Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 124Рубрики 53Авторы 9571Новости 1884Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Современная зарубежная психология

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

3 место — направление «Психология»

2,013 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,040 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Виртуальная реальность и образование 101

|

Хозе Е.Г.
кандидат психологических наук, заведующий лабораторией экспериментальной и практической психологии, доцент кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ МИП), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9355-1693
e-mail: house.yu@gmail.com

Аннотация

В статье представлен теоретический обзор и результаты научных исследований, образовательной виртуальной реальности, представленные в зарубежных и отечественных публикациях. Обсуждаются теоретические и методологические проблемы, поднимаемые в парадигме виртуальной образовательной онтологии. Выделяются подходы и модели виртуального образования, и их взаимосвязь с формами обучения, предлагаемые зарубежными исследователями. Дается философское и онтологическое обоснование положений виртуального образования, выделяются виды и уровни виртуальной реальности, представленные в работах отечественных исследователей. Обзор результатов исследований раскрыл проработанность иммерсивных свойств виртуальной реальности и показал, что выраженность чувства присутствия зависит от эффективности когнитивных контрольных функций, качества виртуальной реальности и уровня погружения. Исследование факторов учебной мотивации позволили автору предложить инструменты для мотивационного проектирования и регуляции гемификационных техник, способствующих повышению уровня успеваемости. Разработанные отечественными исследователями виртуальные программы обучения, по результатам тестирования, показали улучшение ответов у слабо успевающих учащихся на 40—50%, а у отличников и одаренных на 100%. Полученные результаты убедительно свидетельствуют о положительном влиянии виртуального образования на успеваемость.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено в рамках госзадания Министерства просвещения РФ № 730000Ф.99.1.БВ09АА00006 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

Благодарности

Автор благодарит за помощь в организации исследования научного руководителя проекта В.В. Селиванова.

Фрагмент статьи

Продвинутые информационные технологии и инновации в форме виртуальной реальности (VR), стали новой парадигмой в образовании. В работе отечественных авторов отмечается, что VR является новой онтологией, — это новое бытие современного человека, которое приводит к погружению личности в информационную среду с возможностью осуществления действий с виртуальными объектами.

Литература
  1. Барабанщиков В.А., Селиванов В.В. Взаимодействие личности и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация /под ред. Барабанщикова В.А., Селиванова В.В. (монография). М: Универсум, 2019. 430 с.
  2. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
  3. Ермаков С.С. Современные технологии электронного обучения: анализ влияния методов геймификации на вовлеченность учащихся в образовательный процесс // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. C. 47—58. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090304
  4. Психология виртуальной реальности /под ред. Селиванова В.В. (учебное пособие). Смоленск: Издательство СмолГУ, 2015. 152 с.
  5. Величковский Б.Б., Гусев А.Н., Виноградова В.Ф., Арбекова О.А. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах // Экспериментальная психология, 2016. Том 9. № 1. С. 5—20. doi: 10.17759/exppsy.2016090102
  6. Aczél P. (2017a). Virtuális valóság az oktatásban — Ment-e a VR által az oktatás elébb? Információs társadalom 2017/4. (In press) http://informaciostarsadalom.infonia.hu/ index.php/inftars
  7. Aczél P. (2017b). Beyond persuasion — Rhetoric in a virtual world. In: Benedek, A. and Veszelszki, Á.: Virtual reality — Real visuality. Virtual, visual, veridical. Visual Learning (P. 29—40). Vol. 7. Peter Lang: Frankfurt am Main.
  8. Bamford A. (2011). LiFE: Learning in future education evaluation of innovation in learning using emerging technologies (White paper).
  9. BBC (2016, April 1). http://www.bbc.com/news/technology-35220974, Ibt 2016/01/04: http://ibtimes.co.uk/ces-2016- nvidia-says-computers-today-are-not-powerful-enough-run-virtual-reality-games-1535957
  10. Bell M. (2008). Toward a definition of ’virtual worlds’. Journal of Virtual Worlds Research, 1 (1), 1—5.
  11. Bricken W. (1990). Learning in virtual reality. Human Interface Technology Laboratory. Seattle, WA. WEB: https:// files.eric.ed.gov/fulltext/ED359950.pdf
  12. Brill L. (1993). Metaphors for the traveling cybernaut. Virtual Reality World, 1 (1), q—s.
  13. Bruner J. (1990). The acts of meaning. Harvard University Press: Cambridge, MA.
  14. Bruner J. The act of discovery. Harvard Educational Review, 31 (1961). P. 21—32.
  15. Burdea G., & Coiffet P. (2003). Virtual reality technology, 2nd ed. Wiley and Sons: Hoboken NJ.
  16. Vigotszkij L.Sz. (1971). A magasabb pszichikus funkciók fejlődése. Gondolat Kiadó: Budapest.
  17. Vygotsky L.S. (1978). Mind and society: The development of higher mental processes. Harvard University Press: Cambridge, MA.
  18. Coelho C., Tichon J.G., Hine T.J., Wallis G.M., Riva G. (2006). Media presence and inner presence: The sense of presence in virtual reality technologies. In: Riva, G., Anguera, M. T., Wiederhold, B. K., Mantovani, F. (Eds.): From communication to presence: Cognition, emotions and culture towards the ultimate communicative experience (25—45). IOS Press: Amsterdam.
  19. Csótó M. (2017). Aki (információ)szegény, az a legszegényebb? Az információs szegénység megjelenési formái. Információs Társadalom, XVII. évf. (2017) 2. P. 8—29.
  20. Dawley L. (2009). Social network knowledge construction: Emerging virtual world pedagogy. On The Horizon, 17 (2). P. 109—121.
  21. Dawley L., & Dede C. (2017). situated learning in virtual worlds and immersive simulated. In: Spector M.J., Merrill D.M., Elen, J., Bishop, M. J. (Eds.): Handbook of research on educational communications and technology (P. 723—734) (4th ed.). Springer: New York, NY.
  22. Dede C.J., Jacobson J., & Richards J. (2017). Introduction: Virtual, augmented, and mixed realities in education. In: Liu D., Dede C., Huang R., Richards J.: Virtual, augmented and mixed realities in education (P. 1—16). Springer: Singapore.
  23. de Freitas S., Rebolledo-Mendez G., Liarokapis F., Majoulas, G., Poulovassilis, A. (2010). Learning as immersive experiences: Using the four-dimensional framework for designing and evaluating immersive learning experiences in a virtual world. British Journal of Educational Technology. 41 (1). P. 69—85.
  24. Dewey J. (1916). Democracy and education: An introduction to the philosophy of education. The Macmillan Company: New York, NY.
  25. Driscoll M. (2000). Psychology of learning for instruction, Allyn & Bacon: Needham Heights, MA. Perspectives of Innovations, Economics & Business, Volume 17, Issue 1, 2017 VIRTUAL REALITY AND EDUCATION — WORLD OF TEACHCRAFT?
  26. Dunleavy M., Dede C., Mitchell R. (2009). Affordances and limitations of immersive participatory augmented reality simulated for teaching and learning. Journal of Science Education and Technology. 18 (1). P. 7—22.
  27. Fogg B.J. (2003). Persuasive technology. Using computers to change what we think and do. Morgan Kaufmann-Elsevier: New York, NY.
  28. Hew K.F., & Cheung W.S. (2010). Use of three-dimensional (3-D) immersive virtual worlds in K-12 and higher education settings: A review of the research. British Journal of Educational, Technology. 41 (1). P. 33—55.
  29. KALLIDUS (2017). Study into the use of virtual reality. https://www.kallidus.com/vr-study-pr/
  30. Kolb D.A. (1984). Experiential learning: Experience as the source of learning and development. Prentice Hall: Englewood Cliffs, NJ.
  31. Kuksa I., & Childs M. (2014). Making sense of space. The design and experience of virtual spaces as a tool for communication. Chandos — Elsevier: Oxford.
  32. Lanier J. (1992). Virtual reality: The promise of the future”. Interactive Learning International. 8. P. 275—279.
  33. Lave J., & Wenger E. (1991). Situated learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge University Press: Cambridge.
  34. Leetaru K. (2017). Why 2016 was not the year of virtual reality, https://www.forbes.com/ sites/kalevleetaru/2017/01/09/ why-2016-was-not-the-year-of-virtual-reality/#3b6efb8c58c5
  35. Liu D., Bhagat K.K., Gao Y., Chang T.W., Huang R. (2017). The potentials and trends of virtual reality in education. A bibliometric analysis on top research studies in the last two decades. In: Liu, D.- Dede, C. — Huang, R. — Richards, J.: Virtual, Augmented and Mixed Realities in Education (pp. 105—130). Springer: Singapore.
  36. McLellan H. (2004). Virtual realities. In: Jonassen, D. H. (ed.): Handbook of research on educational communications and technology. P. 461—497. Lawrence Erlbaum Associates: Mahwah, NJ.
  37. Miller N., & Boud D. (1996). Animating learning from experience. In: Boud D. — Miller N. (eds.), Working with Experience: Animating Learning. Routledge: London.
  38. Minocha S. (2015). The state of virtual reality in education — Shape of things to come. International Journal of Engineering Research. 4 (11). P. 596—598.
  39. Morris Chris (2015). Is 2016 the year of virtual reality? Fortune 4 Dec.: http://fortune.com/2015/12/04/2016-the-year-of-virtual-reality/
  40. Nyíri K. (2012). Images in conservative education. In: Benedek, A., Nyíri, K. (Eds.): How to do things with pictures: Skill, practice, performance. Series Visual Learning, Vol. 3. P. 191—207.
  41. Papagiannidis S. Bourlakis M. Li F. (2008). Making real money in virtual worlds: MMORPGs and emerging business opportunities, challenges and ethical implications in metaverses. Technological Forecasting and Social Change. 75 (5). P. 610—622.
  42. Piaget J. (1957). Construction of reality in the child. London: Routledge & Kegan Paul.
  43. Piaget J. (1936). Origins of intelligence in the child. Routledge & Kegan Paul: London.
  44. Rheingold H. (2016). Foreword. In: Corneli J., & Danoff C.J., The peeragogy handbook, V. 3. Pierce Press: Arlington MA: i—v. WEB: http://peeragogy.github.io/
  45. Rheingold H. (2014). Q&A: Howard Rheingold on using technology to take learning into our own hands. In: Ray B., Jackson S., Cupaiuolo C. (eds.): Leading thinkers: Digital media & learning. MacArthur Foundation Digital.
  46. Richter J., & Dawley L. (2010). Creating context for educational research in virtual worlds: An invitation to dialogue. International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulated, 2 (1), i—xi. Perspectives of Innovations, Economics & Business, Volume 17, Issue 1, 2017 VIRTUAL REALITY AND EDUCATION — WORLD OF TEACHCRAFT?
  47. Riva G., Dakanalis A., Mantovani F. (2015). Leveraging psychology of virtual body for health and wellness. In: Sunder S.S. (ed.): The handbook of the psychology of communication technology (pp. 528—547). Chichester: Wiley-Blackwell.
  48. Stapleton C., Hughes C., Moshell M., Micikevicius P., & Altman M. (2002). Applying mixed reality to entertainment. Computer. 35 (12). P. 122—124.
  49. Samsung-GfK (2015). Teaching tech to teachers. https://www.slideshare.net/ SamsungBusinessUSA/survey-shows-need-for-professional-development-to-power-classroom-success
  50. Samsung-GfK (2016). Is virtual reality ready for the classroom? https://insights.samsung.com/ 2016/ 06/27/teachers-ready-for-virtual-reality-in-education/
  51. Sherman W.R., & Craig A.B. (2003). Understanding virtual reality: Interface, application and design. Morgan Kaufmann-Elsevier: San Francisco, CA.
  52. Stapleton C., Hughes C., Moshell M., Micikevicius P., & Altman M. (2002). Applying mixed reality to entertainment. Computer. 35 (12). P. 122—124.
  53. Seligman M.E., Railton P., Baumeister R.F., Sripada C. (2016). Homo prospectus, Oxford University Press: New York, NY.
  54. Swift R., & Allatt D. (2016). Virtual reality in education: Oculearning: Our path to reality. Amazon, Kindle Edition.
  55. Thompson J.B. (1995). The media and modernity. A social theory of the media. Stanford University Press: Stanford, CA.
  56. UNIMERSIV (2016). The state of virtual reality for education. https://unimersiv.com/the-state-of-virtual-reality-for-education/
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика