Специфика изучения игрового процесса в видеоиграх и его связи с агрессией в зарубежных исследованиях

16

Аннотация

Рассматривается проблема построения исследования увлеченности видеоиграми и агрессии. В качестве возможного пути преодоления существующих противоречий в результатах исследований представляется важным изучать указанную связь с учетом особенностей игровой деятельности. Это обусловлено тем, что видеоигра не является точной моделью реальной действительности. Она основана на иной, существенно упрощенной системе правил, и обладает условным характером. Таким образом, подчеркивается важность сбора информации о психологическом аспекте игрового процесса, в частности, об особенностях рефлексии игрового опыта и об особенностях поведения в игре. Цель настоящего обзора — выявить специфику построения исследований, направленных на изучение проблемы реализации игрового процесса в видеоиграх и агрессии в соотношении со спецификой игровой деятельности. В немногочисленных публикациях, уделяющих внимание психологической составляющей игрового процесса, часто рассматриваются ее отдельные аспекты (восприятие фрустрирующих игровых событий, реалистичность игрового пространства и вовлеченность в игровой контекст) без учета специфики игры. В дальнейших исследованиях планируется подробнее остановиться на изучении специфики переработки получаемого игрового опыта и его отражения на избираемых тактиках игры.

Общая информация

Ключевые слова: видеоигры, агрессия, игровая деятельность, игровой процесс, рефлексия игрового опыта

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024000001

Благодарности. Автор выражает благодарность своему научному руководителю Н.В. Богданович за рекомендации по подготовке содержания статьи

Получена: 15.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Пономарева Е.С. Специфика изучения игрового процесса в видеоиграх и его связи с агрессией в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. DOI: 10.17759/jmfp.2024000001

Литература

  1. Вылегжанина С.Ю. О соотношении категорий «Активность» и «Деятельность» в психолого-педагогических исследованиях // Экономика образования. 2013. № 3. С. 112—116.
  2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 338 с.
  3. Кравцова Е.Е., Максимов А.А. Чему мешает и чему помогает игра // Образовательная политика. 2014. № 4(66). С. 31—43.
  4. Пономарева Е.С. Видеоигра как исследовательский инструмент. Экспертные оценки видеоигр [Электронный ресурс] // Психология и Психотехника. 2024. № 1. С. 179—195. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70080 (дата обращения: 06.07.2024). DOI:10.7256/2454-0722.2024.1.70080
  5. Пономарева Е.С. Видеоигры и агрессия: обзор зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 3. С. 169—199. DOI:10.11621/vsp.2022.03.09
  6. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Аксиологический и методологический анализ народных игр // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. C. 22—38. DOI:10.17759/psyedu.2021130402
  7. Alshehri A.G., Mohamed A.M.A.S. The relationship between electronic gaming and health, social relationships, and physical activity among males in Saudi Arabia // American Journal of Men’s Health. 2019. Vol. 13. № 4. P. 1—6. DOI:10.1177/155798831987351
  8. Angham T., Saleh J. Using Wordscapes game as a tool to develop EFL learners’ vocabulary repertoire // Journal of the College of Basic Education. 2019. Vol. 25. № 105. P. 129—147.
  9. APA Resolution on Violent Video Games [Электронный ресурс] / the APA Council of Representatives // American Psychological Association. 2020. 3 p. URL: https://www.apa.org/about/policy/resolution-violent-video-games.pdf (дата обращения: 06.07.2024).
  10. Ash E. Priming or proteus effect? Examining the effects of avatar race on in-game behavior and post-play aggressive cognition and affect in video games // Games and Culture. 2016. Vol. 11. № 4. P. 422—440. DOI:10.1177/1555412014568870
  11. Batty S. A Positive side of violent video game play: The negative correlation between violent video game play and violent crime // University of Saskatchewan Undergraduate Research Journal. 2020. Vol. 6. № 3. P. 1—10. DOI:10.32396/usurj.v7i1.473
  12. Bushman B.J., Anderson C.A. Solving the puzzle of null violent media effects // Psychology of Popular Media. 2021. Vol 12(1). P. 1—9. DOI:10.1037/ppm0000361
  13. Comparison of behavioral changes and brain activity between adolescents with internet gaming disorder and student pro-gamers / K.H. Kwak, H.C. Hwang, S.M. Kim, D.H. Han // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 2. 1—12. DOI:10.3390/ijerph17020441
  14. Competence-impeding electronic games and players’ aggressive feelings, thoughts, and behaviors / A.K. Przybylski, E.L. Deci, C.S. Rigby, R.M. Ryan // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 106. № 3. P. 441—457. DOI:10.1037/a0034820
  15. Decreased prefrontal activity during a cognitive inhibition task following violent video game play: a multi-week randomized trial / T.A. Hummer, W.G. Kronenberger, Y. Wang, V.P. Mathews // Psychology of Popular Media Culture. 2019. Vol. 8. № 1. P. 63—75. DOI:10.1037/ppm0000141
  16. Dixit A., Sinha D., Ramachandran H. Effects of video games on executive control, aggression and gaming motivation // BioRxiv. 2021. 16 p. DOI:10.1101/2021.08.15.456380
  17. Elsayed W. Covid-19 pandemic and its impact on increasing the risks of children's addiction to electronic games from a social work perspective // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 12. Article ID e08503. P. 223—236. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e08503
  18. Esposito N.A Short and simple definition of what a videogame is // DiGRA 2005 Conference: Changing Views — Worlds in Play. 2005. 6 p.
  19. Family Media Plan [Электронный ресурс] // American Academy of Pediatrics. URL: https://www.healthychildren.org/English/fmp/Pages/MediaPlan.aspx (дата обращения: 06.07.2024).
  20. Ferguson C.J. Aggressive video games research emerges from its replication crisis (Sort of) // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 36. P. 1—6. DOI:10.1016/j.copsyc.2020.01.002
  21. Ferguson C.J. An evolutionary model for aggression in youth: Rethinking aggression in terms of the Catalyst Model // New Ideas in Psychology. 2023. Vol. 70. P. 1—8. DOI:10.1016/j.newideapsych.2023.101029
  22. Francis H. A study on the positive and negative emotional response of frequent and non- frequent video game players // Psychology | Senior Theses. 2021. Vol. 6. 30 p. DOI:10.33015/dominican.edu/2021.PSY.ST.01
  23. Groves C.L., Plante C., Lishner D.A. The interaction of contextual realism and fantasy tendency on aggressive behavior following violent video game play: An indirect test of violent content effects // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 98. P. 134—139. DOI:10.1016/j.chb.2019.04.006
  24. Halbrook Y.J., O’Donnell A.T., Msetfi R.M. When and how video games can be good: a review of the positive effects of video games on well-being // Perspectives on Psychological Science. 2019. Vol. 14. № 6. P. 1096—1104. DOI:10.1177/1745691619863807
  25. Imran N., Ain Q.U., Hashmi А.M. Video games and violence: the onslaught on young minds // Journal of Postgraduate Medical Institute. 2022. Vol. 36. № 1. P. 1—2. DOI:10.54079/jpmi.36.1.3095
  26. Karlsson K.E. The relationship between anger, aggression and video gaming: BSc in Psychology. Reykjavik, 2019. ID number: 211293-3309. 29 p.
  27. Leibowitz J.A. Protecting play: It’s a matter of life and death // Journal of Infant, Child, and Adolescent Psychotherapy. 2020. Vol. 19. № 2. P. 125—133. DOI:10.1080/15289168.2020.1755085
  28. Media use in school-aged children and adolescents / M.A. Moreno, Y.L.R. Chassiakos, C. Cross [et al.] // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5. P. 1—6. DOI:10.1542/peds.2016-2592
  29. Paleczna M. Computer games as a subject of psychological research — negative and positive aspects of gaming // Replay. The Polish Journal of Game Studies. 2022. Vol. 1. № 9. P. 11—41. DOI:10.18778/2391-8551.09.02
  30. Radetić-Paić M. Video games with violent contents and family resilience factors // International Journal of Innovation and Learning. 2019. Vol. 25. № 3. P. 223—236. DOI:10.1504/IJIL.2019.098883
  31. Schell J. The Art of Game Design: A Book of Lenses. Burlington: Elsevier, 2008. 512 p.
  32. Seenivasan R. An analysis of addiction for violent online game in adolescent: virtual ethnography // The Expression Journal. 2019. Vol. 5. № 2. P. 43—52.
  33. Taxy D. The person or the game: player video game choices for good and evil and context for aggressive behavior: diss. … doctor of psychology. San Francisco, 2017. 80 p.
  34. The link between competitive personality, aggressive and altruistic behaviors in action video game players / S. Pichon, L. Antico, J. Chanal, T. Singer, D. Bavelier // PsyArXiv. 2019. 41 p. DOI:10.31234/osf.io/te83n
  35. Video games, frustration, violence, and virtual reality: Two studies / C.J. Ferguson, A. Gryshyna, J.S. Kim, E. Knowles, Z. Nadeem, I. Cardozo, C. Esser, V. Trebbi, E. Willis // British journal of social psychology. 2021. Vol. 61. № 1. P. 83—99. DOI:10.1111/bjso.12471
  36. Violent Video Games and Aggression: Causal Relationship or Byproduct of Family Violence and Intrinsic Violence Motivation? / C.J. Ferguson, S.M. Rueda, A.M. Cruz, D.E. Ferguson, S. Fritz, S.M. Smith // Criminal justice and behavior. 2008. Vol. 35. № 3. P. 311—332. DOI:10.1177/0093854807311719
  37. Zhu D., Huang S., Wang J. A study of experiencing flow through online games interaction exercise // Current Psychology. 2023. Vol. 43. P. 12522—12534. DOI:10.1007/s12144-023-05273-x
  38. Zinovieva T., Kolot S. Enhancing students' emotional intelligence with game-based learning as an ICT tool // Open educational e-environment of modern University. 2023. № 15. P. 46—61. DOI:10.28925/2414-0325.2023.154

Информация об авторах

Пономарева Екатерина Сергеевна, аспирант, факультет «Юридическая психология», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1899-9807, e-mail: esp_st@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 53
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 53

Скачиваний

Всего: 16
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 16