Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19

80

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлся анализ взаимосвязи копинг-стратегий и удовлетворенности работой у педагогов в условиях дистанционного преподавания в период пандемии COVID-19. В выборку исследования вошли учителя начальных классов из двух крупных регионов РФ (N=313). В качестве основного метода использовался опрос. Анкета включала следующие блоки: общая демографическая информация о респондентах, копинг-стратегии, удовлетворенность работой, технические средства дистанционного обучения, формы поддержки школы, обучающие мероприятия для учителей и прикладные практики. В ходе логистического регрессионного анализа было подтверждено теоретически обоснованное предположение о том, что использование адаптивных копинг-стратегий взаимосвязано с удовлетворенностью работой у педагогов. Копинг-стратегии «Положительная переоценка» и «Отвлечение на приятное занятие» связаны с выделенными компонентами удовлетворенности работой в процессе дистанционного преподавания: поддержка школы (R2=0,493), кооперация с коллегами (R2=0,322), коммуникация с родителями (R2=0,352) и коммуникация с учащимися(R2=0,275). Также была определена связь удовлетворенности работой с такими факторами, как поддержка школы и возможность применения новых практик.

Общая информация

Ключевые слова: копинг-стратегии, удовлетворенность работой, учитель, COVID-19

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023000001

Получена: 06.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Манина В.А., Петракова А.В., Куликова А.А., Орел Е.А., Канонир Т.Н. Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. DOI: 10.17759/pse.2023000001

Литература

1.   Бочарова Е.Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Том 6,  №. 3. С. 253-260. DOI:10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260.

2.   Дмитриева Н.Ю., Качановецкая Н.И. Различные копинг-стратегии преподавателей в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013. №. 3. С. 55-60.

3.   Карданова Е.Ю., Иванова А.Е., Сергоманов П.А., Канонир Т., Антипкина И.В., Кайкы Д. Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37.

4.   Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – Авантитул, 2010. 64 с.

5.   Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. №. 1. DOI:10.17323/1814‐9545‐2021‐1‐93‐114

6.   Рассказова Е., Гордеева Т. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования. 2011. Том 4, №. 17. DOI:10.54359/ps.v4i17.850

7.   Туренко Е.А. Особенности совладания учителей с профессиональным стрессом //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №. 4. С. 186-192.

8.   Уваров А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования // М.: НИУ ВШЭ. 2020. Т. 108.

9.   Чернышов С.А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. 2021. Т. 23. №. 3. С. 131-155. DOI:10.17853/1994-5639-2021-3-131-155

10.            Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Том 24, №. 5. С. 72-81.

11.    Afshar H.S., Doosti M. Investigating the impact of job satisfaction/dissatisfaction on Iranian English teachers' job performance // Iranian Journal of Language Teaching Research, 2016. Vol. 4. No. 1. P. 97-115.

12.    Aulén A., Pakarinen E., Feldt, T., Lerkkanen M. Teacher coping profiles in relation to teacher well-being: A mixed method approach // Teaching and Teacher Education, 2021. Vol. 102. P. 103323. DOI:10.1016/j.tate.2021.103323

13.    Baluyos G., Rivera H., Baluyos, E. Teachers’ job satisfaction and work performance // Open Journal of Social Sciences, 2019. Vol. 7. No. 08. P. 206.  DOI:10.4236/jss.2019.78015.

14.    Blume C. German teachers’ digital habitus and their pandemic pedagogy // Postdigital Science and Education, 2020. Vol. 2. No. 3. P. 879-905. DOI:10.1007/s42438-020-00174-9

15.    Cerit Y. The effects of servant leadership behaviours of school principals on teachers’ job satisfaction // Educational Management Administration & Leadership, 2009. Vol. 37. No. 5. P. 600-623. DOI:10.1177/1741143209339650

16.    Ellis W.E., Dumas T.M., Forbes L.M. Physically isolated but socially connected: Psychological adjustment and stress among adolescents during the initial COVID-19 crisis // Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 2020. Vol. 52. No. 3. P. 177. DOI:10.1037/cbs0000215

17.    Golden T.D. Applying technology to work: Toward a better understanding of telework // Organization Management Journal, 2009. Vol. 6. No. 4. P. 241-250. DOI:0.1057/omj.2009.33

18.    Jakubowski TD., Sitko-Dominik M.M. Teachers’ mental health during the first two waves of the COVID-19 pandemic in Poland // PloS one, 2021. Vol. 16. No. 9. P. e0257252. DOI:10.1371/journal.pone.0257252

19.    Kim L.E., Asbury K. ‘Like a rug had been pulled from under you’: The impact of COVID‐19 on teachers in England during the first six weeks of the UK lockdown // British Journal of Educational Psychology, 2020. Vol. 90. No. 4. P. 1062-1083. DOI:10.1111/bjep.12381

20.    Klassen R.M., Chiu M.M. Effects on teachers' self-efficacy and job satisfaction: Teacher gender, years of experience, and job stress // Journal of educational Psychology, 2010. Vol. 102. No. 3. P. 741. DOI:10.1037/a0019237

21.    Klusmann U. et al. Engagement and emotional exhaustion in teachers: Does the school context make a difference? // Applied Psychology, 2008. Vol. 57. P. 127-151. DOI:10.1111/j.1464-0597.2008.00358.x.

22.    Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. McGraw-Hill, New York, 1966. P. 466

23.    Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. Springer publishing company, 1984. P. 444

24.    MacIntyre P.D., Gregersen T., Mercer S. Language teachers’ coping strategies during the Covid-19 conversion to online teaching: Correlations with stress, wellbeing and negative emotions // System, 2020. Vol. 94. P. 102352. DOI:10.1016/j.system.2020.102352

25.    Madigan D.J., Kim L.E. Does teacher burnout affect students? A systematic review of its association with academic achievement and student-reported outcomes // International journal of educational research, 2021. Vol. 105. P. 101714. DOI:10.1016/j.ijer.2020.101714

26.    Mansfield C.F. et al. Building resilience in teacher education: An evidenced informed framework // Teaching and teacher education, 2016. Vol. 54. P. 77-87. DOI:10.1016/j.tate.2015.11.016

27.    Moè A., Pazzaglia F., Ronconi L. When being able is not enough. The combined value of positive affect and self-efficacy for job satisfaction in teaching // Teaching and teacher education, 2010. Vol. No. 5. P. 1145-1153.

28.    Montgomery C., Rupp A.A. A meta-analysis for exploring the diverse causes and effects of stress in teachers // Canadian Journal of Education/Revue canadienne de l'éducation, 2005. P. 458-486.  DOI:10.2307/4126479

29.    Moorhouse B.L., Lee J., Herd S. Providing remote school-based professional support to teachers during school closures caused by the COVID-19 pandemic // Learning: Research and Practice, 2021. Vol. 7. No. 1. P. 5-19. DOI: 10.1016/j.tate.2010.02.010

30.    Olsen AA., Huang F.L. Teacher Job Satisfaction by Principal Support and Teacher Cooperation: Results from the Schools and Staffing Survey // Education Policy Analysis Archives, 2019. Vol. 27. No. 11. P. 1-31

31.    Orhan M.A., Rijsman J.B., Van Dijk G.M. Invisible, therefore isolated: Comparative effects of team virtuality with task virtuality on workplace isolation and work outcomes // Revista de Psicología del Trabajo y de las Organizaciones, 2016. Vol. 32. No. 2. P. 109-122.  DOI:10.1016/j.rpto.2016.02.002

32.    Pavlidou K., Alevriadou A., Antoniou A.S. Professional burnout in general and special education teachers: the role of interpersonal coping strategies // European Journal of Special Needs Education, 2022. Vol. 37. No.  2. P. 191-205. DOI:10.1080/08856257.2020.1857931

33.    Petrakova, A.V., Kanonire, T.N., Kulikova, A.A., Orel, E. A. Teachers under stress during the COVID-19 pandemic: analysis of a successful case // MCU Journal of Pedagogy and Psychology. 2021. №. 4(58).  pp. 90–104. DOI:10.25688/2076- 9121.2021.58.4.05

34.    Rafferty A.E., Griffin M.A. Job satisfaction in organizational research // The Sage handbook of organizational research methods, 2009. P. 776.

35.    Schonfeld I.S., Bianchi R., Luehring-Jones P. Consequences of job stress for the mental health of teachers // Educator stress. Springer, Cham, 2017. P. 55-75.

36.    Skaalvik E.M., Skaalvik S. Teacher job satisfaction and motivation to leave the teaching profession: Relations with school context, feeling of belonging, and emotional exhaustion //Teaching and teacher education, 2011. Vol. 27. No. 6. P. 1029-1038. DOI:10.1016/j.tate.2011.04.001

37.    Sokal L., Trudel L.E., Babb J. Canadian teachers’ attitudes toward change, efficacy, and burnout during the COVID-19 pandemic // International Journal of Educational Research Open, 2020. Vol. 1. P. 100016.  DOI: 10.1016/j.ijedro.2020.100016.

38.    Szabó É. et al. Facing the Inevitable: The Effects of Coronavirus Disease Pandemic and Online Teaching on Teachers’ Self-Efficacy, Workload and Job Satisfaction // European Journal of Educational Research, 2022. Vol. 11. No. 1. P. 151-162. DOI:10.1016/j.tate.2021.103323

39.    Toropova A., Myrberg E., Johansson S. Teacher job satisfaction: the importance of school working conditions and teacher characteristics // Educational review, 2021. Vol. 73. №. 1. P. 71-97.DOI: 10.1080/00131911.2019.1705247

40.    Toscano F., Zappalà S. Social isolation and stress as predictors of productivity perception and remote work satisfaction during the COVID-19 pandemic: The role of concern about the virus in a moderated double mediation // Sustainability, 2020. Vol. 12. No. 23. P. 9804. DOI:10.3390/su12239804

41.    Truzoli R., Pirola V., Conte S. The impact of risk and protective factors on online teaching experience in high school Italian teachers during the COVID‐19 pandemic // Journal of computer assisted learning, 2021. Vol. 37. No. 4. P. 940-952. DOI: 10.1111/jcal.12533

42.    Wang H., Lee S.Y., Hall N.C. Coping profiles among Teachers: Implications for Emotions, job Satisfaction, Burnout, and quitting intentions // Contemporary Educational Psychology, 2022. Vol. 68. P. 102030. DOI:10.1016/S1053-4822(02)00045-1

43.    Weiss H.M. Deconstructing job satisfaction: Separating evaluations, beliefs and affective experiences //Human resource management review, 2002. Vol. 12. No. 2. P. 173-194. DOI:10.1016/S1053-4822(02)00045-1

44.    Zandi H. et al. The effectiveness of mindfulness training on coping with stress, exam anxiety, and happiness to promote health // Journal of Education and Health Promotion, 2021. Vol. 10. No. 1. DOI:10.4103/jehp.jehp_616_20

Информация об авторах

Манина Валерия Алексеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник центра психометрики и измерений в образовании, Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4157-0179, e-mail: vmanina@hse.ru

Петракова Анастасия Владимировна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центра психометрики и измерений в образовании, Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9708-5693, e-mail: apetrakova@hse.ru

Куликова Алена Александровна, научный сотрудник центра психометрики и измерений в образовании, Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4296-3521, e-mail: aponomareva@hse.ru

Орел Екатерина Алексеевна, кандидат психологических наук, заведующая проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании центра психометрики и измерений в образовании, Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9100-0713, e-mail: eorel@hse.ru

Канонир Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, доцент Института образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5606-8379, e-mail: tkanonir@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 102
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 80
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5