Психолого-педагогические основы подготовки педагогов к развитию исходных представлений младших школьников (на материале курса «Окружающий мир»)

14

Аннотация

В 2021 году рабочей группой Московского государственного психолого-педагогического университета была разработана методика развития исходных представлений обучающихся до научных понятий на материале курсов «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования. Методика была апробирована в работе со студентами в рамках модуля, нацеленного на развитие готовности будущих учителей к преподаванию основ естествознания. В статье представлены материалы исследования, в котором принимали участие студенты 3 курса программы бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки «Учитель начальных классов» (21 человек, которые были разделены на две подгруппы: экспериментальную – 11 человек, контрольную – 10 человек. Средний балл академической успеваемости каждой подгруппы студентов равен 4,7 по пятибалльной шкале) и обучающиеся 3-х классов средней общеобразовательной школы г. Москвы (51 человек, которые также были разделены на две группы: экспериментальную – 28 человек, контрольную – 23 человека). Уровень естественно-научной грамотности младших школьников измерялся с помощью трехуровневых тематических задач (автор – Е.В. Чудинова). Результаты исследования показали, что использование методики развития исходных естественно-научных представлений младших школьников при подготовке учителя начальных классов влияет на образовательные результаты учащихся, с которыми работают студенты. Отмечается, что студенты, которые проектировали уроки с использованием методики развития исходных естественно-научных представлений младших школьников, особое внимание уделяли не только правильным ответам учащихся, но и ошибочным суждениям. Это помогало им в организации учебной дискуссии. Подчеркивается, что ошибочное суждение может стать инструментом умственного развития младшего школьника.

Общая информация

Ключевые слова: младшие школьники, учителя, студенты, методика преподавания, окружающий мир, научные понятия, представления, диалог

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140406

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № 073-00110-22-02 «Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач».

Получена: 09.12.2022

Для цитаты: Санина С.П., Расторгуева М.Д. Психолого-педагогические основы подготовки педагогов к развитию исходных представлений младших школьников (на материале курса «Окружающий мир») [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. DOI: 10.17759/psyedu.2022140406

Литература

1.      Выготский Л.С. Педология подростка: собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

2.      Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1. С. 5–19.

3.      Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б. Некоторые дефициты базовых предметных компетенций выпускников бакалавриата педагогического вуза // Деятельностный подход в образовании / Под ред. И.М. Реморенко, Б.Д. Эльконина. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. С. 349365.

4.      Гуружапов В.А., Санина С.П. Введение студентов исследовательской магистратуры в проблемы организации учебной деятельности в основной школе (на материале естественнонаучных дисциплин) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. C. 121132. DOI:10.17759/pse.2015200312

5.      Егоренко Т.А., Санина С.П. Подходы к выявлению типовых ошибок младших школьников при освоении естественно-научных понятий // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 94106. DOI:10.17759/psyedu.2021130406

6.      Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: «Российская политическая академия» (РОССПЭН), 1997. 464 с.

7.      Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. DOI:10.17759/pse.2021260602

8.      Львовский В.А., Чудинова Е.В. Лакуны естественнонаучного образования / В.А. Львовский, Е.В. Чудинова, Е.Г. Ушакова [и др.] // Деятельностный подход в образовании: Монография. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. С. 328348.

9.      Львовский В.А., Санина С.П. Проблемно-задачный подход к обучению в школе и вузе // Современное образование в мегаполисе: векторы развития: сборник научных статей. М.: Издательство «Экон-Информ», 2018. С. 7588.

10.  Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 539. DOI:10.17759/pse.2021260301

11.  Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 627. DOI:10.17759/pse.2020250402

12.  Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 524. DOI:10.17759/pse.2021260601

13.  Развивающее обучение на пути к подростковой школе / Б.Д. Эльконин, А.В. Воронцов, Е.В. Чудинова. М.: Эврика, 2004. 239 с.

14.  Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 2. С. 6169.

15.  Санина С.П. Роль модульного обучения в развитии профессиональных компетенций студентов прикладного бакалавриата // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 5669. DOI:10.17759/psyedu.2018100306

16.  Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Рябинина Л.А., Шибанова Н.А. Введение исходных понятий: в поисках недостающих опор // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 414. DOI:10.17759/chp.2017130401

17.  Чудинова Е.В. Окружающий мир. 2-4 классы: методика проведения и оценки контрольно-диагностических работ: пособие для учителя // Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 60 с.

18.  Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 8593.

19.  Чудинова Е.В., Зайцева В.Е. «Трудное дыхание»: к вопросу о преодолении натурального в культурном // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 1. С. 60–68. DOI:10.17759/chp.2022180106

20.  diSessa A.A. A Friendly Introduction to “Knowledge in Pieces”: Modeling Types of Knowledge and Their Roles in Learning // Compendium for Early Career Researchers in Mathematics Education. 2019. P. 245264. DOI:10.1007/978-3-030-15636-711

21.  Gassaway L.J., Bottge B.A., Ma X., Jones M., Gravil M. Effects of Formative Assessment Strategies on the Fractions Computation Skills of Students with Disabilities // Remedial and Special Education. 2021. Vol. 42. No. 5. P. 279289. DOI:10.1177/0741932520942954

22.  Vosniadou S. The Development of Students' Understanding of Science // Frontiers in Education. 2019. Vol. 4. No. 1. article ID 32. 6 p. DOI:10.3389/feduc.2019.00032

Информация об авторах

Санина Светлана Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4033-3913, e-mail: saninasp@mgppu.ru

Расторгуева Маргарита Дмитриевна, Преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова» факультета «Психология образования», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3303-1052, e-mail: tuhtinamd@mgppu.ru