Использование чисел в вышивке цельталей, индейцев майя

803

Аннотация

В мезоамериканской цивилизации, особенно в культуре майя, числа предстают элементами картины мира, а не только инструментом для осуществления вычислений, как это происходит в западных обществах, где их функция воспринимается почти исключительно как вспомогательная при различного рода подсчетах и моделировании реальности. Изучение того, как пользуются числами в своей повседневной жизни цельтали, индейцы группы майя, позволяет рассмотреть количественные отношения сквозь призму культурно и исторически обусловленных социальных практик. В настоящей статье представлен ана- лиз использования чисел женщинами-вышивальщицами племени майя, выявивший некоторые когнитивные и социокультурные аспекты, касающиеся, в том числе, специфических культурных смыслов, связанных с космологией майя. Особенно важными оказываются смыслы, напрямую отсылающие к сердцу и тому, что является священным. В статье показано, как через повседневное использование чисел в своей работе вышивальщицы выражают и сами участвуют в поддержании издревле существующих культурных и социальных представлений майя о мире. Схожим образом эти представления отражаются и в названиях чисел, вобравших в себя элементы общественного устройства майя, телесной организации, и даже имена богов.

Общая информация

Ключевые слова: культура, количественные отношения, космология, сердце

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мендес М.М. Использование чисел в вышивке цельталей, индейцев майя // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 98–105.

Фрагмент статьи

This paper shows how the names of numbers have been constructed and how through the use of numbers Mayan embroiderers express and keep alive a Mayan cosmovision. I argue that in this case the use of numbers is not adequately understood: it has been seen as simply a mathematical tool used for utilitarian calculation. Multiple dimensions come into play in the use of numbers, not only the cognitive and social dimensions, but also affective, emotional, corporal, symbolic and spiritual dimensions. Consideration of all these dimensions, and not only the cognitive and social aspects, is important in mathematical education.

Литература

  1. Barriga F. (2004). Los numeros y la numerologia entre los mayas. Tesis doctoral. Escuela Nacional de Antropologia e Historia. Mexico.
  2. Bishop A. (1999). Enculturacion matematica. La educa- cion matematica desde una perspectiva cultural. Barcelona: Paidos.
  3. Bonfil G. (1988) Mexico profundo, una civilizacion negada. Mexico: Grijalbo.
  4. Brunhouse R. (1973). In Search of the Maya. The First arqueologists. Alburquerque: University of New Mexico Press.
  5. Commaroff, Jean and John Commaroff (2003). Ethnog- raphy on an awkward scale: Postcolonial Anthropology and the violence of abstraction. Ethnography 4 (2): 147—79.
  6. De Sousa B. (2010) Refundacion del estado en America Latina, perspectivas desde una epistemologia del sur. Mexico: Siglo XXI.
  7. Geertz C. (1987). La interpretacion de las culturas. Me- xico: Gedisa.
  8. Guiteras C. (1965) Los peligros del alma. Vision del mundo de un tzotzil. Mexico: Fondo de Cultura Economica.
  9. Hernandez N. (1998). Mas alla de los 500 anos, en In tlahtoli, in ohtli. La palabra, el camino. Memoria y destino de los pueblos indigenas, Mexico: Plaza y Valdes, pp. 63—68.
  10. Lave J. (2011) Apprenticeship in critical ethnographic practice. Chicago: University of Chicago Prees.
  11. Lenkersdorf G. (1999) Cosmovision Maya. Mexico: CeAcatl.
  12. Lenkersdorf C. (2004) Conceptos tojolabales de filosofia y del altermundo. Mexico: Plaza y Valdes Editores.
  13. Leon Portilla M. (1992) Literaturas Indigenas de Me - xico. Mexico: Fondo de Cultura y Economica.
  14. Leon Portilla M. (2007) El reverso de la conquista. Me- xico: Joaquin Morritz.
  15. Lopez Austin A. (2005) Modelos a distancia: antiguas concepciones nahuas, en El modelo en la ciencia y la cultura. Mexico: Siglo XXI-UNAM.
  16. LopezAustin A., Millones L. (2008) Dioses del Norte, Dioses del Sur. Mexico: ERA.
  17. Nunes T. (1992). Ethnomathematics and everyday cog- nition. In D. A. Grouws (Ed.), Handbook of research on math- ematics teaching and learning: A project of the National Council of Teachers of Mathematics (pp. 557—574). New York: Macmillan Publishing Company.
  18. Saxe G.B. (1988). Candy selling and mathematics learning. Educational Researcher. August 1988 vol. 17 no. 6. pp. 141—21.

Информация об авторах

Мендес Мириам Морамай, аспирантка факультета исследований в образовании, Центр передовых научных исследований Национального политехнического Института, Мексика, e-mail: mmicalco@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1994
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 803
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1