Психолого-педагогические основы подготовки педагогов к развитию исходных представлений младших школьников (на материале курса «Окружающий мир»)
Аннотация
В 2021 году рабочей группой Московского государственного психолого-педагогического университета была разработана методика развития исходных представлений обучающихся до научных понятий на материале курсов «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования. Методика была апробирована в работе со студентами в рамках модуля, нацеленного на развитие готовности будущих учителей к преподаванию основ естествознания. В статье представлены материалы исследования, в котором принимали участие студенты 3 курса программы бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки «Учитель начальных классов» (21 человек, которые были разделены на две подгруппы: экспериментальную – 11 человек, контрольную – 10 человек. Средний балл академической успеваемости каждой подгруппы студентов равен 4,7 по пятибалльной шкале) и обучающиеся 3-х классов средней общеобразовательной школы г. Москвы (51 человек, которые также были разделены на две группы: экспериментальную – 28 человек, контрольную – 23 человека). Уровень естественно-научной грамотности младших школьников измерялся с помощью трехуровневых тематических задач (автор – Е.В. Чудинова). Результаты исследования показали, что использование методики развития исходных естественно-научных представлений младших школьников при подготовке учителя начальных классов влияет на образовательные результаты учащихся, с которыми работают студенты. Отмечается, что студенты, которые проектировали уроки с использованием методики развития исходных естественно-научных представлений младших школьников, особое внимание уделяли не только правильным ответам учащихся, но и ошибочным суждениям. Это помогало им в организации учебной дискуссии. Подчеркивается, что ошибочное суждение может стать инструментом умственного развития младшего школьника.
Общая информация
Ключевые слова: младшие школьники, учителя, студенты, методика преподавания, окружающий мир, научные понятия, представления, диалог
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140406
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № 073-00110-22-02 «Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач».
Получена: 09.12.2022
Для цитаты: Санина С.П., Расторгуева М.Д. Психолого-педагогические основы подготовки педагогов к развитию исходных представлений младших школьников (на материале курса «Окружающий мир») [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. DOI: 10.17759/psyedu.2022140406
Литература
1. Выготский Л.С. Педология подростка: собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
2. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1. С. 5–19.
3. Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б. Некоторые дефициты базовых предметных компетенций выпускников бакалавриата педагогического вуза // Деятельностный подход в образовании / Под ред. И.М. Реморенко, Б.Д. Эльконина. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. С. 349–365.
4. Гуружапов В.А., Санина С.П. Введение студентов исследовательской магистратуры в проблемы организации учебной деятельности в основной школе (на материале естественнонаучных дисциплин) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. C. 121–132. DOI:10.17759/pse.2015200312
5. Егоренко Т.А., Санина С.П. Подходы к выявлению типовых ошибок младших школьников при освоении естественно-научных понятий // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 94–106. DOI:10.17759/psyedu.2021130406
6. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: «Российская политическая академия» (РОССПЭН), 1997. 464 с.
7. Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. DOI:10.17759/pse.2021260602
8. Львовский В.А., Чудинова Е.В. Лакуны естественнонаучного образования / В.А. Львовский, Е.В. Чудинова, Е.Г. Ушакова [и др.] // Деятельностный подход в образовании: Монография. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. С. 328–348.
9. Львовский В.А., Санина С.П. Проблемно-задачный подход к обучению в школе и вузе // Современное образование в мегаполисе: векторы развития: сборник научных статей. М.: Издательство «Экон-Информ», 2018. С. 75–88.
10. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 5–39. DOI:10.17759/pse.2021260301
11. Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 6–27. DOI:10.17759/pse.2020250402
12. Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 5–24. DOI:10.17759/pse.2021260601
13. Развивающее обучение на пути к подростковой школе / Б.Д. Эльконин, А.В. Воронцов, Е.В. Чудинова. М.: Эврика, 2004. 239 с.
14. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 2. С. 61–69.
15. Санина С.П. Роль модульного обучения в развитии профессиональных компетенций студентов прикладного бакалавриата // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 56–69. DOI:10.17759/psyedu.2018100306
16. Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Рябинина Л.А., Шибанова Н.А. Введение исходных понятий: в поисках недостающих опор // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 4–14. DOI:10.17759/chp.2017130401
17. Чудинова Е.В. Окружающий мир. 2-4 классы: методика проведения и оценки контрольно-диагностических работ: пособие для учителя // Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 60 с.
18. Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 85–93.
19. Чудинова Е.В., Зайцева В.Е. «Трудное дыхание»: к вопросу о преодолении натурального в культурном // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 1. С. 60–68. DOI:10.17759/chp.2022180106
20. diSessa A.A. A Friendly Introduction to “Knowledge in Pieces”: Modeling Types of Knowledge and Their Roles in Learning // Compendium for Early Career Researchers in Mathematics Education. 2019. P. 245–264. DOI:10.1007/978-3-030-15636-711
21. Gassaway L.J., Bottge B.A., Ma X., Jones M., Gravil M. Effects of Formative Assessment Strategies on the Fractions Computation Skills of Students with Disabilities // Remedial and Special Education. 2021. Vol. 42. No. 5. P. 279–289. DOI:10.1177/0741932520942954
22. Vosniadou S. The Development of Students' Understanding of Science // Frontiers in Education. 2019. Vol. 4. No. 1. article ID 32. 6 p. DOI:10.3389/feduc.2019.00032