Становление школьного психолога: размышления о развитии субъекта и деятельности

436

Аннотация

Данная статья — часть большого исследовательского проекта, осуществленного в Бразилии и посвя- щенного изучению педагогической деятельности. Статья предлагает теоретическое обсуждение трех понятий: стиля деятельности (Кло), стиля дискурса (Бахтин) и понятия габитус (Бурдьё). Эти понятия не только выступают скрепляющими элементами во взаимосвязи теоретического и эмпирического, но и сами становятся объектами исследования. Проект был во многом вдохновлен идеями и методологией «клиники деятельности» (Clinic of Activity) Ива Кло. Материал, представленный в статье, посвящен описанию школьным психологом своей деятельности, сконструированному им самим в ходе дискуссий в рамках методологического задания «инструкция для дублера» («instruction to the double»). Анализ, базирующийся на понятиях профессионального стиля и жанра (Кло), позволяет лучше понять процесс вхождения начинающего специалиста в профессию (metier) и дает представление о том, как новичок усваивает стиль деятельности и участвует в его конструировании, привнося отпечаток собственной личности в профессиональную деятельность.

Общая информация

Ключевые слова: супервизия учителей, стиль деятельности, габитус, школьные практики, развитие

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Анхос Д. Становление школьного психолога: размышления о развитии субъекта и деятельности // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 55–62.

Литература

  1. Anjos D. (2006). Como foi comec,ar a ensinar? Historias de professores, Historias da profissao docente. Dissertac,ao de Mestrado. Campinas, SP: FE-Unicamp.
  2. Bakhtin M. (2003). Estetica da criacao verbal. Sao Paulo: Martins Fontes.
  3. Bakhtin M. (1986) Speech genres and other later essays. Edited by Caryl Emerson and Michael Holquist. Austin, US, University of Texas Press.
  4. Clot Y. (2006). A func,~ao psicologica do trabalho. Petropolis. Petropolis/RJ: Vozes.
  5. Clot Y. (2008). Travail et Pouvoir d'agir. Paris: PUF.
  6. Clot Y., & Faita D. (2000). Genre e style en analyse du travail. Concepts et methodes. Travailler, n. 4, pp. p. 7—42.
  7. Clot Y., & Roger J.-L. (2005). Genericite et stylisation. Un exemple. Cahiers de l'IUFM de Rouen, n. 5, pp. 13—26.
  8. Clot Y., Faita D., Fernandez G., & Scheller L. (2011). Entretiens en autoconfrontation croisee : une methode en clin- ique de l'activite. Education Permanent, pp. 17—27.
  9. Faita D. (2004). Generos do discurso, generos de ativi- dade, analise da atividade do professor. In: A.R. Machado, O ensino como trabalho: uma abordagem discursiva. (pp. 55— 80). Londrina: Eduel.
  10. Faita D., & Vieira M. (2003). Quando os outros olham outros de si mesmo: reflex~oes metodologicas sobre a atuocon- frontac,~ao cruzada. Polifonia, pp. 27—65.
  11. Ferreirinho V.C. (2005). Praticas de socializac,ao de professores iniciantes na carreira. Quem e o iniciante? Anais 28a Reuniao Anual da Anped. (pp. 1—17). Caxambu: Anped.
  12. Oliveira P.H. (2011). De professor a orientador peda- gogico: Analise dos modos de constituicao atraves do trabal- ho.Campinas: Fapesp.
  13. Roger J.-L. (2007). Refaire son metier. Essais de clin- ique de l'activite. Toulouse: Eres.
  14. Saujat F. (2004). Specificite s de l'activite d'en- seignants debutants et genres de l'activite professorale. Polifonia, n. 8, pp. 67—93.
  15. Silva M. (2005). O habitus professoral: o objeto dos estudos sobre o ato de ensinar na sala de aula. Revista Brasileira de Educacao.
  16. Vygotski L.S. (2000). Manuscrito de 1929. Educacao e Sociedade, n. 71, pp. 23—44.

Информация об авторах

Анхос Даниела, аспирантка факультета образования Государственного университета в Кампинасе, Бразилия, e-mail: danjos04@yahoo.com.br

Метрики

Просмотров

Всего: 1918
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 436
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1