Успешность совместного решения игровых компьютерных задач учащимися подросткового и юношеского возраста: вклад социального интеллекта

24

Аннотация

Исследование направлено на оценку степени сформированности умственных действий анализа и планирования как основных компонентов теоретического мышления у учащихся младшего подросткового возраста в условиях индивидуального и совместного (в паре с партнером) решения игровых задач с помощью разработанной компьютерной игровой системы «PL-modified». Отдельно оценивались и контролировались такие переменные, как: индивидуальные различия в уровне социального и эмоционального интеллекта, гендерный фактор. Для реализации поставленной задачи было проведено исследование на выборке учеников 5-6-х классов (189 человек). Игровая результативность как показатель развития умственного действия планирования оказалась выше в условиях совместного решения задач независимо от других контролируемых факторов. Также выборка учащихся была разделена на две группы с учетом уровня социального интеллекта, который демонстрировали играющие в парах партнеры. Группу 1 составили испытуемые с одинаковым уровнем интеллекта, а группу 2 – с разным уровнем социального интеллекта. Результаты сравнительного анализа показали, что игровая результативность в парах выше, когда когнитивные возможности игроков равны. Отдельным результатом можно считать вклад социального интеллекта в показатели игровой результативности в парах у мальчиков. Представленные результаты обсуждаются с позиции дальнейших перспектив использования компьютерной системы «PL-modified» в качестве инструмента диагностики умственных действий учащихся младшего подросткового возраста, а также с точки зрения роли изначальных когнитивных возможностей самих игроков. 

Общая информация

Ключевые слова: успешность решения задач, компьютерная игровая система ‘PL-modified’, эмоциональный интеллект., социальный интеллект, эмоциональный интеллект, умственные действия, совместное решение задачи

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023000003

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Государственное задание №073-00110-22-06 от 03.02.2023 г.

Получена: 12.06.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Гаврилова Е.В., Шепелева Е.А., Валуева Е.А., Хуснутдинова М.Р. Успешность совместного решения игровых компьютерных задач учащимися подросткового и юношеского возраста: вклад социального интеллекта // Психологическая наука и образование. DOI: 10.17759/pse.2023000003

Литература

  1. Агеев Н.Я., Дубовик И.А., Калинина Г.И., Конокотин А.В. Обзор исследований социальных взаимодействий с применением окулографического метода // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 2. С. 49–67. DOI:10.17759/psyedu.2023150204
  2. Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 1. С. 37–55. DOI:10.17759/psyedu.2023150103
  3. Видеоигры – и кто в них играет? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Аналитический обзор. 19 августа 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/videoigry-i-kto-v-nikh-igraet (дата обращения 18.07.23).
  4. «Лаборатория Касперского»: каждый десятый российский школьник-геймер уделяет онлайн-играм все свободное время [Электронный ресурс] // Kaspersky. 30 мая 2019. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_laboratoriya-kasperskogo-kazhdyj-desyatyj-rossijskij-shkolnik-gejmer (дата обращения 18.07.23).
  5. Марголис А.А., Гаврилова Е.В., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Войтов В.К., Ермаков С.С., Думин П.Н. Оценка умственных действий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодействия с партнером // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 90–104. DOI:10.17759/chp.2021170209
  6. Рубцова О.В., Саломатова О.В. Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (Часть 1) // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 22–31. DOI:10.17759/chp.2022180303
  7. Рубцова О.В., Саломатова О.В. Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (Часть 2) // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 4. С. 15–26. DOI:10.17759/chp.2022180402
  8. Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В., Рябова И.В., Гаврилова Е.В., Морозова О.А., Соболевская Т.А., Шепелева Е.А., Валуева Е.А., Овсянникова В.В., Мишина И.Б., Титов Н.А., Чернышева Л.А. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы. М.: МГПУ, 2021.
  9. Стоп-игра?! Проблемы российского онлайн-гейминга [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Аналитический обзор. 20 июля 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/stop-igra-problemy-rossiiskogo-onlain-geiminga (дата обращения 18.07.23).
  10. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.
  11. 11. Björkqvist K. Empathy, social intelligence and aggression in adolescent boys and girls // Empathy in mental illness / T.Farrow, P.Woodruff (Ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 76–88. DOI:10.1017/CBO9780511543753.006
  12. 12. Bors D.A., Stokes T.L. Raven’s advanced progressive matrices: norms for first-year university students and the development of a short form // Educational and Psychological Measurement. 1998. Vol. 58. . 3. P. 382–398.
  13. 13. Grossard C., Grynspan O., Serret S., Jouen A.L., Bailly K., Cohen D. Serious games to teach social interactions and emotions to individuals with autism spectrum disorders (ASD) // Computers & Education. 2017. Vol. 113. P. 195-211.
  14. 14. Lee H.R., Jeong E.J., Lee S.J. The effects of game players’ social intelligence on social support and psychosocial problem factors in a 2-wave longitudinal study // Proceedings of the 51st Hawaii International Conference on System Sciences. 2018. P. 1913–1921. Available at: http://hdl.handle.net/10125/50128 (Accessed 15.07.2023)
  15. Mittmann G., Barnard A., Krammer I., Martins D., Dias J. LINA - a social augmented reality game around mental health, supporting real-world connection and sense of belonging for early adolescents // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. 2022. Vol. 6 №. CHI PLAY. Article 242. P. 1-21. DOI:10.1145/3549505
  16. Nebel S., Schneider S., Rey G.D. From duels to classroom competition: social competition and learning in educational videogames within different group sizes // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. P. 384-398. DOI:10.1016/j.chb.2015.09.035
  17. Piper A.M., O'Brien E., Morris M.R., Winograd T. SIDES: a cooperative tabletop computer game for social skills development // Proceedings of the 20th anniversary conference on Computer supported cooperative work CSCW, Banff, Alberta, Canada, November 4-8. 2006. P. 1-10. DOI: 10.1145/1180875.1180877

Информация об авторах

Гаврилова Евгения Викторовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0848-3839, e-mail: gavrilovaev@mgppu.ru

Шепелева Елена Андреевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник сектора «Центр когнитивных исследований цифровой образовательной среды» ЦМИСД, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9867-6524, e-mail: shepelevaea@mgppu.ru

Валуева Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ИПРАН), ведущий научный сотрудник, Центр прикладных психолого- педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3637-287X, e-mail: ekval@list.ru

Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7688-0230, e-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 73
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 24
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1