Рецензия В.В. Давыдов «Деятельностная теория мышления»

999

Аннотация

Издание книги В.В. Давыдова «Деятельностная теория мышления» приурочено именно к 75-летию выдающегося ученого. В книгу включены главы из ранее изданных и хорошо известных монографий В.В. Давыдова («Виды обобщения в обучении», «Теория развивающего обучения», «Проблемы развивающего обучения»). Сборник состоит из работ В.В. Давыдова, в которых особо подчеркивается деятельностная основа мышления и подробно изложены факты и выводы о закономерностях развития мыслительной деятельности человека. Но эти работы позволяют по-новому взглянуть на идеи выдающегося ученого благодаря тому, что в издании нашли отражение и воззрения ученого на психологическую науку в целом, и логико-теоретические основания исследований В.В. Давыдова, и экспериментальные исследования условий и механизмов развития мышления, которые легли в основу теоретических и практических разработок. Помимо известных текстов В.В. Давыдова в издание включены архивные материалы. Это, в частности, расшифровки лекций, прочитанных В.В. Давыдовым для студентов МГУ. В них изложены важные моменты давыдовского понимания человеческого мышления как особого способа деятельности. Книга «Деятельностная теория мышления» является качественно подобранным сборником текстов, который достаточно полно излагает систему взглядов В.В. Давыдова на методологию и теорию мыслительной деятельности, и педагогическую практику. Она позволяет получить цельное представление об основных направлениях научной деятельности выдающегося отечественного психолога.

Общая информация

Ключевые слова: теория мыслительной деятельности, деятельностная теория мышления, экспериментальные исследования, Давыдов В.В., методология

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

Для цитаты: Журкова Е.А. Рецензия В.В. Давыдов «Деятельностная теория мышления» // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 2. С. 136–138.

Полный текст

В августе 2005 г. исполнилось бы 75 лет выдающемуся отечественному психологу В. В. Давыдову — одному из ярких представителей деятельностной теории и основателю собственной научной школы. Нетрудно заметить, что издание рецензируемой книги* приурочено именно к этой юбилейной дате.

На первый взгляд издание не отличается новизной — в него включены главы из ранее изданных и хорошо известных монографий В. В. Давыдова («Виды обобщения в обучении», «Теория развивающего обучения», «Проблемы развивающего обучения»), но, так же как в нормальной речи при изменении порядка слов или фраз часто рождается новый смысл, и в данном случае можно рассчитывать, что в результате определенным образом направленной перемены мест слагаемых возникнет эффект смыслопорождения. Вероятно, на этот эффект рассчитывали и составители книги, давшие ей весьма выразительное название, четко обозначившее их собственный творческий замысел — представить текстуальные доказательства существования разработанной В. В. Давыдовым «неклассической» теории мышления, теории, которая непосредственно связана с культурно-исторической теорией и особенно с теорией деятельности, которую сам В. В. Давыдов считал закономерным этапом развития культурно-исторической теории.

Формально можно сказать, что сборник в основном состоит из ранее опубликованных работ В. В. Давыдова, в которых особо подчеркивается деятельностная основа мышления и подробно изложены факты и выводы о закономерностях развития мыслительной деятельности человека. Однако творческая интрига новой книги состоит в том, что эти работы позволяют по-новому взглянуть на идеи выдающегося ученого, получить более цельное представление о его теории и почувствовать логику развития его взглядов относительно основ человеческого мышления, закономерностей его развития и проблем формирования в процессе учебной деятельности. Это становится возможным благодаря тому, что в издании нашли отражение и воззрения В. В. Давыдова на психологическую науку в целом, и логико-теоретические основания его исследований, и экспериментальные исследования условий и механизмов развития мышления, которые легли в основу теоретических и практических разработок.

Необходимо отметить, что помимо известных текстов В. В. Давыдова в издание включены архивные материалы. Это, в частности, расшифровки лекций, прочитанных В.В. Давыдовым для студентов МГУ им. М. В. Ломоносова. В них изложены важные моменты давыдовского понимания человеческого мышления как особого способа деятельности.

Составленная из различных работ, книга имеет как несомненные достоинства, так и недостатки. Главы, параграфы не сопровождены текстологическими и библиографическими ссылками (история написания и публикации того или иного текста, год и место издания, страницы и т. п.). В связи с этим читателям, интересующимся не только логикой, но и историей развития взглядов ученого, будет непросто определить, к какому периоду научной деятельности В. В. Давыдова относятся конкретные материалы и в каком контексте они были изложены самим ученым.

Рассмотрим подробнее структуру и содержание сборника. Составители разделили его на две части. Первая отведена логико-теоретическому контексту исследований В. В. Давыдова, философским истокам деятельностной теории мышления, вторая — экспериментальным исследованиям условий и механизмов развития мышления, проведенным В. В. Давыдовым и его коллегами. Каждая часть включает в себя несколько глав.

Первая глава посвящена характеристическому анализу концептуальных принципов «неклассической» психологии, в котором ученый подчеркивает значение основных понятий культурно-исторической теории для развития современной психологической науки. В главе излагаются взгляды В. В. Давыдова на историю становления и развития научной школы Л. С. Выготского. Основное внимание обращено на неразрывную связь идей Л. С. Выготского и его последователей с фундаментальным понятием деятельности. Ведь именно понятие о «реальной», или социальной, деятельности В.В. Давыдов определяет как источник культурно-исторической теории. Один из разделов первой главы целиком посвящен анализу современного состояния научной школы Л. С. Выготского. Здесь особо подчеркивается методологическая плодотворность свойственного культурно-исторической теории полидисциплинарного подхода в исследованиях (и не только мышления). Перспективы полидисциплинарной теории деятельности В. В. Давыдов прямо связывает с необходимым, по его мнению, объединением возможностей собственно теории деятельности и культурно-исторической теории.

Во второй и третьей главах книги раскрываются философские основания теории мышления В. В. Давыдова и описываются основные ее понятия: взаимосвязь деятельности, идеального и сознания; умственное действие; структура мыслительного акта; акцентируется внимание на понимании мышления как особого способа деятельности. В третьей главе изложены основные положения теории о двух основных типах обобщения — эмпирическом и теоретическом.

В четвертой главе представлена критика В. В. Давыдова эмпирической теории мышления в психологической науке (часть монографии «Виды обобщения в обучении»). Этот подробный анализ взглядов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже на проблему обобщения и образования понятий у детей, проведенный В. В. Давыдовым, стал важным шагом во всей психологической теории мышления.

Пятую главу книги составители посвятили взглядам В. В. Давыдова на вопросы воспитания и обучения. Понимая процессы воспитания и обучения как всеобщую форму развития психики, В. В. Давыдов создал теорию учебной деятельности, которая легла в основу множества практических разработок в области образования.

Вторая часть нового рецензируемого издания посвящена наиболее значительным экспериментальным исследованиям В. В. Давыдова, оказавшим огромное влияние на изучение и понимание условий и механизмов развития мышления. Экспериментальные исследования были очень важны для ученого, ведь для него иметь понятие о чем-то — значит уметь это что-то сделать. Составители книги «Деятельностная теория мышления» отвели для этих исследований достаточно много места, и это представляется очень важным, так как выдающиеся по замыслу и результатам экспериментальные исследования процессов развития мышления, начатые В. В. Давыдовым еще в 60-х гг. XX в., продолжаются последователями его теории и в настоящее время.

На наш взгляд, книга «Деятельностная теория мышления» — это качественно подобранный сборник текстов, дающий достаточно полное представление о системе взглядов В. В. Давыдова относительно методологии и теории мыслительной деятельности, а также педагогической практики, направленной на формирование и развитие этой деятельности. Кроме того, книга позволяет получить цельное представление об основных направлениях научной деятельности выдающегося отечественного психолога. Несомненно, это издание окажется чрезвычайно полезным для аспирантов и студентов психологических и философских факультетов, а также для научных работников, проводящих исследования в области мыслительной деятельности.


* В настоящем номере журнала печатается вторая глава рецензируемой книги — «Определение мышления». Составители и научные редакторы книги — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В.С. Лазарев, кандидат психологических наук Л. В. Берцфаи. Текст был любезно предоставлен Люцией Васильевной Берцфаи.

Литература

  1. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М., 2005. 

Информация об авторах

Журкова Евгения Алексеевна, сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, педагог-психолог ГОУ школа-интернат «Интеллектуал», Москва, Россия, e-mail: zhurkova_jane@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5253
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 999
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8