое поведение

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110206

Для цитаты: Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 68–80. DOI: 10.17759/jmfp.2022110206

Полный текст

Введение

 
В современном мире дети дошкольного возраста растут в условиях активного использования цифровых устройств [6; 8]. Так, экранное время дошкольников составляет от 1 до 3 часов день [34], а во время пандемии COVID-19 дети стали проводить у экранов еще больше времени [42]. Большинство психологических исследований о связи использования цифровых устройств и развития детей освещают вопросы когнитивного и эмоционально-личностного развития [1; 3]. При этом в поле интереса психологов находятся и некоторые аспекты физического развития — это изучение того, как цифровые устройства могут влиять на двигательную активность, качество сна, пищевое поведение дошкольников. Данные сферы развития детей представляют интерес не только в контексте физического благополучия детей, но и в связи с влиянием на психологическое развитие дошкольников — когнитивную сферу, эмоционально-личностную сферу, социализацию [5; 10; 15; 23; 25]. Кроме того, сон, питание, физическая активность — это базовые режимные моменты, тесно связанные с развитием регуляторных функций, а также во многом структурирующие день ребенка с самого раннего возраста [5; 10; 15]. Более того, привычки, связанные со сном, питанием и физической активностью, играют роль в течение всей жизни человека. За время пандемии COVID-19 помимо роста экранного времени, у детей уменьшилось время, в течение которого они заняты физической активностью, а также ухудшилось качество сна [50], поэтому актуальным является изучение взаимосвязи этих параметров.
Взаимосвязь использования цифровых устройств с двигательной активностью, качеством сна и пищевым поведением дошкольников пока что слабо освещена в психологических исследованиях [25; 60] и не обобщена в исследованиях на русском языке, чем и обусловлена новизна данной работы. Кроме того, обозначенные темы преимущественно изучаются в контексте развития подростков, а не применительно к дошкольникам [20; 60]. Для достижения цели данного обзора были проанализированы 60 работ с возрастом участников от 3 до 7 лет и акцентом на исследования за последние годы (24 рассмотренные статьи датируются 2020—2021 гг., 12 статей — 2018-2019 гг., 10 статей — 2016—2017 гг.).
 

Влияние использования цифровых устройств на качество сна дошкольников

 
Один из аспектов использования цифровых устройств, влияющих на качество сна, — это экранное время. Недостаточное количество часов сна у дошкольников связано с различными поведенческими и эмоциональными проблемами [49; 59].
Ряд исследований демонстрирует связь нарушений детского сна и использования цифровых устройств [18; 23; 28; 31; 38; 41; 47; 55; 60]. В американском исследовании с участием 1700 детей 3—5 лет показано, что дети, проводившие больше времени перед экраном, значительно чаще имели проблемы с засыпанием, с качеством сна и сильнее утомлялись в течение дня [45]. Анализируя уровень дохода и образования семей детей, принявших участие в исследовании, авторы делают вывод, что дети из социально-экономически неблагополучных семей находятся в группе риска по недостаточному количеству и качеству сна из-за избыточного экранного времени [58]. В другом американской лонгитюдном исследовании с участием 1864 детей, которым на момент начала исследования был 1 год, также показано, что длительное время просмотра телевизора связано с меньшей продолжительностью сна у детей [55]. Особый интерес представляет исследование, в котором был использован и объективный метод фиксации циклов сна-бодрствования, и субъективные отчеты: так, 145 детей 3—6 лет в течение недели носили актиграф, а родители ежедневно фиксировали сведения о сне ребенка и экранном времени в дневник [49]. Результаты этого исследования показали, что связь между экранным временем и поведенческими проблемами появлялась только при продолжительности ночного сна менее 9 часов и 52 минут, а у детей с продолжительностью сна от 9 часов 52 минут до 10,5 часов этой связи не было. Авторы этой работы предполагают, что дети, спящие недостаточное количество времени, могут обладать более низким уровнем саморегуляции, и поэтому могут быть подверженными риску избыточного экранного времени [49]. Схожий результат получили Валери Карсон и ее коллеги: они установили, что сочетание недостаточного сна и избыточного экранного времени (использовались нормы, определенные в Canadian 24-Hour Movement Guidelines) может быть связано с такими поведенческими проблемами как негативизм, агрессия и импульсивность в возрасте 3 лет [13].
Помимо экранного времени на качество сна могут влиять цифровой досуг в вечерние часы, сам факт нахождения цифровых устройств в комнате, где спит ребенок, как фактор, провоцирующий вечернее использование цифровых устройств. Чилийские исследователи, Пабло Брокман и соавторы, проанализировав результаты заполнения родителями 100 детей 1,5—4 лет «Шкалы нарушения сна для детей» и анкеты об использовании телевизора, пришли к выводу, что дети, смотревшие телевизор вечером, имели значительно более высокие баллы по «Шкале нарушения сна для детей» по сравнению с теми, кто смотрел телевизор в утреннее или дневное время [31]. Более того, дети, у которых находился телевизор в спальне (51% детей), имели значительно более высокие оценки по шкалам «страшные сны», «ночные кошмары», «разговоры во время сна» и «усталость при пробуждении» [31]. В целом ряде работ также показано, что наличие любого цифрового устройства (смартфона, планшета, компьютера или телевизора) в спальне связано с меньшим количеством минут сна в сутки [35; 18; 26; 47; 48; 55]. Джессика Мурман и Кристен Харрисон из США провели исследование с участием 278 детей 4—5 лет и выявили следующую закономерность: количество используемых цифровых устройств, их наличие в спальне и «тайное пользование» цифровыми устройствами детьми (когда дети делают это без разрешения родителей в неустановленное семейными правилами время) ассоциируется с меньшей продолжительностью ночного сна и большей продолжительностью дневного сна [36]. Однако при помощи регрессионного анализа было показано, что только вечерний просмотр телевизора в будние дни и пользование цифровыми устройствами «тайком» являются предикторами более короткой продолжительности ночного сна.
В большинстве исследований фиксируется экранное время, но не учитывается, что именно ребенок делал перед экраном. Однако можно предположить, что контент существенно влияет на качество сна детей. В исследовании Спириной А.В. на выборке из 225 детей 5—7 лет и их родителей показано, что дети, смотревшие видеоматериалы со сценами жестокости более 2часов в день, сообщали о страшных снах с увиденными сценами и героями [7].
Длительность сна и продолжительность экранного времени могут быть связаны двунаправленно. С одной стороны, длительность экранного времени, вечернее пользование цифровыми устройствами, наличие любого экрана в спальне, особенности контента могут влиять на качество и количество сна. Одной из причин того, что цифровые устройства влияют на качество сна, является возбуждающее влияние на психику содержания, которое смотрят дети [27]. Другой причиной нарушений сна в связи с пользованием цифровыми устройствами является подавление выработки мелатонина под воздействием голубого цвета, который преимущественно излучают все экраны [35; 18; 26]. С другой стороны, дошкольники, имеющие проблемы со сном, более подвержены избыточному экранному времени: недостаток сна влияет на саморегуляцию и эмоциональную сферу ребенка, что сказывается на его возможностях и предпочтениях в отношении времяпрепровождения [49]. Так, дети с недостаточной продолжительностью сна могут быть склонны к тому, чтобы пользоваться цифровыми устройствами менее благоприятным образом и в течение более длительного времени [36].
 

Влияние использования цифровых устройств на двигательную активность дошкольников

 
Использование цифровых устройств может негативно влиять на количество физической активности детей и их двигательное развитие [22; 25; 28; 29; 39; 46; 56]. Дети, проводящие слишком много времени перед экраном, с большей вероятностью страдают от проблем с развитием мелкой и крупной моторики [39], имеют более низкие показатели вариабельности положений тела и развития мускулатуры [28; 56]. В бразильском исследовании с участием 926 детей 4—6 лет показано, что экранное время более 2 часов в день на 72% увеличивает риск того, что общий двигательный коэффициент, включающий в себя следующие параметры: (а) мелкая и общая моторика, (б) баланс, (в) схема тела и пространственная организация и (г) временная организация — будет ниже нормы [25]. В американском Национальном обследовании здоровья и питания (NHANES) с участием более 1000 детей 6—15 лет оценивалась взаимосвязь между физической силой, оцениваемой по хвату, разгибанию ног, модифицированным подтягиванием и планкой, и экранным временем [46]. При контроле факторов пола, возраста, индекса массы тела, количества дней, когда ребенок не менее 1 часа занимается физкультурой, было показано, что время просмотра телевизора было обратно пропорционально физической силе [46]. Это исследование показывает, что более частый просмотр телевизора связан с более низкой физической силой независимо от уровня физической активности [46].
Открытым остается вопрос о направленности каузальных связей. Существуют данные, полученные с участием 1999 детей, о лонгитюдных влияниях просмотра телевизора на развитие моторики: так, время просмотра телевизора в 29 месяцев обратно коррелирует с уровнем развития крупной моторики в возрасте 65 месяцев у канадских детей 1997—98 годов рождения [39]. При этом можно предположить, что менее склонные к двигательной активности дети, охотнее предпочитают цифровой досуг. Дети из семей с низким социальноэкономическим статусом меньше занимаются спортом, чем дети из семей с более высоким социально-экономическим статусом [32]. Это является фактором, в связи с которым дети из первой группы подвержены чрезмерному экранному времени [32]. Соответственно, одно из направлений профилактики вреда от пользования цифровыми устройствами — это обеспечение детей из всех социальных групп доступными возможностями для занятий спортом и мотивирование к этим занятиям. В исследовании с участием 575 детей 2—5 лет показано, что существует обратная связь между экранным временем детей и временем игры на открытом воздухе [17; 30]. Игры на открытом воздухе часто используется в качестве косвенного показателя физической активности среди дошкольников. Помимо этого, игры на свежем воздухе развивают навыки взаимодействия со сверстниками. Таким образом, игры на свежем воздухе дают детям возможность быть как физически активными, так и социально вовлеченными.
В обзоре Вераксы А.Н. с коллегами показано, что связь между уровнем развития регуляторных функций и физической активностью носит двунаправленный характер: физическая активность содействует развитию регуляторных функций, и наоборот — дети с дефицитом саморегуляции имеют сложности с участием в занятиях физкультурой, танцами, спортом [5]. Как указывает Твардовская А.А. с коллегами, «снижение физической активности дошкольников негативно влияет на процессы созревания структур головного мозга, прежде всего, третьего блока» [2], отвечающего за программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Физическая активность средней и высокой интенсивности не менее одного часа в день в дошкольном возрасте имеет важное значения для нормального развития регуляторных функций [2]. Наиболее эффективными для развития регуляторных функций у дошкольников являются аэробные упражнения, активные игровые спортивные мероприятия, а также двигательные активности, подразумевающие большое количество когнитивных задач [2]. Длительное экранное время связано с более низким уровнем развития регуляторных функций [3]. Таким образом, дети, физическая активность которых соответствует обозначенным выше критериям, будут менее предрасположены к злоупотреблению цифровым досугом в силу более развитых регуляторных функций. И наоборот, дети, проводящие много времени у экрана, чей уровень развития регуляторных функций ниже, будут иметь больше сложностей в поддержании регулярной целенаправленной структурированной физической активности.
Пользование цифровыми устройствами часто ассоциируется с пассивным сидячим досугом, однако, цифровые устройства могут стимулировать и дополнять физическую активность [11; 44]. Технология «exergames» сочетает в себе спортивные, фитнес и двигательные видеоигры и компьютерные программы, отслеживающие движение и реакции тела [9; 15]. Exergames могут быть использованы для улучшения тренировочного процесса у детей, занимающихся спортом, или, например, для освоения детьми тех видов спорта, оборудование для которых труднодоступно и может быть заменено на начальном или ознакомительном этапе виртуальными аналогами [4; 9].
Кроме того, семьи и детские организации могут использовать специальные фитнес-приложения для интересных, адаптированных к возрасту, двигательных активностей (например, детская йога или веселые танцы), а также игры, которые могут способствовать увеличению доли физической активности в распорядке дня. Ряд приложений направлен на то, чтобы качественный контент соединялся с впечатлениями вне экрана и способствовал взаимодействию с семьей и/ или сверстниками и активной игре [54]. Специально разработанные exergames могут быть использованы для коррекции двигательных паттернов у детей с особенностями развития и реабилитации детей с двигательными нарушениями и травмами [10; 21].
В систематическом обзоре, посвященному влиянию активных видеоигр на увеличение физической активности показано, что специальные активные видеоигры могут в краткосрочной перспективе увеличить уровень физической активности от низкого до умеренного или от умеренного до высокого [10]. Однако остается неясным, приводит ли использование подобных видеоигр к увеличению привычной повседневной физической активности детей [10].
 

Влияние использования цифровых устройств на пищевое поведение дошкольников

 
Целый ряд исследований показывает, что экранное время положительно коррелирует с ожирением [12; 16; 51; 53], абдоминальным ожирением [14], повышенным индексом массы тела [14] у детей. Более того, в систематических обзорных работах по теме влияния экранного времени на здоровье детей и подростков также приводятся данные о том, что большинство рассмотренных обзоров указывают на наличие положительных корреляций между экранным временем и индексом массы тела [52; 60]. В исследовании с участием 1423 детей 2—5 лет и 1749 детей 6—11 лет (а также 3343 детей 12—18 лет и 8222 взрослых) для обоих полов и всех возрастных групп показано, что меньшее время просмотра телевизора связано с более здоровым пищевым поведением [56]. В проведенном в Китае исследовании с участием 971 ребенка 3—6 лет показано, что сидячее пассивное времяпрепровождение перед экраном связано с избыточной массой тела, а также меньшей продолжительностью сна и меньшим временем игры на свежем воздухе [30]. При этом пассивное сидячее времяпрепровождение без пользования цифровыми устройствами корреляционно не связано с массой тела, временем сна и игры на свежем воздухе [30]. Таким образом, именно особенности цифрового сидячего досуга могут содержать в себе риск набора лишнего веса у дошкольников.
Одной из причин связи между экранным временем и повышенным индексом массы тела является распространенная среди детей практика пользоваться цифровыми устройствами во время приема пищи, что отвлекает внимание от сигналов организма о насыщении [24]. Ученые из Бразилии и США провели исследование с участием 926 детей 4-6 лет, которое показало, что более 55% детей едят во время просмотра телевизора [25]. Другая причина, почему пользование цифровыми устройствами связано с повышенным индексом массы тела у детей, — это реклама еды, которая провоцирует перекусы [33]. Большая часть рекламы на телевидении посвящена сахаросодержащим продуктам, сладким напиткам и другим видам высококалорийной и бедной питательными веществами пищи, что может увеличить потребление нездоровой пищи дошкольниками [60]. Кроме того, существенную роль с точки зрения увеличения массы тела играет сидячее времяпрепровождение и, соответственно дефицит двигательной активности. В группе риска по ожирению находятся дети из семей с низким социально-экономическим статусом, так как в этих семьях выше экранное время и чаще распространено менее здоровое и менее качественное питание [30; 40].
Важную роль в здоровом пищевом поведении детей играют регуляторные функции [15]. Более того, отдельно выделяют саморегуляцию, связанную с питанием («food» self-regulation, appetite self-regulation), которая имеет единые свойства с общей саморегуляцией (general self-regulation), но также и свои специфические особенности [43]. Уникальные аспекты саморегуляции, связанной с питанием, включают в себя особенности психологических и биологических реакций на пищу [43]. При дефиците регуляторных функций (и общей саморегуляции, и саморегуляции, связанной с питанием) ребенку труднее придерживаться ограничений в питании и соблюдать режим питания [15]. При этом, избыточное экранное время связано с более низким уровнем регуляторных функций [3], что составляет ещё одно объяснение связи между длительным экранным временем и избыточной массой тела.
Существуют образовательные видеоигры и мобильные приложения, посвященные развитию здорового пищевого поведения и знаний о здоровом питании [15; 19]. Современные исследования показали, что подобные игры действительно могут способствовать борьбе с ожирением у детей [37; 57]. Белгхали М., Статсенко Ю. и Аль-Цааби А. выделяют четыре типа игр, направленных на изменение пищевого поведения, в частности на борьбу с лишним весом [15]. Первый тип игр включает в себя обучение правильному питанию и/или изменение рациона питания. Второй тип способствует развитию навыков контроля за весом и питанием (эти игры также подразумевают тренировку регуляторных функций). Третий тип — это exergames, о которых было написано выше (игры, направленные на увеличение физической активности). Четвертый тип объединяет в себе все предыдущие три типа игр. Последний тип игр, по мнению Белгхали М., Статсенко Ю. и Аль-Цааби А., является наиболее перспективным с точки зрения изменения пищевого поведения, однако пока что подобных игр не представлено [15]. Образовательные видеоигры могут быть эффективны для формирования знаний и привычек в области здорового питания, так как задействуют и когнитивный (игра дает доступ к знаниям о питании и продуктах), и мотивационный (например, при помощи набора баллов и прохождения новых уровней в игре), и эмоциональный (ребенок получает положительные эмоции от процесса игры), и социальный (например, если это многопользовательская игра) компоненты [19]. Несмотря на актуальность данных о подобных играх, важно учитывать, что основным «источником» формирования пищевых привычек детей является пищевое поведение родителей [15]. Нездоровые пищевые привычки родителей могут полностью нивелировать положительный эффект от игр, направленных на развитие здорового пищевого поведения [15]. Таким образом, действенность подобных игр возможна при наличии мотивации к изменению пищевого поведения и интереса к теме здорового питания со стороны родителей.
 

Заключение

 
На основе анализа исследований сделан вывод о том, что экранное время отрицательно коррелирует с продолжительностью сна и временем засыпания у детей дошкольного возраста, а также с качеством сна. Наличие любого цифрового устройства в спальне ребенка связано с меньшим количеством минут сна в сутки, а просмотр телевизора в вечернее время связан с частотой ночных кошмаров, разговоров во сне и уста-
лостью при пробуждении. Сделан вывод о том, что длительное экранное время негативно влияет на количество физической активности дошкольников и их двигательное развитие. Показана обратная связь между экранным временем детей и временем игр на свежем воздухе. Также анализ исследований позволяет заключить, что длительное экранное время коррелирует с ожирением, повышенным индексом массы тела и нездоровыми пищевыми привычками.
В обзоре подчеркивается роль регуляторных функций, которые опосредуют связи между экранным временем и количеством сна, двигательной активности и пищевым поведением. Более того, между собой связаны недостаточное количества сна и двигательной активности, а также недостаточное количество двигательной активности и избыточная масса тела, и все эти параметры связаны с избыточным экранным временем. Таким образом, контроль за экранным временем детей важен для поддержания в норме целой системы взаимосвязанных показателей. Нормальное физическое развитие, достаточная физическая активность, здоровое пищевое поведение и нормальная масса тела, качественный сон в достаточном количестве благоприятно влияют на характер когнитивного развития, широту и качество социальных контактов ребенка.
Анализ работ позволяет сделать вывод, что в зоне риска по недостаточному количеству и качеству сна, недостаточной физической активности, проблемам с пищевым поведением находятся дети из семей с низким социально-экономическим статусом, в частности в связи с тем, что они часто проводят больше времени перед экраном. Результаты обзора исследований подчеркивают важность поддержания на государственным уровне доступных для детей из всех социальных групп возможностей для занятий физкультурой и спортом, условий для безопасного времяпрепровождения на улице для игр.
В обзоре также раскрываются возможности цифровых устройств с точки зрения благоприятного воздействия на двигательное развитие, стимулирование детей к физической активности. Также цифровые устройства могут использоваться для развития знаний и привычек в сфере здорового пищевого поведения. Использование видеоигр и мобильных приложений для развития поведения, способствующего здоровью, — exergames и игр, направленных на развитие знаний о питании, должно быть умеренным по времени.
Проведенный обзор исследований подчеркивает ведущую роль родителей в том, чтобы организовать цифровой досуг дошкольников оптимальным для их развития образом. Родителям рекомендуется исключить в режиме ребенка пользование цифровыми устройствами во время приема пищи и как минимум за один час до отхода ко сну. Более того, желательно, чтобы в комнате, где спит ребенок, не было никаких цифровых устройств. Родителям следует контролировать экранное время детей, чтобы оно не превышало установленных возрастных норм. Также важно отслеживать содержание видеоигр, мобильных приложений и видеоматериалов, с которыми имеют дело дети. Кроме того, родителям следует контролировать собственное пользование цифровыми устройствами, ведь родительское медиапотребление является примером для детей. Так, время пробуждения и время отхода ко сну во многих семьях может быть продиктовано родительским пользованием цифровыми устройствами. Точно так же прием пищи ребенком при включенном телевизоре может быть связан с тем, что родители сами смотрят телевизор во время еды. Наиболее важно для полноценной двигательной активности, чтобы родители вовлекали детей в домашние дела, вместе занимались физкультурой, проводили время на свежем воздухе и предлагали детям другие интересные альтернативы экранам.
К ограничению рассмотренных в обзоре работ относится субъективность оценивания некоторых показателей. В преобладающем большинстве работ качество и количество сна оценивается участниками исследования субъективно, из-за чего результаты остаются недостаточно надёжными. То же самое относится к оценке экранного времени детей, которое производится либо со слов родителей, либо со слов детей. Оба источника информации могут предоставлять неточные данные. Так, родители могут давать социально желательные ответы или просто не знать о том, как протекает сон ребенка, и то, как и сколько он пользуется цифровыми устройствами. Дефицит объективных данных в этой области указывает на направление для ее развития: так, возможно использование объективных методов фиксации качества сна, дневниковые записи, запись экранов для оценки экранного времени и т.п. Другим ограничением многих проанализированных работ является акцент на экранном времени без учёта контента. При этом, именно контент может опосредовать влияния цифрового досуга на развитие ребёнка, что видно на примере возможностей цифровых устройств для развития двигательной активности и на примере угнетающего воздействия цифровых устройств на тот же показатель. Таким образом, для дальнейших исследований представляет интерес детальное изучение характеристик контента в связи с его влиянием на качество и количество сна, пищевое поведение и двигательную активность. Также для дальнейших исследований данной темы можно рекомендовать изучение влияния цифровых устройств различного типа (смартфонов, телевизора, компьютера, планшета). Ещё одним ограничением рассмотренных работ является практически полное отсутствие экспериментов. Преобладание корреляционного дизайна, не дающего совершить причинно-следственный анализ, связано с проблемой этики экспериментальных исследований в сфере здоровья и физического развития детей. Соответственно, для установления каузальных связей в данной области предпочтительны лонгитюдные исследования.

Литература

  1. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников / А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленкова, Е.А. Чичинина, О.В. Алмазова // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 27—40. DOI:10.17759/pse.2021260101

  2. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований [Электронный ресурс] / А.А. Твардовская, В.Ф. Габдулхаков, Н.Н. Новик, А.М. Гарифуллина // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 214—238. URL: http://msupsyj.ru/articles/article/8641/ (дата обращения: 21.06.2022).

  3. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников / Д.А. Бухаленкова, Е.А. Чичинина, А.В. Чурсина, А.Н. Веракса // Science for Education Today. 2021. Том 11. № 3. С. 7—25. DOI:10.15293/2658-6762.2103.01

  4. Особенности использования виртуальной реальности в спортивной практике / С.В. Леонов, И.С. Поликанова, Н.И. Булаева, В.А. Клименко // Национальный психологический журнал. 2020. Том 1. № 37. С. 18—30. DOI:10.11621/npj.2020.0102

  5. Связь регуляторных функций и показателей функциональной физической подготовки у детей дошкольного возраста: обзор исследований [Электронный ресурс] / А.Н. Веракса, А.К. Белолуцкая, М.Н. Гаврилова, С.В. Леонов // Вопросы психологии. 2020. № 2. С. 1—16. URL: https://вместерастем.рф/publications/publication/3948/ (дата обращения: 14.06.2022).

  6. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Том 2. № 34. С. 25—32. DOI:10.11621/npj.2019.0205

  7. Спирина А.В. Особенности влияния просмотра видео и телепередач с элементами насилия на психологическое здоровье детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Том 19. № 6. С. 164—167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28420589 (дата обращения: 14.06.2022).

  8. Тена Р.Р., Гутьеррес М.П., Сехудо М. дель К.Л. Привычки использования цифровых технологий детьми в возрасте до шести лет в семье и дома // Современное дошкольное образование. 2021. Том 4. № 106. С. 68—79.

  9. Технология«exergames»какинновационноесредствоспортивнойтренировкиитестированияработоспособности спортсменов (по материалам зарубежной литературы) / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, В.А. Блинов, О.А. Блинов // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. Том 7. № 125. С. 113—119. DOI:10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125. p113-119

  10. Active video games and health indicators in children and youth: A systematic review / A.G. LeBlanc, J.P. Chaput, A. McFarlane, R. Colley, D. Thivel, S.J.H. Biddle, R. Maddison, S.T. Leatherdale, M.S. Tremblay // PLoS ONE. 2013. Vol. 57. № 3. P. 212—219. DOI:10.1371/journal.pone.0065351

  11. Are Active Video Games Effective at Eliciting Moderate-Intensity Physical Activity in Children, and Do They Enjoy Playing Them? / K. Norozi, R. Haworth, A.A. Dempsey, K. Endres, L. Altamirano-Diaz // Canadian Journal of Cardiology Open. 2020. Vol. 2. № 6. P. 555—562. DOI:10.1016/j.cjco.2020.07.006

  12. Association between television viewing and early childhood overweight and obesity: A pair-matched case-control study in China / J. Hu, N. Ding, L. Yang, Y. Ma, M. Gao, D. Wen // BMC Pediatrics. 2019. Vol. 19. Article ID 184. 8 p. DOI:10.1186/s12887-019-1557-9

  13. Associations between meeting the Canadian 24-Hour Movement Guidelines for the Early Years and behavioral and emotional problems among 3-year-olds / V. Carson, V.E. Ezeugwu, S.K. Tamana, J. Chikuma, D.L. Lefebvre, M.B. Azad, T.J. Moraes, P. Subbarao, A.B. Becker, S.E. Turvey // Journal of Science and Medicine in Sport. 2019. Vol. 22. № 7. P. 797—802. DOI:10.1016/j.jsams.2019.01.003

  14. Associations of TV Viewing Duration, Meals and Snacks Eaten When Watching TV, and a TV in the Bedroom with Child Adiposity / P. Collings, B. Kelly, J. West, J.M. Wright // Obesity. 2018. Vol. 26. № 10. P. 1619—1628. DOI:10.1002/ oby.22288

  15. Belghali M., Statsenko Y., Al-Za’abi A. Improving Serious Games to Tackle Childhood Obesity // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 657289. 7 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.657289

  16. Characteristics of Children 2 to 5 Years of Age With Severe Obesity / J.M. Tester, T.-L.T. Phan, J.M. Tucker, C.W. Leung, M.L.D. Gillette, B.R. Sweeney, S. Kirk, A. Tindall, S.E. Olivo-Marston, I.U. Eneli // Pediatrics. 2018. Vol. 141. № 3. Article ID e20173228. 8 p. DOI:10.1542/peds.2017-3228

  17. Cross-sectional associations of screen time and outdoor play with social skills in preschool children / T. Hinkley, H. Brown, V. Carson, M. Teychenne // PloS one. 2018. Vol. 13. № 4. P. 1—15. DOI:10.1371/journal.pone.0193700

  18. Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset / C.H. Cheung, R. Bedford, I.R. Saez De Urabain, A. Karmiloff-Smith, T.J. Smith // Scientific Reports. 2017. Vol. 7. Article ID 46104. 18 p. DOI:10.1038/srep46104

  19. Designing Video Games for Nutrition Education: A Participatory Approach / C. Leong, V. Liesaputra, C. Morrison, P. Parameswaran, D. Grace, D. Healey, L. Ware, O. Palmer, E. Goddard, L.A. Houghton // Journal of Nutrition Education and Behavior. 2021. Vol. 53. № 10. P. 832—842. DOI:10.1016/j.jneb.2021.07.001

  20. Digital media: Promoting healthy screen use in school-aged children and adolescents / Canadian Paediatric Society, Digital Health Task Force, Ottawa, Ontario // Paediatrics & Child Health. 2019. Vol. 24. № 6. P.402—408. DOI:10.1093/ pch/pxz095

  21. Dinet J., Bauchet C., Hoareau L. Collaborative Game Design with Children with Hemophilia as a Tool for Influencing Opinions about Physical Activity at School // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12. № 4. P. 159—171. DOI:10.11621/pir.2019.0410

  22. Domingues-Montanari S. Clinical and psychological effects of excessive screen time on children // Journal of Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 53. № 4. P. 333—338. DOI:10.1111/jpc.13462

  23. Effect of COVID-19-Related Home Confinement on Sleep Quality, Screen Time and Physical Activity in Tunisian Boys and Girls: A Survey / R. Abid, A. Ammar, R. Maaloul, N. Souissi, O. Hammouda // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 6. Article ID 3065. 12 p. DOI:10.3390/ijerph18063065

  24. Effect of television viewing at mealtime on food intake after a glucose preload in boys / N. Bellissimo, P.B. Pencharz, S.G. Thomas, G.H. Anderson // Pediatric Research. 2007. Vol. 61. № 6. P. 745—749. DOI:10.1203/pdr.0b013e3180536591

  25. Excessive Screen Media Use in Preschoolers Is Associated with Poor Motor Skills / E. Felix, V. Silva, M. Caetano, M.V.V. Ribeiro, T.M. Fidalgo, F.R. Neto, Z.M. Sanchez, P.J. Surkan, S.S. Martins, S.C. Caetano // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2020. Vol. 23. № 6. P. 418—425. DOI:10.1089/cyber.2019.0238

  26. Fadzil A. Factors Affecting the Quality of Sleep in Children // Children. 2021. Vol. 8. № 2. Article ID 122. 8 p. DOI:10.3390/children8020122

  27. Garrison M.M., Liekweg K., Christakis D.A. Media use and child sleep: the impact of content, timing, and environment // Pediatrics. 2011. Vol. 128. № 1. P. 29—35. DOI:10.1542/peds.2010-3304

  28. Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: A systematic literature review // Sleep Medicine Reviews. 2015. Vol. 21. P. 50—58. DOI:10.1016/j.smrv.2014.07.007

  29. Head, trunk and arm posture amplitude and variation, muscle activity, sedentariness and physical activity of 3 to 5 year- old children during tablet computer use compared to television watching and toy play / E.K. Howie, P. Coenen, A. Campbell, S. Ranelli, L. Straker // Applied Ergonomics. 2017. Vol. 65. P. 41—50. DOI:10.1016/j.apergo.2017.05.011

  30. Hu R., Zheng H., Lu C. The Association Between Sedentary Screen Time, Non-screen-based Sedentary Time, and Overweight in Chinese Preschool Children: A Cross-Sectional Study // Frontiers in Pediatrics. 2021. Vol. 9. Article ID 767608. 7 p. DOI:10.3389/fped.2021.767608

  31. Impact of television on the quality of sleep in preschool children / P.E. Brockmann, B. Diaz, F. Damiani, L. Villarroel, F. Núñez, O. Bruni // Sleep Medicine. 2016. Vol. 20. P. 140—144. DOI:10.1016/j.sleep.2015.06.005

  32. Körperlich-sportliche Aktivität und Nutzungelektronischer Medienim Kindes- und Jugendalter: Ergebnisse der KiGGS-Studie — Erste Folgebefragung (KiGGSWelle 1) [Physical activity and electronic media use in children and adolescents: results of the KiGGS study: first follow-up (KiGGS wave 1)] / K. Manz, R. Schlack, C. Poethko-Müller, G. Mensink, J. Finger, T. Lampert // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2014 Vol. 57. № 7. P. 840—848. DOI:10.1007/s00103-014-1986-4

  33. Mazarello Paes V., Ong K.K., Lakshman R. Factors in uencing obesogenic dietary intake in young children (0-6 years): systematic review of qualitative evidence // BMJ Open. 2015. Vol. 5. № 9. Article ID e007396. 9 p. DOI:10.1136/ bmjopen-2014-007396

  34. McArthur B.A., Tough S., Madigan S. Screen time and developmental and behavioral outcomes for preschool children // Pediatric Research. 2021. Vol. 91. № 6. P. 1616—1621. DOI:10.1038/s41390-021-01572-w

  35. Media and young minds: Council on Communications and Media / Council on communications and media, D. Hill, N. Ameenuddin, Y. (Linda) Reid Chassiakos, C. Cross, J. Hutchinson, A. Levine, R. Boyd, R. Mendelson, M. Moreno, W.S. Swanson // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5. Article ID e20162591. 6 p. DOI:10.1542/peds.2016-2591

  36. Moorman J.D., Harrison K. Beyond access and exposure: implications of sneaky media use for preschoolers’ sleep behavior // Health communication. 2019. Vol. 34. № 5. P. 529—536. DOI:10.1080/10410 236.2017.1422103

  37. MyPlate picks: development and initial evaluation of feasibility, acceptability, and impact of an educational exergame to help promote healthy eating and physical activity in children / L. Ruggiero, E.D. Seltzer, D. Dufelmeier, A.M. Montoya, P. Chebli // Games for Health Journal. 2020. Vol. 9. № 3. P. 197—207. DOI:10.1089/g4h.2019.0056

  38. Nathanson A.I., Beyens I. The relation between use of mobile electronic devices and bedtime resistance, sleep duration, and daytime sleepiness among preschoolers // Behavioral Sleep Medicine. 2018. Vol. 16. № 2. P. 202—219. DOI:10.1080/ 15402002.2016.1188389

  39. Pagani L.S., Fitzpatrick C., Barnett T.A. Early childhood television viewing and kindergarten entry readiness // Pediatric Research. 2013. Vol. 74. № 3. P. 350—355. DOI:10.1038/pr.2013.105

  40. Parent-related mechanisms underlying the social gradient of childhood overweight and obesity: A systematic review / P. Mech, M. Hooley, H. Skouteris, J. Williams // Child: Care, Health and Development. 2016. Vol. 42. № 5. P. 603—624. DOI:10.1111/cch.12356

  41. Predictors of shorter sleep in early childhood / L. McDonald, J. Wardle, C.H. Llewellyn, C.H.M. van Jaarsveld // Sleep Medicine. 2014. Vol. 15. № 5. P. 536—540. DOI:10.1016/j.sleep.2014.01.005

  42. Relationship of Gadget Use with Sleep Quality in Pandemy Covid-19 in School Age Children in State Elementary School Goa Jereweh District West Sumbawa / E. Pratiwi, L. Ananda, B. Rispawati, R. Safitri // STRADA Jurnal Ilmiah Kesehatan. 2020. Vol. 9. № 2. P. 1680—1686. DOI:10.30994/sjik.v9i2.497

  43. Russell C.G., Russell A. “Food” and “non-food” self-regulation in childhood: A review and reciprocal analysis // International Journal of Behavioral Nutition and Physical Activity. 2020. Vol. 17. Article ID 33. 19 p. DOI:10.1186/s12966- 020-00928-5

  44. School-Based Interventions for Promoting Physical Activity Using Games and Gamification: A Systematic Review Protocol / R.G. Saucedo-Araujo, P. Chillón, I.J. Pérez-López, Y. Barranco-Ruiz // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 14. Article ID 5186. 11 p. DOI:10.3390/ijerph17145186

  45. Screen time use impacts low‐income preschool children’s sleep quality, tiredness, and ability to fall asleep / N.A. Waller, N. Zhang, A.H. Cocci, C. D’Agostino, S. Wesolek-Greenson, K. Wheelock, L.P. Nichols, K. Resnicow // Child: Care, Health and Development. 2021. Vol. 47. № 5. P. 618—626. DOI:10.1111/cch.12869

  46. Screen-based sedentary behavior and associations with functional strength in 6—15 year-old children in the United States / L.R. Edelson, K.C. Mathias, V.L. Fulgoni 3rd, L.G. Karagounis // BMC Public Health. 2016. Vol. 16. Article ID 116. 10 p. DOI:10.1186/s12889-016-2791-9

  47. Sleep duration in preschool children and impact of screen time / Q.-Y. Lan, K.C. Chan, K.N. Yu, N.Y. Chan, Y.K. Wing, A.M. Li, C.T. Au // Sleep Medicine. 2020. Vol. 76. P. 48—54. DOI:10.1016/j.sleep.2020.09.024

  48. Sleep Duration, Restfulness, and Screens in the Sleep Environment / J. Falbe, K.K. Davison, R.L. Franckle, C. Ganter, S.L. Gortmaker, L. Smith, T. Land, E.M. Taveras // Pediatrics. 2015. Vol. 135. № 2. P. e367—e375. DOI:10.1542/ peds.2014-2306

  49. Sleep, screen time and behaviour problems in preschool children: an actigraphy study / M. Kahn, O. Schnabel, M. Gradisar, G.S. Rozen, M. Slone, N. Atzaba-Poria, L. Tikotzky, A. Sadeh // European Child and Adolescent Psychiatry. 2021. Vol. 30. P. 1793—1802. DOI:10.1007/s00787-020-01654-w

  50. Sociodemographic Predictors of Changes in Physical Activity, Screen Time, and Sleep among Toddlers and Preschoolers in Chile during the COVID-19 Pandemic / N. Aguilar-Farias, M. Toledo-Vargas, S. Miranda-Marquez, A. Cortinez- O’Ryan, C. Cristi-Montero, F. Rodriguez-Rodriguez, P. Martino-Fuentealba, A.D. Okely, B. del Pozo Cruz // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 1. Article ID 176. 13 p. DOI:10.3390/ ijerph18010176

  51. Sorrie M.B., Yesuf M.E., Gebremichael T.G. Overweight/Obesity and associated factors among preschool children in Gondar City, Northwest Ethiopia: A cross-sectional study // PLoS ONE. 2017. Vol. 12. № 8. Article ID e0182511. 13 p. DOI:10.1371/journal.pone.0182511

  52. Stiglic N., Viner R.M. Effects of screentime on the health and well-being of children and adolescents: a systematic review of reviews // BMJ Open. 2019. Vol. 9. Article ID e023191. 15 p. DOI:10.1136/bmjopen-2018-023191

  53. Tahir M.J., Willett W., Forman M.R. The Association of Television Viewing in Childhood with Overweight and Obesity Throughout the Life Course // American Journal of Epidemiology. 2018. Vol. 188. № 2. P. 282—293. DOI:10.1093/aje/kwy236

  54. Takeuchi L.M. Families Matter: Designing Media for a Digital Age. New York: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop, 2011. 64 p.

  55. Television viewing, bedroom television, and sleep duration from infancy to mid-childhood / E.M. Cespedes, M.W. Gillman, K. Kleinman, S.L. Rifas-Shiman, S. Redline, E.M. Taveras // Pediatrics. 2014. Vol. 133. № 5. P. e1163— e1171. DOI:10.1542/peds.2013-3998

  56. Television-viewing time and dietary quality among U.S. children and adults / S.B. Sisson, C.M. Shay, S.T. Broyles, M. Leyva // American Journal of Preventive Medicine. 2012. Vol. 43. № 2. P. 196—200. DOI:10.1016/j.amepre.2012.04.016

  57. The kids obesity prevention program: cluster randomized controlled trial to evaluate a serious game for the prevention and treatment of childhood obesity / I. Mack, N. Reiband, C. Etges [et al.] // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22. № 4. Article ID e15725. 18 p. DOI:10.2196/15725

  58. The mediating role of the home environment in relation to parental educational level and preschool children’s screen time: a cross-sectional study / S. M tt , R. Kaukonen, H. Veps l inen, E. Lehto // BMC Public Health. 2017. Vol. 17. № 1. Article ID 688. 11 p. DOI:10.1186/s12889-017-4694-9

  59. The relationship between screen time, nighttime sleep duration, and behavioural problems in preschool children in China / X. Wu, S. Tao, E. Rutayisire, Y. Chen, K. Huang, F. Tao // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 5. P. 541—548. DOI:10.1007/s00787-016-0912-8

  60. The Relationships between Screen Use and Health Indicators among Infants, Toddlers, and Preschoolers: A Meta- Analysis and Systematic Review / C. Li, G. Cheng, T. Sha, W. Cheng, Y. Yan // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 19. Article ID 7324. 19 p. DOI:10.3390/ijerph17197324

Информация об авторах

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Чичинина Елена Алексеевна, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7220-9781, e-mail: alchichini@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 576
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 215
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5