О значении искусства в контексте развития взрослого человека

783

Аннотация

Актуальнейшей для человека является потребность в осознании и переживании способности влиять на ход собственной жизни. В статье рассматривается роль восприятия произведений искусства в жизни личности как деятельности, которая способствует созданию человеком среды саморазвития через насыщение актуальности смыслом и потенцирование времени. Вслед за многими исследователями, потреб- ность в создании своего мира, в котором человек ощущает себя творцом, рассматривается как одна из базовых на протяжении жизни. По мнению авторов, восприятие художественного произведения позволяет удовлетворить эту потребность. Как один из основных механизмов воздействия художественного произведения на человека авторы называют создание его автором атмосферы недосказанности и тайны. При восприятии художественных произведений человек вовлекается в создание своего мира как средства саморазвития, что позволяет ему насыщать жизнь экзистенциальным смыслом, создавать свое жизненное пространство и возможности для самоосуществления.

Общая информация

Ключевые слова: среда саморазвития, восприятие художественного произведения, механизм воздействия, смыслообразование, саморазвитие

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. О значении искусства в контексте развития взрослого человека // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 38–45.

Фрагмент статьи

Среди важнейших потребностей и жизненных не- обходимостей взрослого человека значительную роль играет потребность в осознании и переживании своей способности влиять на ход собственной жизни. Это влияние обеспечивается не столько предсказуемостью хода своей жизни и способностью управ- лять ею, сколько эмоциональным переживанием включенности в жизнь и ее осмысленности. Чувство включенности и осмысленности позволяет переживать жизнь как подлинно свою, вписывает смысл жизни в контекст временной перспективы, создает возможность строить свое будущее, конструировать и сравнивать разные варианты поведения, искать экзистенциальный смысл своей жизни [13]. По нашему мнению, немаловажную роль в формировании открытого смыслового горизонта взрослого человека играет искусство.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы ге- ронтопсихологии. М., 2006.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом разви- тии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Выгот- ский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1968.
  5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Матери- алы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. Самара, 1998.
  6. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. М., 1997.
  7. Зинченко В.П. Психология доверия. Изд. 2-е, испр. и доп. Самара, 2001.
  8. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гума- нитарный контекст. М., 2010.
  9. Кемпинский А. Меланхолия / Пер. с польского. СПб., 2002.
  10. Леонтьев А.Н. К вопросу об эмоциональных эле- ментах детской игры // А.Н. Леонтьев. Психологические основы развития ребенка и обучения. М., 2009.
  11. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошколь- ной игры / А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М., 1983.
  12. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства: Учеб. пособие. М., 1998.
  13. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международ- ной конференции (Москва, 19—21 мая 2005 г.). М., 2005.
  14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строе- ние и динамика смысловой реальности. 2-е изд., исправл. М., 2003.
  15. Лотман Ю.М. О природе искусства // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
  16. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии твор- чества. М., 2001.
  17. Прокофьев В.Н. Подвиг великого упрямца // Пер- рюшо А. Сезанн. Серия «ЖЗЛ». Вып. 20 (432). М., 1966.
  18. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Смо- ленск; М., 2010.
  19. Успенский П.Д. Искусство и любовь // Русский Эрос, или философия любви в России / Сост. В.П. Шеста- ков. М., 1991.
  20. Флоренский П.А. Анализ пространственности и вре- мени в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000.
  21. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. М., 1997.
  22. Экзистенциальная психология // А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. М., 2005.
  23. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. М.: Симпозиум, 2002.
  24. De Bilde J., Vansteenkiste M., Lens W. Understanding the association between future time perspective and self-regu- lated learning through the lens of self-determination theory // Learning and Instruction, 2011, № 21, p. 332—344.

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2248
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 783
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2